Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 32 из 33)

Если потребность в заботе является архетипической, скрытойза отношением мальчика к матери, то мы можем сказать, что его становление какмужчины тоже является его архетипической потребностью, удовлетворение которойдолжно прийти из мира отца. Сыну нужно видеть, как у отца развивается отношениесо своей внутренней истиной, как он справляется со стыдом и страхом, как онуверенно и достойно сохраняет равновесие со своей внутренней феминностью и какон организует окружающий его внешний мир. Уверенность в себе не следуетсмешивать с комплексом стремления к власти. Игра во власть кастрирует всехмужчин. Смысл уверенности в себе состоит в том, что человек чувствует в себепозитивную энергию, необходимую для решения задач, которые ставит перед нимжизнь. Человек может позволить себе окунуться в эту жизнь и бороться заобретение ее глубинного смысла. Он чувствует в себе возможность вынырнуть изнее, когда к нему вплотную подступают силы тьмы. Повторяю: было бы полезновидеть пример родного отца, чтобы развить такую уверенность в себе, нобольшинство мужчин создают ее каждый на свой лад.

Фактически отцовский и материнский комплексы представляютсобой заряженные кластеры энергии, живущие своей жизнью, неподконтрольнойсознанию. Каждый мужчина должен знать все свои интериоризированные образы иуметь различать, какое их послание свидетельствует о проблеме выживания исамосохранения, а какое - о наличии энергии, необходимой для борьбы за лучшуюжизнь. Как заряжены эти кластеры? Какие внутренние и внешние послания онинесут? Что происходит, если человек делает ложный выбор?

Такие же вопросы, которые он раньше задавал своему отцу,чтобы понять его и испытать его печаль, каждый мужчина должен задать и себе.Каковы его индивидуальные травмы, его устремления, какова его непрожитая жизнь?Каждый мужчина должен снова и снова задавать себе вопросы, ответы на которые онхотел бы услышать от отца. Если раньше он хотел узнать от отца, как статьмужчиной, как справиться со страхом, как обрести мужество, как сделать выбор,который не одобряют окружающие, как уравновесить мужскую и женскую энергию,куда поместить гироскоп души и как в соответствии с ним идти по жизни, тотеперь он должен рискнуть задать эти вопросы себе. И даже если он не знаетответа, по крайней мере он задает правильные вопросы. Рильке однажды написалсвоему юному другу:'

Не волнуйтесь о том, что пока не нашло ответов в вашемсердце и попытайтесь сделать все возможное, чтобы вам нравились сами вопросы...Не ищите на них ответы, потому что вы не можете их получить и не смогли бы имижить. А суть в том, что жить нужно всем. Сейчас живитевопросами. Можетбыть, тогда постепенно, сами того не замечая, в один прекрасный день вы будетежить ответом118.

Так, например, мужчина должен задать себе вопрос: чегоименно я боюсь и почему не двигаюсь вперед? Какие самые сокровенные задачи яточно должен решить? Каково мое призвание в жизни? В какой мере я могусовместить работу с потребностями своей души? Как я могу строить отношения сдругими и при этом развиваться индивидуально? Какую область непрожитой жизниотца я должен прожить и "застолбить"? Затем наступает решающий моментв жизни человека: он идет на риск, проявляет отвагу, чтобы прожить эти вопросы вэкзистенциальном мире. Быть мужчиной - значит знать, чего ты хочешь, а затеммобилизовать свои внутренние ресурсы, чтобы достичь желаемого. Такой взглядможет показаться слишком упрощенным, но это не так. Ибо в самом начале человекукрайне трудно понять, чего он хочет. Как ему отделить внутреннюю истину откакофонии личных комплексов и предписаний культуры? И где человеку взятьмужество, чтобы жить в реальном мире, после того как он обретет свою внутреннююистину?

Именно постановка перед собой таких вопросов, а такжепроявление отваги в процессе странствия во внешнем и внутреннем мире превращаютмальчика в мужчину. Наше прошлое, отягощенное тенью Сатурна, которая заложена внашей культуре, играет очень важную роль, но человеческая психика обладаетбольшими ресурсами, и ее взбунтовавшаяся энергия будет вытеснять прошлое, чтобысоздать иное будущее. Юнг однажды заметил, что мы не решаем свои проблемы, аперерастаем их119. Именно эта способность психики к росту осознанияоткрывает возможность исцеления. Каждому из нас по-прежнему хотелось быпочувствовать материнское тепло и заботу и оказаться за сильной спиной отца,который бы прокладывал нам путь. Но это невозможно. Чтобы удовлетворить своипотребности, каждый мужчина должен избавиться от директив своих родительскихкомплексов и принимать собственные решения. То, что не смогли активизироватьродители или что было активизировано лишь частично, теперь должномобилизоваться самостоятельно.

Мне вспоминается мужчина, который в детстве, во времяВторой Мировой войны, потерял отца. Не один год он скорбел о своей потере,постоянно ощущал себя во враждебном мире и чувствуя свою неустроенность инезащищенность. Часто у него возникала привязанность к сильным и знающиммужчинам, а иногда - увлеченность разными идеологиями, в которых он искал силуи мудрость отсутствующего отца. Как-то, проводя целую педелю отпуска вКейпМэй, он несколько раз вступал во внутренний диалог со своим мертвым отцом,задавая ему такие вопросы, которых у него никогда не было возможности задать,когда отец был жив. Он чувствовал у себя внутри присутствие того, с кем он могговорить и кто фактически отвечал на его вопросы.

Разумеется, по сути, он разговаривал не с реальным отцом, ас образом отца, то есть с той частью своей личности, которую возбудили этивопросы. Образ родного отца появился не для подражания; он оказался необходим,чтобы всем своим обликом и поддержкой активизировать у сына архетипическийобраз отца. Если отец отсутствует или сам слишком травмирован, чтобы выполнятьсвое назначение, у сына появляется или на всю жизнь остается ощущениевнутренней пустоты. Сын в значительной мере или даже полностью может решить этупроблему, обратив свои вопросы, страхи и желания внутрь себя и проявляя должноепочтение к своим внутренним образам. Благодаря сновидениям и активномувоображению сын в конечном счете сможет войти в контакт с образом отца и получитьот него поддержку.

На кровных родителях лежит большая ответственность,связанная с активизацией в их ребенке жизненной силы, существенно превосходящейих умеренную жизнеспособность, которую они передачи бы ему вместе с собственнойтравмой. Но, обладая мужеством и совершая глубокую внутреннюю работу, сын можетобойти ограничения, налагаемые родительскими травмами. Эту работу он делает нетолько для себя, но и для мира, в котором живет. Никос Казанцакис сформулировалэту задачу следующим образом.

Человечество в целом - это ком грязи; и каждый из нас -тоже ком грязи. В чем состоит наш долг? Бороться, чтобы из навоза нашего тела идуши мог вырасти и распуститься маленький цветок120.

Жук-скарабей, известный тем, что катает комья грязи, вдревнем Египте считался священным насекомым, ибо египтяне видели, как из комагрязи обязательно появляется нечто живое. Так и каждый из нас может избавитьсвою израненную душу от хлама индивидуальной истории.

6. Совершите душевное странствие

Благодаря мужеству женщин, выражавших протест в отношениитрадиционных ролей и социальных институтов, отрицающих равенство иуникальность, сегодня мужчины могут свободно раскрыть свою первую тайну: ихжизнь тоже ограничена определенными социальными ролями. Женщины первыми всталина путь, ведущий к освобождению. Вполне объяснимо, что многие мужчинысопротивлялись освобождению женщин: они не только чувствовали, как что-тоуходит от них, но и думали, что их вполне устраивает исполнение строго определенногонабора социально-половых ролей. То, что их роли содержали в себе элементпритеснения, большинство мужчин просто не осознавали, пока женщины не заставилиих внимательнее на себя посмотреть.

Среднестатистический мужчина по-прежнему с отвращением относитсяк осознанию своей жизни, пока жизнь не заставляет его измениться, а изменениевсегда вызывает тревогу. Но когда он осознает, что изменения, сопровождающиесятревогой, предпочтительнее депрессии и ярости, вызванных ограничениями, тоизменения кажутся ему более привлекательными. Юнг заметил, что невроз неизбежновозникает в том случае, когда неограниченные возможности личности подчиняютсяналагаемым культурой ограничениям:

Я часто видел, как люди становились невротиками, потому чтодовольствовались неполными или неправильными ответами на вопросы, которыеставила им жизнь. Они стремились к успеху, положению в обществе, удачномубраку, а оставались несчастными, даже когда достигали всего этого. Эти люди,как правило, духовно ограничены, жизнь их обычно малосодержательна и почтилишена смысла. Обычно, как только они находят путь к духовному развитию, неврозисчезает121.

Перечисленные Юнгом ложные цели и золотые идолысоответствуют западной мечте об успехе; при этом мужчины не чувствуют себяуспешными, даже если достигают этих целей и приносят жертвы этим идолам. Ониощущают напряжение, испытывают стыд и одиночество. Кто из нас может забытьсемью, стоящую у могилы Вилли Ломана, героя книги Артура Миллера "Смертьморяка"? В то время как его друг Чарли произносит панегирик рабочемучеловеку, ушедшему в трудные времена в иной мир, сын Вилли изрекает грустнуюистину: "Чарли, этот человек не знал, кем он был"122.

Трудно себе представить более печальные слова о жизнимужчины, особенно такого, который занимался тяжелым трудом и был искалечен. Нозачем нам жить здесь, на этой планете, если не пытаться себя познать? Мужчиныперестали задавать нужные вопросы, а потому продолжают мучительно страдать досамой смерти. Они могут спасти себя, только возродив в душе ощущение своеговнутреннего странствия. Они просто обязаны это сделать, у них нет другоговыхода.