Смекни!
smekni.com

«Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» Ростов-на-Дону (стр. 9 из 12)

Хронологически начало «страха смерти» совпадает с деэсхатологизацией культуры, начавшейся в середине XIX века в прямой связи с естественно-научным и фи­лософским позитивизмом и в конечном счете с откры­тием второго закона термодинамики, который был сформулирован Кельвином и Клаузиусом в 1850 году и положил начало энтропийной модели времени..

Деэсхатологизация времени была процессом отнюдь не долгим, так как культуре противопоказан страх смер­ти. Поэтому уже с конца XIX века в философской мысли начинается мощное антиэнтропийное движение, направ­ленное на то, чтобы сомкнуть острие «стрелы времени», неумолимо движущейся к максимальной энтропии, с ее началом. Это движение развивалось по двум направлени­ям, одно из которых можно назвать ремифологизацией, а другое — реэсхатологизацией.

Уже Людвиг Больцман в «Лекциях по теории газов» формулирует флуктуационную гипотезу возникновения мира, в соответствии с которой Вселенная возникла в результате чрезвычайно маловероятного события. Именно поэтому энтропия в начале развития Вселен­ной, по мнению Больцмана, была низкой. С этого мо­мента она увеличивается до тех пор, пока это не приве­дет к тепловой смерти Вселенной. Но этот процесс, по Больцману, является лишь очень вероятным, но не до­стоверным. Существует мизерная вероятность того, что элементы вселенной вновь распределятся таким же об­разом, как это было в ее начале, что приведет к флукту-ационному взрыву и мир повторит свое развитие. Эта вероятность равна вероятности того, что в один и тот же день все жители одного города покончат жизнь само­убийством.

Гипотеза Больцмана является вероятностной, в соот­ветствии с ней возвращение мира практически не про­изойдет никогда. В менее же строгих построениях мыс­лителей начала XX века идея возвращения становится поистине навязчивой. Она пронизывает философию жизни Ф. Ницше, аналитическую психологию К. Г. Юн­га и практически всю философию истории века — по­строения О. Шпенглера, Н. А. Бердяева, Й. Хёйзинги, А. Дж. Тойнби, М. Элиаде..

Одновременно с ремифологизацией начинается и реэсхатологизация, для которой характерно совмещение христианского понимания мира с его естественно-науч­ной картиной. В конце XIX века это движение связано в первую очередь с именем Н. Ф. Федорова, основной це­лью «философии общего дела» которого было антиэнт­ропийное достижение земного рая при помощи физичес­кого воскрешения мертвых. Характерно, что Федоров, апеллируя к первому началу термодинами­ки (закону сохранения энергии), совершенно игнориро­вал второе. В XX веке наиболее яркий представитель движения реэсхатологизации — Пьер Тейяр де Шарден, развивающий концепцию прогрессивного антиэнтропий­ного развития мира, направленного к так называемой точке Омега, к рождению Бога, единого самосозидающе­го интеллекта. По-видимому, культуре вообще не свойственно быть атеистической. Атеизм в культуре часто выступает как квазиатеизм. Так, А. Дж. Тойнби показал, что концеп­ция исторического материализма является лишь разно­видностью христианского учения, идея коммунизма — вариантом эсхатологического второго пришествия. По-видимому, так называемые материализм и идеализм суть дополнительные описа­ния одного объекта. Говоря обобщенно, точка зрения идеализма совпадает с точкой зрения текста, а точка зрения материализма — с точкой зрения реальности (ср. вывод Л. Витгенштейна о том, что идеализм и материа­лизм суть одно, если они строго продуманы..

В культуре XX века существовала еще одна точка зрения на время, связанная с традицией английского «абсолютного идеализма» начала века [Bradley 1969; Alexander 1903; McTaggart 1965; Dunne 1920, 1930]. Эти философы исходили из того, что ноуменально времени вообще не существует, а иллюзия времени возникает в статичном мире из-за непрерывного изменения внима­ния наблюдателя.

Наиболее интересной в плане семиотического рас­смотрения проблемы времени является концепция Джо­на Уильяма Данна. Есть два наблюдателя, говорит Данн. Наблюдатель 2 следит за наблюдателем 1, находящимся в обычном четырехмерном пространственно-времен­ном континууме. Но сам этот наблюдатель 2 тоже дви­жется во времени, причем его время не совпадает со временем наблюдателя 1. То есть у наблюдателя 2 при­бавляется еще одно временное измерение, время 2. При этом время 1, за которым он наблюдает, становится про-странственноподобным, то есть по нему можно пере­двигаться, как по пространству — в прошлое, в будущее и обратно, подобно тому как в семиотическом времени текста можно заглянуть в конец романа, а потом перечи­тать его еще раз. Далее Данн постулирует наблюдателя 3, который следит за наблюдателем 2. Континуум этого последнего наблюдателя будет уже шестимерным, при этом необратимым будет лишь его специфическое время 3; время 2 наблюдателя 2 будет для него пространственноподобным. Нарастание иерархии наблюдателей и соответственно временных изменений может продол­жаться до бесконечности, пределом которой является Абсолютный наблюдатель, движущийся в абсолютном Времени, то есть Бог.

Интересно, что, согласно Данну, разнопорядковые наблюдатели могут находиться внутри одного сознания, проявляясь в особых состояниях сознания, например во сне. Так, во сне, наблюдая за самим собой, мы можем оказаться в собственном будущем —- тогда-то мы и ви­дим пророческие сновидения. Теория Данна — являет­ся синтетической по отношению к линейно-эсхатологи­ческой и циклической моделям. Серийный универсум Данна — нечто вроде системы зеркал, отражающихся друг в друге. Вселенная, по Данну, — иерархия, каждый уровень которой является текстом по отношению к уровню более высокого порядка и реальностью по отно­шению к уровню более низкого порядка.

Концепция Данна оказала существенное влияние на культуру XX века, в частности на творчество X. Л. Бор­хеса, каждая новелла которого, посвященная проблеме времени и соотношению текста и реальности, законо­мерно дешифруется серийной концепцией Данна, кото­рую Борхес хорошо знал. Так, в новелле «Другой» ста­рый Борхес встречает себя самого молодым. Причем для старика Борхеса это событие, по реконструкции Борхе­са-автора, происходит в реальности, а для молодого — во сне. То есть молодой Борхес во сне, будучи наблюда­телем 2 по отношению к самому себе, переместился по пространственноподобному времени 1 в свое будущее, где встретил самого себя стариком, который, будучи на­блюдателем 1, спокойно прожил свой век во времени 1. Однако молодой Борхес забывает свой сон, поэтому, ког­да он становится стариком, встреча с самим собой, путе­шествующим по его времени 1, представляется для него полной неожиданностью (подробно о концепции Данна в связи с «серийным мышлением» начала XX века см. Культура — это огромный текст. Но лю­бой текст только тогда является текстом, когда он может быть прочитан. Последнее, как писал М. М. Бахтин, —«вытекает из природы слова, которое всегда хочет быть услышанным, всегда ищет ответного понимания и не останавливается на ближайшем понимании, а пробивается все дальше и дальше (неограниченно). Для слова (а следовательно, для человека) нет ничего страшнее безответности. Даже заведомо ложное слово не бывает абсолютно ложным и всегда предполагает инстанцию, которая поймет и оправдает хотя бы в фор­ме: "всякий на моем месте солгал бы также"».

Представим себе, что всю жизнь человека можно записать на видеомагнитофонную кассету. Пусть эта запись будет обладать еще большим сходством с ре­альной жизнью человека: будет стереоскопической, будет воспроизводить вкус и запах и т. п. В любом слу­чае эта запись будет являться текстом лишь в том слу­чае, если ее кто-то прочтет после того, как она будет записана. В противном случае она превратится в бес­смысленный конгломерат из предметов реальности. Культура для идеалистического сознания есть «видео­магнитофонная запись» жизни всего человечества. Ес­ли предположить, что после смерти человечества она не будет прочитана (ср. финал романа Г. Гарсиа Мар­кеса «Сто лет одиночества», где жизнь рода Буэндиа оказывается записанной на манускрипте от начала до конца; ср. также апокалиптический мотив книги, кото­рую дает Ангел Иоанну и в которой записана судьба человечества), то развивать ее бессмысленно, так как она превращается в конгломерат ничего не значащих вещей. Поэтому в рамках такого сознания понятие движения времени в сторону увеличения энтропии, в сторону физиологической смерти есть такое же само­отрицающее понятие, как понятие мифа. Человеку христианской культуры (а это равносильно тому, что­бы сказать: человеку европейской культуры) не свой­ственно думать, что он умрет «окончательно». Он лишь знает о смерти других, то есть знает, что другие время от времени в физическом смысле перестают су­ществовать. Сама смерть не является событием жизни человека. Поэтому для идеалиста внесемиотическая реальность является не­существующей абстракцией.

Вопросы для самоконтроля и самостоятельной работы:

  1. Как соотносятся понятия смерти и текста согласно различным трактовкам времени в культуре?
  2. Почему понятие энтропии оказывается особо актуальным для трактовки культурной ситуации конца XX века? Прочитайте рассказ Т.Пинчона «Энтропия», подумайте над его проблематикой в свете вышеизложенной концепции Руднева.
  3. Почему Руднев, при всей разнице методологических позиций с Бахтиным, акцентирует бахтинскую идею диалога?
  4. Прочитайте постмодернистский роман Дж.Барнса «История мира в 10 ½ главах» с целью анализа концепции времени. Обратите внимание на завершающую главу романа: как она связана с понятиями времени, культуры, смысла?