Смекни!
smekni.com

«Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» Ростов-на-Дону (стр. 12 из 12)

Вероятно, Кэрролл мог бы воспользоваться теми же сло­вами, чтоб передать композиционно-художественный замы­сел «Алисы в Зазеркалье» (хотя идейная задача сказки, разумеется, иная: Бергмана волнует относительность наших психологических оценок, наших суждений о мире, Кэр­ролла — относительность самого мира).

В поэтике современного кинематографа феномен зерка­ла — не всегда названный и признанный, но всегда активно взаимодействующий с другими приемами нового искус­ства — завоевывает все большее признание: и как примета быта, и как «множительный аппарат» по тиражированию ракурсов, и как изобразительная среда, органически отве­чающая запросам и претензиям движущейся фотографии. Но самое важное, что находит кинематограф в зеркале,— это его качество Нового Пространства, которое художник вправе соотносить на экране с Обычным и Старым. Как бы это Новое Пространство ни подавалось в фильме — под маркой ли сновидения, воспоминания, «картинки изнутри», грезы, миража, фантазии или в костюме сатаны, вампира, прямого выходца «оттуда», из Зазеркалья,— оно дарит искусству новые возможности.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

1. А.Вулис упоминает о фольклорном понимании зеркала, что вы знаете об этом?

2. В каких вопросах трактовки зеркальности происходит сближение языка литературы и кинематографа?

3. Как соотносится феномен зеркала и памяти в кинематографе?

4. Дополните примерами мысль А.Вулиса о связях мотивов зеркала и двойничества с мотивами вивисекции и дегуманизации.

Перечень использованных текстов:

Лотман Ю.М. О семиотике понятий «стыд» и «страх» в механизме культуры // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: «Искусство-СПб», 2000.С.664-666.

Башляр Г. Ящики сундуки и шкафы // Башляр Г. Избранное: Поэтика пространства. М.: РОССПЭН, 2004. С.79-83.

Барт Р. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. С.82-84.

Ямпольский М. Стекло // М.Ямпольский. Наблюдатель. М.: “Ad Marginen”, 2000. С.113-125.

Руднев В. Время и текст // Руднев В. Прочь от реальности. М.: Аграф, 2000. С.18-33.

Вулис А. Давайте пойдем в кино! // Вулис А. Литературные зеркала. М.: «Советский писатель», 1991. С.376-390.