Смекни!
smekni.com

История царства грузинского (стр. 29 из 69)

А владетель Шаки-Ширвана Асанбег подчинялся шаху Тамазу и по наущению шаха старался подчинить Кахети, так как если Левану причинит вред, завладеет тогда Асанбет всеми богатствами его, ибо Кахети был весьма крепко застроен. Видя это, Леван призвал его к миру и не пожелал Асанбег мира. Тогда собрал Лаван войска и напал на Шаки, встретил его Асанбег и в сильном бою Асанбег был побежден и не успел отступить и убили Асанбега и перебили его войско, разорил [Леван] Шаки и пленил и забрал добычу большую и возвратился в Греми.

А пшав-хевсуры и туши не подчинялись больше его предшественникам царям. А сей Леван не силой их покорил, а обещал, что овцы их могут свободно пастись в Кахети и послал дары кресту Лаша в Тианети. И после этого давали [они Левану] войско и [платили] дань.

А когда русский царь Иоанн захватил Казань, Астрахань и Терек и посадил на Терек казаков и в Тарках солдат своих, он, Леван, отправил [послов] и попросил у него войско для защиты крепостей Кахети. Прислал он и поставил [Лаван] русское войско в Крепостях Кахети. Однако, когда шах Тамаз усилился, отослал [Леван] русское войско в Россию и сообщил об усилении шаха Тамаза — «чтоб не истребили ваших солдат в моей стране».

А после разорения Лаваном Шаки лета Христова 1547, грузинского 225 предложили царь Луарсаб и месхи Левану выступить против персов. Тогда из-за дел Асанбега согласился и Леван и начали все трое разорять и грабить Адрабаган неоднократно.

А шарванцы посадили ханом Давриш-Махмада, сына Асанбега, и не подчинился он шаху Тамазу, и укрепил города и крепости и стал готовиться. После этого, освободившись от других дел, шах Тамаз пришел с войском в Карабаг. И стали в Грузии укреплять города и крепости. Видя это, шах Тамаз клятвенно обещал Лавану дары и свободу его царству, если он изъявит покорность. И Лаван из-за вражды с Давриш-Махмадом и спасения своей страны оставил любовь к Грузии и явился к шаху в Карабаг. Тот пожаловал его и одарил премного. Затем шах послал войска в Ширван, напал на них Давриш-Махмад и истребил полностью войска шаха Тамаза лета Христова 1548, грузинского 236, татарского 955. Узнав об этом, шах Тамаз выступил и вступил в Ширван и предложил Давриш-Махмаду покориться и обещал простить все его грехи. Однако тот не захотел и вновь напал на войско шаха Тамаза и Давриш-Махмад был побежден ими [персами] и бежавший укрылся в Гулистанскую крепость.

Тогда послал шах войска и царя Лавана с его войском для взятия Гулистана. И после недолголо времени трудно стало Давриш-Махмаду и сбежал ои из крепости. Узнав об этом, догнал его Лаван со своим войском и убил Давриш-Махмада и истребил его отряд и голову его поднес шаху Тамазу. За это [шах] одарил Лавана богато и отпустил в Кахети, а шах Тамаз занял Ширван и посадил бегларбега и султанов своих и вновь возвратился в Карабаг. Оттуда выступил на Тбилиси, взял его тоже, связался с атабагом и его также привлек на свою сторону и ушел в Персию.

А Леван был богатым, страна полна была мирам. И хотя кавказские лезгины не подчинялись Левану, однако и вреда ему не могли нанести. Говорили, что когда при Леване некий лезгин из Дагестана напал на Заречье и увел одну корову, узнал об этом Лаван, собрал в Заречье тайно отряд и выступил с проводником, шел день и ночь, напал и схватил того человека с домочадцами и имуществом, привел на третий дань туда же и убил всех, чтобы другие не осмеливались заниматься хищничеством. Он же Леван привел лезгин и поселил в Пипинети для того, чтоб возили они летом лед с Кавказских гор, и это породило зло, о чем будет сказано ниже.

А затем вновь пришел шах Тамаз в Ширван и явился к нему Леван и тот принял его с честью, затем отпустил Лавана, а сына его Иесе взял в Самцхе. Но когда шах Тамаз возвратился назад, отпустил и Иесе к Лавану с дарами. И после нового прихода шаха Тамаза в Самцхе и разорения Картли Леван со своей землей оставался в мире.

А когда убили царя Луарсаба, подумал Леван, что когда пришел шах Тамаз и он не явился к нему, и при смерти Луарсаба побили [картлийцы] воинов шаха многих, шах может мстить, тем более что [Леван] был свояком царя Свимона и отдал [Леван Свимону в жены] дочь свою от дочери шамхала и кахетский троя хотел передать ее сыну, а не изгнанному сыну [своему] Александру. И по этим причинам отправил сына своего Иесе к шаху с поминками и пленными юношами и девушками и известил [его] о своей невиновности лета Христова 1558, грузинского 146. А на следующий год устроил свадьбу своей дочери с царем Свимоном и отпустил [ее] с большим приданым.

После того, лета Христова 1561, грузинского 249 царь Свимон предложил Лавану прислать помощь для изгнания персов из Картли. Однако Леван не захотел ссориться с шахом. Тем не менее, сын его Гиорги ушел с войском к царю Свимону в Дзегви. На них напал Шаверди-султан. Гиорги убили и кахов перебили и оставшиеся в живых возвратились к Лавану. Услышав эту весть, скорбный Леван выплакал сына своего горько, ибо для него хотел трон Кахети.

Но после царствовал [Лаван] все так же спокойно. И возвысил детей своих от дочери шамхала и всех кахов приставил к ним и унизил Александра и Александр вместе с матерью находился в селах Шуамта.

А из-за сношений с кизылбашами кахи переняли их обычаи, стол, роскошь, неподобающее кокетство, одежду. Этим мало по малу оставляли обычаи Грузии и вводили персидские особенно при Александре и Теймуразе.

И после того преставился царь Леван по старости лета Христова 1574, грузинского 262 и оставил страну в полном благополучии. А после него захватили Кахети сыновья его Элимурза, Хосро и Вахтанг. А Александр собрал верхних кахов, пришел в Бодбе и благословился царем. И он, Александр, был женат на дочери Бардзима Амилахора. Его родственником был также Даудхан, царь Картли. Поэтому Александр за помощью обратился [к ним] и с разрешения Даудхана прибыли Бардзим Амилахори и Элизбар Ксанский эристави с войском. Увидя это, кахи оставили Элимурзу и его братьев и присоединились к Александру. А те получили помощь от шамхала и лезгин. И встретились друг с другом в Торга и в сильном бою разбили Элимурзу, Вахтанга и Хосро и убили там всех троих братьев и войско их тоже перебили. И занял Александр Кахети в том же году.

6-й царь Александр

царствовал 32 года

И сел Александр царем кахов и захватил весь Кахети. А было у него четверо сыновей — Давид, Гиорги, Эрекле и Константин. И родственница Александра была замужем за Даудханом. А сын его Эрекле за что-то обиделся и украдкой ушел к султану в Стамбул (говорят из-за обиды на брата своего Давида). Услышал об этом шах Тамаз и принял это за отложение Александра, разгневался и выступил на Кахети, пришел в Карабаг и призвал Александра. Тогда Александр начал держать совет. И сказал Отар Чолакашвили кахам: «Возьмите на себя кровь, которая прольется и я спасу Кахети». Тогда поклялись кахи: «Мы дадим ответ Христу, когда явится он судить живых и мертвых».

И так как [в ту пору] Кайхосро атабаг был мертв и сыновья его были малолетними и воспитывала их Дедисимеди в Самцхе и зная ее строптивый характер, написал Отар ей: «Так как добивается Вараза смерти твоей и твоих детей и захвата Самцхе для себя, по этой причине и ведет шаха Тамаза, чтобы истребить непокорных, ибо сама ведаешь, сколько зла на тебя наговаривал». Услышав такое, Дедисимеди не стала устанавливать истину и убила Варазу. А когда услышал о смерти Вараза, опечалился шах Тамаз, ибо был он братом жены шаха, оставил Кахети и разорил Самцхе, особенно Оцхе лета Христова 1574, грузинского 262.

К возвратившемуся [шаху] прислал Александр сына своего Константина с большими дарами и пленными и известил, что «сын мой ушел вопреки меня и я безгрешен перед тобой». Тогда шах Тамаз, остывший от гнева, примял дары и пленных и взял с собой Константина и ушел в Персию и оставил Кахети, не причинив ему вреда.

И после смерти шаха Тамаза жил Александр в мире. И в то время Кахети был так заселен, что трудно было найти охотничьи угодья. И Александр, сильно любивший охоту, говорил: «Как хочется, чтоб разорился бы Кахети, чтобы иметь множество охотничьих угодий», — так, как это было во времена внука его, Теймураза, хотя и ему некогда было охотиться.

В ту пору сообщили Александру сокольничие о появлении в Алони неизвестных птиц. Отправился [царь] немедленно и увидел павлинов [и] пожелал переловить их живыми, однако ни один сокол не справился [с ними], кроме алого сокола и с его помощью переловил всех, привел в Греми, и размножились они, хотя и приняли кахетский облик, подобно тому, как сказано в басне о появлении овцы в стране обезьян.

Выступление

Лала-паши

А после того, как пришел Лала-паша лета Христова 1578, грузинского 266, призвал он из Тбилиси Александра и обещал он явиться и сопровождать с (войском в Ширван, если [паша] не тронет Кахети. Тот обещал твердо и встретил с войском [царь] Лала-пашу в Сатисчала и повел его в Ширвае. И взял Лала-паша Ширван [и] Шаки, перебил непокорных и построил в Ширване крепость и поставил свою стражу и посадил пашу. Затем возвратился, прошел по берегу Мтквари и сопровождал его Александр до [реки] Арагви. Затем отпустил Александра и вернулся [царь] в Кахети с миром, а Лала-паша стал в Мухрани.

А царь Свимон возвратился из плена [и] по этой причине Даудхан сбежал в Стамбул, ушел Лала-паша тоже и царь Свимон занял Картли. Затем отомстил Амилахору. Не стерпев это и не желая добра своей сестре, собрал Александр воинов своих кахов и напал неожиданно на Свимона в Дигоми лета Христова 1580, грузинского 268, и обежал Свимон, и натравил [Александр воинов] на сестру свою и ограбил богатства Свимона и ушел, обесчестив сестру свою.

Спустя немногое время напал Свимон [на Александра] в Чотори и встретил его Александр с боем [и] был Александр побежден за непристойное поведение и ушел в Магаро, а Свимон захватил кахов в плен и обошелся с ними так, как уже было описано, однако казну Александра не смог получить.

В том же году вернулся [из Персии] Иесе, брат Александра, так как не отказался он от Христа и отпустил его шах. И спустя немного времени Иесе умер.