Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 4 из 33)

Живя вобществе, в котором не осталось ритуалов, придающих жизни смысл, мы встаемперед жестокой реальностью - жизнью на поверхности. Сама идея перехода содержитв себе глубинный смысл, ибо любой переход подразумевает некое завершение, конецчего-то и вместе с тем некое начало, рождение нового. Статична только смерть;основной закон жизни - изменение, и нам предстоит пройти через множествосмертей и возрождений, если мы хотим прожить жизнь, наполненную смыслом17.Инициация подразумевает вступление человека в новый и таинственный мир.

В связи стем, что переходные ритуалы практически исчезли из нашей культуры, современномумужчине приходится самостоятельно доходить до понимания важности такого родасобытий. Ибо то, чего теперь нам не дает наша культура, мы вынуждены искать длясебя сами.

15 Майя - метафора иллюзии в юнгианской психологии.

16 JungС. G. The Symbolic Life //Jung С. G. С. W. Vol. 18. Par. 630.

17 См.мою книгу: HollisJ. The Middle Passage:From Misery to Meaning in Midlife.

Несмотря намножество культур с присущими им особенностями, архетипические стадии такихпереходных ритуалов в них были поразительно схожими. Кажется, что наши предкиинтуитивно улавливали важность такого обособления и развития личности ичувствовали необходимость таких процессов. Длительность, интенсивность иопределенность этих ритуалов напрямую зависели от трудности расставания сдетством и взросления. В нашей культуре лишь очень немногим людям удаетсяосуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми,поэтому имеет смысл раскрыть и осмыслить переживания человека на всех стадияхпроцесса инициации. Повторяю: все, что нам не дала наша культура, приходитсявосполнять самостоятельно. Мы не можем уйти от решения данной проблемы,ссылаясь на свое невежество, ибо в таком случае процесс превращения мальчика вмужчину останется незавершенным.

Обобщенноможно представить шесть стадий переходного ритуала. Несмотря на то чтосодержание каждой из них различалось в зависимости от местных условий итрадиций, сами стадии вполне вписывались в единые общекультурные формы.

Перваястадия переходного ритуала - физическое отделение от родителей,необходимое для начала психологического отделения. Здесь у мальчика никогда небыло выбора. Среди ночи его "похищали" у родителей старшие соплеменники,которые, надевая маски или раскрашивая лица, перевоплощались в богов илидемонов. Маски помогали им совершить переход с уровня родственников и соседей куровню богов и архетипических сил. Внезапность и даже насилие, присущее такомуотделению, олицетворяли собой тот факт, что ни один юноша добровольно нерасстанется с комфортом домашнего очага. Его тепло, защита и забота имеютогромную притягательную силу. Но остаться у домашнего очага, образно илиреально, значит остаться ребенком и тем самым отречься от возможности статьвзрослым.

Второйстадией переходного ритуала была смерть. Мальчик должен был бытьсимволически похоронен: он проходил через темный туннель, полностьюпогрузившись в реальный или символический мрак. Хотя это действо несомненно,приводило его в ужас, на самом деле юноша переживал символическую смертьдетской зависимости.

Онпо-настоящему страдал от утраты родительского очага. "Ты больше не сможешьвернуться домой". Это была потеря невинности, потеря связи с раем, детскимэдемом. Во время такого "умирания" ребенок, по образному выражениюДилана Томаса, "уносится куда-то, на далекую ферму, навсегда расставшись смиром своего детства"18.

18 ThomasD. Ferm Hill // Thomas D. Collected Poems. P. 180.

Но,несмотря на смерть, жизнь должна продолжаться. Поэтому третья стадияпредставляла собой ритуал возрождения. Иногда это возрождениесопровождалось изменением имени, подтверждая появление на свет нового человека.(Христианское крещение, очевидно, символизирует такой мотив смерти -возрождения, когда во время совершения ритуала человек возвращается в роднуюводную среду. Римско-католическая конфирмация19, а также бар и батмитцва20 в иудаизме - примеры дошедших до нас ритуалов.)

19 Таинство миропомазания - помазание частей тела(лба, ладоней, ступней) святым миром - означает введение в званиемирянина, члена церкви. Совершается над детьми 7-12 лет.

20 Бар и бат митцва - традиционные еврейскиепраздники, посвященные официальному совершеннолетию мальчиков и девочекпо достижении ими 13 и 12 лет соответственно.

Четвертаястадия инициации обычно включала в себя обучение, то есть приобретениезнаний, которые требовались юноше, чтобы он мог вести себя как взрослыймужчина. Основная задача здесь состояла в приобретении практических навыков,таких, как охота, рыболовство, умение обращаться со скотом, которые позволялиновообращенному мужчине наряду с другими мужчинами поддерживать и защищать своесообщество. Кроме того, ему сообщали о его правах и обязанностях взрослогомужчины и члена сообщества. И наконец, на этой стадии происходило посвящение втаинства, при котором у юноши должно было появиться ощущение твердости духа исопричастности трансцендентному миру. "Кто наши боги?" "Какомуобществу, каким законам, этике, духовным ценностям они покровительствовали?"Помещение юноши в мифический контекст собственной формирующейся идентичности придавалоему ощущение многомерности процесса, в котором он участвовал, и обогащало егодушу.

Пятуюстадию можно определить как суровое испытание. По своему содержанию ономогло быть разным, но при этом мальчик должен был подвергаться мучительнымстраданиям из-за ухода от домашнего очага, обеспечивающего ему комфорт изащиту. Подробнее об этом я скажу немного позже, но нас, современных людей,особенно поражает, что неоправданная на первый взгляд жестокость этих испытанийфактически была частью мудрого понимания того, что такие страдания ускорялиосознание. Осознание приходит только через страдания; без страданий, выраженныхв той или иной форме, физической, эмоциональной или духовной, мы легкоудовлетворяемся прежними правилами, удобными привычками и зависимостями. Втораяпричина необходимости страданий связана с желанием помочь мальчику привыкнуть кпревратностям реальной жизни, которые он довольно скоро испытает на себе. Хотяподобная практика кажется нам варварской, ритуальное "обрезание" и "кровопускание"не только знаменует расставание с телесным комфортом и детскими зависимостями,но и накладывает на человека знак избранности, принадлежности к сообществупрошедших через инициацию взрослых.

Испытаниеобычно включало определенные формы изоляции, пребывание в сакральномпространстве, отдельно от остального сообщества. Существенная особенностьвзрослой личности состояла не столько в том, что человек больше не могвернуться под защиту взрослых, а в том, что он учился использовать внутренниересурсы. Никто не догадывается о существовании таких ресурсов, пока ему непридется их использовать. Мир природы темен; в нем много "странных зверейи демонов", и конфронтация человека с собственным страхом - это моментистины. Ритуальное уединение позволяет приблизиться к постижению главного:независимо от того, в какой мере наша социальная жизнь связана с семьей, мысовершаем странствие по ней в одиночестве и должны научиться находитьвнутренние ресурсы и равновесие, иначе никогда не станем взрослыми. Частопроходящий инициацию юноша проводил в одиночестве месяцы, ожидая Великого Снакак послания богов о своем настоящем имени или истинном призвании. Он могполагаться только на свою сообразительность, свое мужество и свое оружие; впротивном случае у него оставалось мало шансов на выживание.

К началупоследней стадии, возвращению, мальчик становился взрослым.

В традициипереходных ритуалов заключалась большая мудрость, ибо они непосредственно иглубоко влияли на энергию материнского комплекса, то есть присутствующее укаждого из нас чрезвычайно сильное стремление к зависимости. Для преодоленияэтой инертной силы притяжения требуется осознанное эмоциональное переживание.Ни один здравомыслящий человек не хочет добровольного отделения, а потомупсихологическая апатия, страх и зависимость начинают приобретать доминирующийили угрожающий характер в нашей жизни.

Втрадиционных культурах ритуалы инициации мальчиков были более развиты, чемритуалы инициации девочек, ибо ожидалось, что, покинув родную мать, девочкиснова вернутся к домашнему очагу21. Ритуалы отделения прежде всегокасались мальчиков не только из-за особой значимости материнского комплекса вих жизни, но и ввиду ожиданий того, что мальчики покинут природный мир, "инстинктивную"жизнь и уйдут в искусственный, созданный человеком мир цивилизации и культуры.

21 Сегодня прежние полоролевые ожидания разрушились.Современные женщины не меньше, чем мужчины, испытывают потребность в переходныхритуалах, позволяющих им стать взрослыми. См., например: Perera S. В. Descent tothe Goddess: A Way of Initiation for Women.

Например,экономика представляет собой совершенно искусственный конструкт. Деньги,кредитные карточки, игра на бирже - от этих предметов и действий зависит жизньчеловека, и на многие из них частично проецируется его душа. Чувство насыщенияили чувство голода - это "инстинктивные" ощущения; ожерелье израковин, чековые книжки или премии - это искусственные предметы. Чтобы отделитьребенка от "мира инстинктов", требуется нуминозный22процесс, не менее мощный, чем стремление ребенка по-прежнему оставаться вбессознательном.

22 Numinosum(от лат. numen) - божество. Нуминозный - не копирующий, не символизирующий, аявляющий стоящие за реальностью силы.