Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 13 из 33)

Отсюда мы видим, почему переходные ритуалы наших предковбыли так энергетически заряжены. Наши предки очень хорошо знали регрессивнуюприроду психики, тоску мужчины по ощущению безопасности и насыщению, исходящимот Матери. Бессознательный инцест Эдипа, тоскливое миролюбие Фил октета,зачарованность Фауста в "мире матерей" - причины всех этих соблазновмужчины видят в женщинах, но истинная природа этих искушений кроется в мужском страхе перед болью, которую вызываетжизнь, и в бессознательной привлекательности смерти.

Таков выход из лабиринта. Некоторые мужчины избегаютбессознательной связи с Матерью. Они освобождаются, но не от Нее, а отподвластности своему стремлению к убежищу и покою. Но только проявлениебдительности и мужества, а также постоянная работа над собой могут удержать ихот постепенного бессознательного регресса.

Здесь могут помочь два примера такой работы над собой. Одиниз мужчин, Лоренс, был воспитан нарциссической, эмоционально опустошеннойматерью. У нее в услужении находились и его отец, и его сестра, и сам Лоренс.Покинув родительский дом, он женился на женщине с врожденным заболеванием итеперь уже оказался в услужении у нее, почти не подозревая о том, что его выборне был случайным; остановив на ней свой выбор, он тем самым сохранялзависимость от матери. В среднем возрасте у него развилась очень серьезнаядепрессия. Он бросил жену и, испытывая периодические приступы чувства вины,начал психотерапию. После мучительных приступов стыда, нерешительности и угрызенийсовести, связанных с его отказом от роли спасителя и продолжавшихся почти целыйгод, ему приснился следующий сон:

"На балконе стоит женщина и смотрит на меня. Рядом со мнойнаходится желтая спортивная машина.

Я прыгаю в машину и уезжаю прочь. Затем иду к озеру исажусь в лодку. Под водой я вижу древний греческий храм. В озере много форели,которую можно поесть. Я приплываю на другой берег. Там я вижу змею с птицей впасти. Я хватаю нож, быстро отсекаю змее голову и спасаю птицу. Но змея успеламеня укусить. Затем рассеченная на части змея превращается в рыбу, которую ямогу есть".

Давая ассоциации к образам этого сновидения, Лоренсполагал, что стоявшая на балконе женщина была его матерью, присутствие которойпреследовало его всю жизнь. Желтая спортивная машина символизировала внезапноеРешение избавиться от ее доминирующего влияния, почувствовать в себе силы истремление самому определять свою Жизнь. Пересекая озеро (один из самыхраспространенных символов бессознательного), он ощущает, что в его глубинеможно найти несметные богатства: древнюю мудрость, воплощенную в храме, и рыбу,символизирующую духовную пищу. При этом его, покинувшего родную мать, на другомберегу ожидает архетипическая мать. Птица, символизирующая духовное итрансцендентное устремление, все еще находится в опасности со стороны нашейстарой знакомой - змеи. И снова воля, маскулинная решительность, фаллическаяэнергия, которую символизирует нож, позволила ему отделить свое духовноеустремление от регрессивного змеиного - материнского - комплекса45.Энергия, которая могла бы по-прежнему сохраняться в материнском комплексе,теперь стала доступной для внутреннего жизненного странствия. Змея, символрегрессии, превращается в рыбу, потенциальную духовную пищу.

У другого мужчины, давно перешагнувшего черезпятидесятилетний рубеж, существовал подавляющий его интериоризированный образтребовательной и навязчивой матери. В течение нескольких десятков лет онпроецировал ее образ, лишающий его сил, на своего работодателя, своих близких иокружение. В детстве его единственная защита заключалась в том, чтобы прятатьсяот матери, используя всю свою фантазию и интеллект. В семнадцать лет онвырвался из-под ее опеки, определившись на службу в военно-воздушные силы США.Он избегал конфликтов с сослуживцами и вел довольно уединенный образ жизни.Спустя некоторое время после начала терапии ему приснился следующий сон:

"Я беру с собой маленькую девочку и направляюсь в док,собираясь отправиться в плавание, чтобы увидеть королеву Елизавету II. Но в этот раз я не могу найтикорабль. Затем сцена меняется. Красивая, добрая женщина ведет меня в прекрасныйдом. Это дом моей мечты. Он построен из необычного белого кирпича; в немпросторная гостиная и изумительный зимний сад. На стеклянном кофейном столикестоит прекрасная хрустальная ваза с зеленью".

У этого мужчины было много снов о путешествиях через океани эпизодов, где он улетает на самолете. Все они говорили о его желанииисчезнуть, убежать от своей матери. В данном сне он берет девочку (образнезрелой анимы) на материнское судно (комплекс). Но он не может найти корабль;у него нет возможности исчезнуть. Тогда добрая, зрелая анима-помощница ведет егов прекрасный дом, напоминая нам Беатриче, которая вместе с Данте спускается вподземный мир и указывает ему путь. Он ассоциировал этот прекрасный дом ФрэнкаЛлойда Рихта из необычного кирпича с местом своего потенциального бытия,Талиесином [46] своей души. В прекрасной хрустальной вазе он увиделСвятой Грааль, сосуд, наполненный возвышающим душу психическим содержанием. Ввазе была яркая зелень, что свидетельствовало о порождающей и жизнеутверждающейсиле Великой Матери.

Появляется искушение извлечь максимум из такого сновидения,но оказалось, что оно привело к изменению его психики. С детства этот мужчиначувствовал, что окружающие смотрят на него свысока. Человек, поддержки которогов детстве ему так не хватало, вместо этого вторгался в его хрупкую психическуюжизнь, нанося мучительные раны его эросу, сформировав пагубный, пожирающийматеринский комплекс. Постепенное осознание им материнской власти, отразившеесяв переживаниях разных событий его жизни, позволило ему избавиться от Еепроекций на людей и на ситуации. В результате у него появилось ощущение, что онимеет право выбора и может использовать энергию, которой наделила его природа,по своему усмотрению.

Ни один мужчина не может стать самим собой, пока не пройдетчерез конфронтацию со своим материнским комплексом и не привнесет этот опыт вовсе последующие отношения. Только обладая мужеством, позволяющим заглянуть впропасть, разверзшуюся под ногами, он может стать независимым и свободным отгнева. Если он все еще ненавидит мать или женщин, значит, он пока не сталвзрослым; он по-прежнему ищет защиты или пытается уклониться от власти матери.

Хотя я здесь просто собираюсь описать динамику развития,позволяющую понять эту сторону мужской психологии, ничего не осуждая, все жехочу отметить, что родители всегда играют очень важную роль в развитии личностиребенка, предопределяя бремя психологических проблем, которое они возлагают насвоих детей. Юнг пишет об этом прямо и откровенно:

"Как правило, самое сильное психологическое воздействие наребенка оказывает жизнь, которую не прожили его родители (и остальные предкитоже, ибо здесь мы имеем дело со старым, как мир, феноменом первородногогреха). Это утверждение было бы слишком надуманным и поверхностным, если бы мыне сделали одно важное уточнение: та часть жизни, которую родители могли быпрожить, если бы им не помешали конкретные, всем известные и часто весьмабанальные обстоятельства. Если говорить более откровенно, это та часть жизни,от которой они всегда уклонялись... и которая сеет самые страшные семена"47.

Наши предки интуитивно это понимали: то, что не выстрадано,не осознано и не интегрировано, передается следующему поколению. Послеприведенного выше высказывания Юнг заметил: "Проклятие дома Атрея[48]- не пустая фраза"49. Более того, он добавил: "Природе нетдела до жалобы, что кто-то чего-то "не знал".

Значит, особенности материнских капризов и причуд, уровеньее сознания, характер ее собственных психических травм и соответствующие емустратегии поведения формируют психическое наследие ребенка. От матери ребенокполучает многочисленные послания о себе самом и о жизни, с которой он долженпримириться. Даже когда сын женится и живет с другой женщиной, мать можетиграть ключевую роль (свидетельство тому - огромное количество анекдотов оботношениях зятя и тещи).

Ключевое человеческое переживание порождается в процессеотделения ребенка от матери при его рождении [51]. Если раньшесуществовала связь с сердцебиением космоса, удовлетворялись все потребности ребенка,то теперь он вытолкнут в мир, где действуют силы гравитации и растет осознаниерадикального изменения своего состояния. Хрупкое человеческое создание, котороестановится матерью, несет на себе тяжелое архетипическое бремя. В процессеощущения ребенком родной матери формируется интериоризированный образ феминности,то есть материнский комплекс. Феноменологическое восприятие родной матери такжеокрашивает восприятие самой жизни и в какой-то мере определяет воздействие наребенка сил природы, то есть архетипической матери.

Абсолютная зависимость ребенка от матери или от человека,который ее замещает, очевидна. Уязвимость ребенка порождает первичную тревогунеизбежного отделения от матери, и эту тревогу человек периодически ощущает втечение всей своей жизни. Фрейд был прав, утверждая примат эроса, стремления кслиянию или воссоединению, ибо изначальное ощущение жизни связано с отделением.Тогда всю свою жизнь мужчина ищет Ее или же ее символическую замену в чем-тодругом - в отношениях с людьми или институтами, в идеологии или в небесномотце, Боге.

Кроме эмоциональной травмы рождения, огромную роль в развитии индивидуальной психологии мужчины играют особые отношения между матерью и ребенком. Чаще всего мужчина испытывает страдания из-за какой-то одной или из-за обеих этих травм. Его ощущение матери будет либо избыточным, либо недостаточным. В первом случаена ребенка неизбежно будут воздействовать потребности матери, еедезориентированная психология, ее травмы, ее непрожитая жизнь. Ее "избыточность"будет разрушать хрупкие границы его психики и порождать у него чувствобессилия. Это подавление и разрушение будет привнесено во взрослую жизнь,станет проецироваться в основном на женщин и на события в его жизни, и чувствобессилия будет постоянно его преследовать.