Смекни!
smekni.com

Политика идентичности местных элит: международное измерение (стр. 7 из 11)

С точки зрения такого аспекта проведения политики идентичности как формирование образа надёжного партнёра, показательно, как городские реагируют на импульсы, посылаемые политическим истеблишментом Финляндии. Известно, что одной из главных проблем, на которой акцентируют внимание финские коллеги, является преступность, из-за чего город получил название “криминальной столицы Карельского перешейка”. Описанию процесса борьбы с преступностью городские власти нередко уделяют значительное время в рамках международных встреч. Во время приезда иностранных делегаций местные власти организуют “экскурсии” для ознакомления коллег с работой центров социального обслуживания, адаптационных центров и др. мест социальной помощи.

С точки зрения формирования имиджа “надёжного партнёра” в рамках международных встреч, мероприятий и т.п., элитам важно сделать акцент на наличии опыта сотрудничества, что выгодно отличает Выборг от других городов не только Ленинградской области, но и России. Здесь нередко подчёркивается опыт Выборга, накопленный в уже достаточно длительном процессе приграничного взаимодействия. Комментарий одного из Выборгских чиновников относительно конференции, посвящённой иностранным инвестициям в России, достаточно точно характеризует, то место, которое пытается занять Выборг: “Она была достаточно полезной для тех участников - россиян, кто делает первые шаги в сфере сотрудничества с иностранцами. Они имели возможность почерпнуть здесь массу необходимой информации. Ну а для тех, кто как выборжане, уже освоил азы внешней экономики на практике, конференция стала повторением пройденного. О выборгских инвестиционных проектах наслышаны в мире и не случайно, только по поводу создания свободных таможенных зон у руководства города уже побывали представители деловых кругов из Финляндии, Швеции, США и Гонконга”[66].

Таким образом, мы можем отметить, что в условиях сформировавшейся зависимости развития города от приграничного взаимодействия политику идентичности элиты используют как дополнительный ресурс с целью укрепления сотрудничества и превращения его в устойчивый институт. Кроме того, политика идентичности направлена на формирование “единого пространства норм”, что также укрепляет базу приграничного взаимодействия.

2.3. Результаты проведения политики идентичности в отношении иностранных партнёров

Результаты проведения политики идентичности, а, следовательно, и её роль в процессе международного сотрудничества, определяется тем уровнем сотрудничества в рамках которого эта политика реализуется. Здесь мы выделим два основных уровня: уровень, который условно обозначим Выборг – Европейский Союз, нашедший отражение в реализации европейских программ и уровень Выборг – Финляндия , Швеции (составные части Финляндии, Швеции).

В рамках программ трансграничного взаимодействия, таких как Северное измерение, определяющим оказывается его удобное географическое положение, которое соответствует целям, заявленным в Северном измерении.

Безусловно, средства, выделенные в рамках программ, могут быть потрачены не по назначению. Однако, как правило, участие в этих программах требует строгой отчётности и даже в рамках этих программ городской элите необходимо зарекомендовать себя надёжными партнёрами. Но поскольку средства на развитие проекта “Северное Измерение” от европейского Союза получает Финляндия, то, очевидно, что этот проект будет продолжать реализовываться и без проведения чётко продуманной соответствующей политики идентичности. Однако, здесь как представляется, будут важны так называемые “объективные” преимущества. Иными словами, если в Северном измерении декларируется, что одной из целей программы является развитие Финского залива и транспортной системы Северо-Запада[67], то можно предположить, что Выборг , как портовый город будет включен в реализацию этой программы только исходя из соответствия критериям.

Так, совместно с Финляндией реализуется большое количество совместных проектов социальной направленности. Такие проекты ставят целью улучшение положения детей в Выборгском районе, искоренение форм детского труда, предотвращение распространения наркомании. Эти проекты осуществляются Финляндией прежде всего в русле реализации политики т.н. мягкой безопасности и улучшения положения дел на границе. То же самое можно сказать относительно реализации в Выборге проектов в рамках европейских программ TACIS и INTERREG. В рамках этих программ реализуются проект “Единый приграничный город”, нацеленный, по словам одного из респондентов, на создание единой приграничной территории, которая была бы экономически привлекательна для инвесторов, для жителей, для приезжих[68]. В рамках общего проекта по созданию Балтийских еврорегионов (Baltic Regional Network ) , планируется создание совместного с финской Лапеенрантой “первого еврорегиона в Ленинградской области”[69]. И в качестве основной причины работы указанных программ в Выборге, чиновниками города называется соответствие главному критерию этих программ – нахождение в приграничной зоне. “Выборг – приграничный город. Есть определённые европейские программы, нацеленные именно на приграничное сотрудничество. Мы под это подходим, вот и всё”[70] – поясняла глава отдела по внешним связям Выборгского района.

Очевидно, что в случае реализации готовых европейских программ, нет необходимости в проведении какой бы то ни было политики идентичности. В контексте международного сотрудничества главная роль политики идентичности может состоять в помощи в привлечении ресурсов из-за рубежа. Однако в рамках программ, как мы видим, решающим, скорее оказывается географический фактор. Кроме того, сама Финляндия, получающая финансирование на программы приграничного взаимодействия от Европейского Союза, заинтересована в поиске партнёров с российской стороны. Таким образом, в рамках сотрудничества по линии Европейский Союз – Выборг, которое реализуется посредством включённости города в ряд европейских программ, важным является географический фактор. Это происходит по тому, что в масштабах всего Европейского Союза политика идентичности, проводимая элитами города, не может быть важным и значимым аргументом.

По-иному с ролью политики идентичности дело обстоит в реализации сотрудничества непосредственно с одной страной или её составными частями. И здесь конструирование политики идентичности действительно оказывается значимым аргументом. Аргумент политики идентичности становится важным в рамках небольшого пространства. В рамках тесного взаимодействия западные партнёры не заинтересованы в присутствии на территории Выборга на неблагоприятных для них условиях.

В рамках взаимодействия с финскими партнёрами политика идентичности играет важную роль и нередко оказывается успешной. Интересны примеры использования “изобретения традиций” для формирования имиджа “надёжного делового партнёра”. Один из известных бизнесменов и политический деятель Выборга при организации своего предприятия взял название и историю финской фирмы, которая функционировала на территории города в первой половине XX века. Так, вполне успешно был сформирован имидж не “очередной фирмы”, а устойчивого стабильного предприятия, с длительной историей существования. Сегодня это предприятие является одним из крупнейших и динамично развивающихся в городе с большим штатом сотрудников.

Стратегия воссоздания истории города, как близкого к ганзейскому поясу вряд ли могла быть оценена как успешная, если бы не получала ответной реакции от тех, кому она адресована. Так, генеральный консул Германии в Санкт-Петербурге, во время приезда в Выборг заявил о том, что для меня Выборг оказался очень интересным и привлекательным городом. В Выборге присутствует ганзейский дух. Это современный дух, который вырос из частной инициативы. Мы приехали сюда, чтобы найти точки соприкосновения с вашим регионом”[71]. Затем, эта история была рассказана одним из респондентов.

Исторические мероприятия города, которые презентируют историческую общность города с основными странами – партнёрами, играют важную роль в налаживании сотрудничества. Так, празднования 700-летия Выборгского замка в 1993 году стало фактически началом сотрудничества со Швецией и послужило катализатором взаимодействие с финскими партнёрами. На праздновании 700-летия, где, безусловно, были артикулированы уже указанные выше преимущества, были организованы ряд встреч в рамках проведённым Дня Швеции и Дня Финляндии, которые послужили толчком к сотрудничеству.