Смекни!
smekni.com

Первая мифологические стадии эволюции сознания (стр. 56 из 95)

[2] Kees, Aegypten, p.29.

[3] Стела Меттерниха, в Roeder, Urkunden, p.90.

[4] Budge, Book of the Dead, intro., p. cllOO].

[5] Erman, Religion, pp.362 f.

[6] Blac.kman, in Hooke, Myth and Ritual, p.30.

[7] См. выше, c.l 10.

[8] В связи с табу, окружающими свинью, роль, которую она играла в Египте, в высшей степени неясна. То, что не было обнаружено никаких ранних изображений свиней, топчущих зерно, вовсе не доказывает, что первоначально .эту операцию выполняли овцы, а свиньи появились в этой роли только в Новом Царстве. Всегда остается вероятность того, что свиньи изображались лишь в Новом Царстве из-за того, что до этого табу было слишком строгим. Отождествление дикого кабана с врагом и убийцей юного бога, который, как Аттис, Адонис, Таммуз и Осирис, был богом зерновых, кажется указывает на то, что свинья играла отрицательную роль в ритуале. Верно, что в ранних церемониях коронации роль врага возлагалась на быков и ослов (Блэкман, указ, соч., с. 30), но в Книге Мертвых Сет все еще появляется и как вепрь, и как бык.

[9] Budge, Book of the Dead, Intro., pp.xix and cxx.

[10] The Golden Bough (abridged edn., 1951), pp.438 ff.

[11] Van der Leeuw, Religion in Essence and Manifestation.

[12] "Из молитв несправедливо преследуемого" в Erman, The Literature of the Ancient Egyptians, p.304.

[13] Budge, op.cit., figs, to Chs.28 and 149.

[14] Sakkara pyramids; cf. Budge, intro., p.cxx.

[15] Там же, Гл. 43.

[16] Frazer, op.cit., p.423.

[17] Если окажется верным маловероятное предположение о том, что Осирис первоначально был шумерским богом Лзаром и попал в Египет через Месопотамию (см. Winlock, Basreliefs from thr Temple of Rameses I at Abydos, p.7n), тогда Библ, как находящийся на пересечении культур, становится даже еще более важным. Во времена матриархального культа плодородия Египет, по-видимому, в культурном отношении зависел от Библа, как об этом свидетельствует миф в истории о том, что Исида привезла Осириса в Египет из Библа.

[18] AJeremias, op.cit., lig.125.

[19] Плотницкое дело, как священный процесс, также относится к этому канону. Древесина, подобно молоку и вину, считалась жизненной основой Гора-Осириса (см. Blackman, op.cit., p.30), а кедровое масло, обладающее консервирующими и закрепляющими свойствами, играло важную роль в бальзамировании. [Символизм древесины повторяется в легенде о том, что Иисус был плотником: см. Coomaraswamy, The Bugbear of Literacy. — Прим. перев.\.

[20] Budge, op.cit., fags, to pp.73, 77, 121.

[21] Budge, Guide to the Fourth, etc., Rooms, p.98.

[22] См. выше, с. 264 и далее.

[23] См. выше, рис. 31 и далее.

[24] См. выше, рис. 31, с. 265.

[25] Budge, Book of the Dead, Ch.43.

[26] См. выше, с. 240.

[27] Budge, op.cit., intro. to Ch.43.

[28] Там же, гл.155. Умершему обещают, что он станет совершенным духовным существом, кху, и что в праздник Нового Года он присоединится к сопровождающим Осириса. Это дает нам важный ключ к пониманию значения колонны джед на празднике Нового Года, что будет обсуждаться позднее.

[29] Petrie, The Making of Egypt, Pis. X.LII.

[30] Erman, Religion, p.265.

[31] Op.cit., intro. To Ch.98.

[32] The Mothers, Vol. II, pp.778 f.

[33] Тексты пирамид, заклинания 472, 974 in Erman, Religio, p.219.

[34] Budge, op.cit., pp.55,73,77.

[35] Erman and Ranke, MAegypten, p.318.

[36] Moret, 'The Nile, p.58.

[37] Winlock, op.cit,., p.21.

[38] Budge, op.cit., figs, on pp.81, 94.

[39] Там же, с.666.

[40] Там же, Гл. 17.

[41] Самовосстанавливающий характер кхепри имеет здесь первостепенное значение. Произошел ли здесь перенос первоначально лунного смысла на солнце, как полагает Бриффо, — в данном контексте значения не имеет.

[42] Op.cit., p.4n.

[43] См. выше, с. 36

[44] Moret, op.cit., p.376; Kees, op.cit., p.11.

[45] Стела Меттерниха, в Roeder, op.cit., p.90. 46 Budge, op.cit., fig. to p.211.

[47] Там же, Гл.175; Kees, op.cit., p.27.

[48] Budge, op.cit., Ch.64.

[49] He имеет значения, датируем ли мы Первую Династию по Петри, 4300 годом до н. э , или по Бристеду, 3400 годом до н. э. В любом случае мы оказываемся в начале исторической эпохи.

[50] Тексты Пирамид, заклинания 370-375, в Sethe, Peramidentexte.

[51] Вопрос, на который сейчас нельзя ответить, состоит в том, не могло ли значение зерна, множество изменений его значения, особенно как символа духовной трансформации в тайных религиях, первоначально быть связано с явлением ферментации и с приготовлением опьяняющих напитков. Ибо Осирис — это не только бог зерна, но также и бог вина; кроме того, праздник Крещения, 6 января, когда отмечается превращение воды в вино при бракосочетании Кана является также празднованием превращения воды в вино, произведенным Осирисом (Gressmann, Tod und Auferstehung des Osiris). Опьяняющие напитки и оргии плодородия всегда ассоциировались друг с другом в древнем мире и до сих пор продолжают объединяться в примитивных обществах. Действительно, превращение зерна в спирт повсюду должно было поражать человечество как один из самых удивительных примеров естественного превращения. Основой спиртного напитка, будь то пшеница, рис, маис, тапиока и т. д., неизменно является плод земли, "Сын Земли", который занимает центральное место в ритуале плодородия. Вследствие своей странной трансформации этот земной продукт приобретает опьяняющий характер духа и становится таинством, посредничающим откровением, мудростью, спасением. Эта вековечная основа таинства продолжает просматриваться не только в дионисийском и христианском символизме вина, но и везде, где имеет место священное опьянение. Было бы удивительно, если бы тайные учения о трансформации, которые процветали в древнем мире вплоть до времени алхимиков, не были бы связаны с этим первичным явлением. Prima materia как мертвое тело, его очищение и восхождение духа, освобождение духа от тела, пресуществление и т. д. — все это процессы отражаются в таинстве опьянения и в то же время иллюстрируют духовную историю Сына Земли, или Зерна, так что эти образы вполне могут быть символическими прототипами духовной трансформации. Такие ассоциации, будучи архетипическими, не ограничиваются западом; например, в Мексике мы находим ту же связь между юным богом зерна и опьянением, представленную здесь божествами пульке.

[52] Budge, op.cit, Chs.83, 94, 154.

[53] Там же, введение, c.xii.

[54] Пирамида Пепи I, в Moret, Mysteres Egyptiens.

[55] Там же, с. 210.

[56] Moret, The Nile, p. 183.

[57] Там же, с. 184.

[58] Frazer, Golden Bough, p.436.

[59] Там же.

[60] Blackman, op.cit., p.21.

[61] Там же, с.21.

[62] Erman and Ranke, op.cit., p.318.

[63] Blackman, op.cit., p.32.

[64] Там же, с.33.

[65] Jung, "The Structure of the Psyche", p.150.

[66] См. выше, с. 93 и далее.

[67] Геродот, Книга II.

[68] См. выше, с. 94.

[69] Женской копией мифа о Горе-Осирисе является миф о Деметре и Коре. Относящийся к этому материал собран в Jung и Kerenyi, Essays on a Science of Mythology.

[70] Reitzenstein, Hellenistixhe Mysterienreligionen, pp.75 f.

[71] Юнг. "О перерождении".

[72] Mereshkovski, The Secret of the West, p.288. Однако в Египте латук был священным для Коптского Мина в связи с его усиливающими половое чувство свойствами (см. Kees, Gotterglan.be, р.349).

[73] См. выше, с. 144 и далее.

[74] См. выше, с. 210.

[75] Rnitznnstein, op.cit., p.252.

[76] Так как алхимия фактически зародилась в Египте, то вполне вероятно, что эзотерические интерпретации мифа об Осирисе могут находится среди основ этого искусства. Осирис выступает одним из символов для обозначения свинца, и его трансмутация в солнечное золото Ра является основной целью "великого дела". Восхождение и сублимация настолько же характерны для Осириса, как и его связь с Ра.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СТАДИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

А Первоначальное единство
Центроверсия и формирование Эго

Первоначальное единство

Вторая часть этой работы является попыткой оценить в свете аналитической психологии процессы, мифологическую проекцию которых мы описали в первой части. Теперь мы должны продемонстрировать значение мифа для современного западного человека и показать, каким образом он способствовал развитию его личности.

Наряду с кратким описанием стадий психологических развития, обсуждавшихся в первой части, мы представляем здесь кое-какой материал из спекулятивной "метапсихологии", чтобы дополнить и расширить нашу тему. Отрывочность и известные ограничения нашего опыта не должны останавливать нашу попытку критически оценить сложившуюся на данное время ситуацию и выявить единственный объединяющий эволюционный аспект, который поставит наши отдельные открытия на надлежащее им место и определит их истинную ценность. Это всего лишь один из многих возможных и необходимых аспектов аналитической психологии, но мы считаем, что эволюционный аспект архетипических стадий имеет значение не только для теории, но также и для практики психотерапии. Стадиальная психология, которую мы пытались обрисовать, дает больше, чем вклад в психологию индивидуальной личности; ибо психологический подход к культуре, должным образом акцентирующий гуманистическое значение глубинной психологии Юнга, был бы невозможен, если бы аналитическая психология не продвинулась из личностной сферы к коллективной психологии. Прежде, чем подвергать психологической интерпретации стадиальное развитие Эго, обсуждавшееся в Части I, мы должны сделать несколько вводных замечаний относительно концепции Эго, стадий и нашего метода интерпретации.