Смекни!
smekni.com

Джеймс Холлис "Под тенью Сатурна: мужские психические травмы и их исцеление" (стр. 9 из 33)

Несомненно, величайшая трагедия в отношении мужчины к феминностизаключается в том, что страх отчуждает мужчину от его анимы, мешаетустановлению близких отношений, проявлению его чувств и жизненной силы. Этоотчуждение от самости вызывает отчуждение от других мужчин. Чаще всего ихобщение друг с другом представляет собой поверхностные разговоры о событияхвнешнего мира, например, о политике и спорте.

Недавно я зашел постричься в ближайшую парикмахерскую.Вдруг какой-то мужчина плюхнулся рядом в кресло и в сердцах стал жаловаться навсю парикмахерскую: Верх человеческой глупости! Жена сказала, что я долженпосетить психотерапевта!" Никто не ответил. Он подумал, что его неуслышали, поэтому повторил сказанное еще раз, и опять никто не проронил нислова. Возможно, он ожидал услышать в ответ на свою тираду всеобщую поддержку.Сильнее вжавшись в свое кресло и испытывая неловкость, я решил, что всеостальные подумали приблизительно так же, как я: "Дружище, а ведь онаподала вам неплохую идею". Позже эта ситуация, как и тысячи подобных ей,стала казаться забавной, но я уверен, что за этой попыткой мужчины найти поддержку и одобрение в мужскомсообществе скрывался его глубинный страх32.

Юнгианский аналитик Ги Корню отметил, что у мужчинпостепенно усиливается и отчуждение от своего тела, ибо ощущение реальностисобственного тела связано у них с ранним, первичным контактом с матерью33.Так как отцы их редко обнимали и держали на руках, все материальное и телесноеу них ассоциируется с матерью; в результате они ощущают отчуждение от своеготела. Поэтому мужчины посещают врача в четыре раза реже, чем женщины, и,наверное, потому они раньше умирают. Да, это правда, что мужчинам часто неудается следить за своим телом, занимаясь физическим или умственным трудом, ноэто пренебрежение угрожает их здоровью и даже жизни. Очень просто все объяснятьвнешними условиями и обстоятельствами, но мы добровольно соглашаемся на самоотчуждение,обусловленное глубоко амбивалентным отношением к матери-материи, из которойсоздана наша плоть.

Эту внутреннюю дилемму современного мужчины иллюстрируетклассическая история о лучнике Филоктете.

Этот греческий миф положен в основу одной из трагедииСофокла, написанной в 409 году до н. э. По возвращении с поминального пирапосле похорон Геракла Филоктет получил волшебный лук и колчан с отравленнымистрелами, которые всегда попадали точно в цель. На пути к Трое Филоктетаукусила змея. Рана от укуса была незаживающей. В конце концов его товарищи,плывшие вместе с ним на корабле к Трое, больше не могли вынести ни зловония,распространявшегося из его раны, ни его тоскливых стонов, а потому они подплылик острову и оставили там Филоктета на десять лет, пока продолжалась битва заТрою. Узнав от жреца, что они не смогут овладеть заколдованным городом безпомощи раненого лучника, греки послали к нему гонцов, умоляя его вернуться в ихряды. Зная об их предательстве, Филоктет отверг все их предложения. Онудалился в свою пещеру, страдая от боли и одиночества и ожидая смерти. Хор,воплощавший коллективную мудрость, призывал его прекратить эгоистическое уединениеи предпочесть ему героическую судьбу, но Филоктет оставался непоколебим.Наконец, ему явился образ Геракла, призывающий его вернуться к товарищам исражаться вместе с ними. Филоктет внял его призыву, вернулся к грекам и убилПариса, что и привело к падению Трои.

Эту трагедию Софокла часто интерпретируют как драматизациюконфликта между человеческой индивидуальностью и социальными требованиями. Номы посмотрим глубже, если признаем, что, несмотря на объективные причины,заставлявшие Филоктета ощущать предательство со стороны своих соратников, посвоей сути его ответ был нарциссическим. Нарциссическая травма возникает принарушении ощущения ядра самости, и в результате у человека появляетсясклонность смотреть на мир только через гештальт этой травмы. Такую личностьможно назвать "идентифицированной с травмой". Для Филоктета война еготоварищей с троянцами значила куда меньше, чем ухудшение или улучшение егосостояния. Прежде чем он смог прийти к согласию со своим сообществом и принятьего требования, ему пришлось совладать с собственной яростью, сильнымстремлением к одиночеству, переживанием боли и жалостью к себе. Представшийперед ним образ Геракла был проекцией его собственного героизма. Филоктетисцелился только после полного возвращения к жизни, а не в результате ухода отнее. Пещера, в которой он собирался обрести исцеление, по существу,символизирует его материнской комплекс: царство уютной темноты, в котором теплои влажно и появляется ощущение жалости к себе и одиночества.

В мифах, религиозных традициях и явлениях культуры мы видимдействие архетипических сил. Мы узнаем, что является вечным в нашейповседневной реальности. Это вызывает у нас потрясение; нас унижает собственноеничтожество или облагораживает сопричастность великой драме, в которойзадействованы все мы, которая живет внутри всех нас и разыгрывается в мировойистории. Мифологические мотивы позволяют нам увидеть, как наши предкиинтуитивно чувствовали присущие человечеству противоречия. Не случайнородоначальники современной глубинной психологии Фрейд и Юнг очень частообращались к мифам, чтобы изучить и описать движение этих невидимых энергий,формирующих человеческую историю через действия и поступки отдельных людей.

Например, символ змеи очень противоречив. Змеяассоциируется с таинствами природы, с Великой Матерью, ибо ее тело постояннонаходится в контакте с этим первоистоком, то есть с землей. Сам по себе образзмеи воплощает в себе таинство великого цикла жизни и смерти. С одной стороны,как обитатель глубин, змея вовлекает в регрессию, с другой - она сбрасываеткожу, то есть обладает тайной исцеления и обновления. Паломник, жаждущийисцеления, в святилище Асклепия и Эпидария принимал теплые ванны, которые символизировалирегрессию в материнскую утробу, и его будущее зависело либо от снов, либо отукуса змей, выползавших из подземного мира. Такие посещения святилища помогалителу и душе снова обрести связь с Великой Матерью. Таким образом, укус змеи былсимволическим выражением двойственности Великой Матери - архетипической силы,которая, с одной стороны, дает жизнь, а с другой - стремится взять ее обратно.

Жизнь мужчины проходит на грани между регрессией иразвитием, между уничтожением и индивидуацией. Мужчина стремится избежать психического стресса, которомуподвержен с рождения, несмотря на свое генетически унаследованное стремление ксамореализации и как отдельной личности, и как представителя своего культурногосообщества.

Д. X.Лоуренс очень хорошо уловил суть этого напряжения, выразив его в стихотворении "Змея"34.В нем говорится о том, как в ущелье на Сицилии человек встречается сосверкающей змеей. Человек очарован этой встречей с Другим, но

Знание мне говорит:
Ее нужно убить...
И мои внутренние голоса говорили:
Будь ты мужчиной, Взял бы палку, размозжил змее голову
и покончил бы с нею.

Он пытался подавить в себе восхищение этим творениемприроды, между тем внутренние голоса внушали ему "Если ты ее не боишься,то убей ее!" В его душе одновременно жили страх и восхищение. Затем змеястала медленно и спокойно сползать вниз, "в темную дверь земных тайн"Когда поэт представлял себе это существо, "свободно сползающее во мрак",его переполнял ужас. В тот момент он бросил в змею палку, чтобы как-то снятьнапряжение. И сразу же пожалел о своей несдержанности: "Каким жалким и грубымоказался мой поступок!" Его самоосуждение выражается очень резко:

Итак, я упустил свой шанс побыть с одним
Из тех, кто властвует над жизнью.
И должен довольствоваться
Лишь сожаленьем.

Так амбивалентно отношение мужчин к другому миру. Они иочарованы, и испуганы одновременно. Мужчины ощущают, что там, глубоко внутри,находятся истоки и исцеление, но там же и смерть. Поэтому от страха они бросаютв змею палку, упуская возможность что-то исправить.

Когда я был маленьким, мой дед, который когда-то был летчикомна западных авиалиниях, убедил меня в том, что его пупок - это то место, кудаон однажды был ранен индейской стрелой. Хотя я не мог понять, откуда у менявзялась такая же рана, я все-таки безоговорочно ему поверил. Интуитивно он былправ. Эта рана была универсальной для всего мира: крепко завязанная пуповинапрямо под солнечным сплетением представляла собой след и свидетельство разорваннойсвязи, которые есть у каждого из нас. Такая рана заставляет человека удалитьсяв изгнание от источника его жизни. Она вызывает принудительное отделение,безусловное и повсеместное, а также одиночество и продолжительное страдание.Когда мужчины чувствуют боль раны, которую не могут исцелить, они либо прячутсвое лицо в руки женщины, умоляя ее их исцелить, либо скрываются за гордым ивынужденным одиночеством мачо. В мифе о Филоктете хор объясняет ему, что егорана универсальна и что он должен продолжать жить своей жизнью, но Филоктетскрывается от жизни за своей болью и жалостью к себе. Такое стремление крегрессу можно преодолеть только при видении Геракла, побуждающего вернуться кборьбе. Так происходит встреча с архетипом героя.