Смекни!
smekni.com

История царства грузинского (стр. 56 из 69)

Поэтому вознамерился напасть он на Картли. И как пришел Калбали-хан, предложил Назарали-хан Александру, чтобы выступил он против царя Гиорги, но знатные имеры воспротивились этому. Однако царь Александр без ведома вельмож со своим подчиненным войском напал [на Картли], разорил Али и возвратился. Узнал об этом Арчил, находящийся в Ташискари, погнался за ним, однако Александр прибыл в Имерети, а войска Арчила отняли у имеров некоторых пленных.

После этого обратились цари Арчил и Гиорги к знатным имерам, что не подобает такое творить, ибо уже много времени [прошло с тех пор], как не было такого меж нами и [предложили] отомстить царю Александру.

Сей Александр был мужественный храбрый, щедрый и красивый, однако несдержанный, легкомысленный, безбожный пленопродавец. За это ненавидела его жена Тамар и хотела развестись [и] предложила своему отцу, чтобы отдал он ее царю Гиорги. А Абашидзе из-за любви к дочери не посчитался с тем, что не подобало это и сговорился с имерами. И так как из-за вышесказанного вельможи не любили Александра, собрались каталикоз [и] епископы, Папуна эристави и знатные имеры всего Имерети и пришли к Александру, находящемуся в Сканда, схватили его и выслали в Сверскую обитель. Потом передали царю Гиорги, привели [Александра] в Руиси, удавили и предали земле там же в церкви лета Христова 1695, грузинского 383.

16-й царь Арчил,

царствовал 1 год

Привели Арчила и посадили царем. В том же году царь Гиорги прибыл в Сачхере и пребывали цари вместе. Тогда Тамар, дочь Абашидзе, предложила царю Гиорги жениться на ней и захватить Имерети, однако тот отказался из-за Арчила. Затем Абашидзе предложил царю Арчилу жениться на дочери его и занять Имерети твердо, но Арчил не согласился поступить вопреки вере и предложил вызвать сына своего Александра и женить его [на Тамар].

А после ухода царя Гиорги в Испаган задумал Абашидзе вместе с Гиорги Липаритиани и с согласия дочери своей, поискали в Одиши некоего Гиорги, нареченного родственником царей, привели его и женили на Тамар, дочери Абашидзе и нарекли царем лета Христова 1696, грузинского 384. А Арчил ушел в Двалети и пребывал там.

18-й царь Гиорги,

царствовал 2 года

А сей Гиорги был безобразен во всем и неподходящим для царствования, грубым, неспособным ни к чему, кроме крестьянских работ и вместе с тем калекой. Однако правил [страной] Гиорги Абашидзе и верховодил над всеми имерами, повиновались ему Дадиани, Гуриели и вельможи все.

А спустя год за срамоту его возненавидела Тамар мужа и решила отпустить его. Тогда царь Арчил находился в Эрцо, чтобы забрать племянника своего Вахтанга с домочадцами, который находился в доме Абашидзе, и отправиться в Россию. Абашидзе вновь предложил, по совету Тамар, Арчилу жениться на дочери его Тамар и будет он царем навечно. Не согласился Арчил и взял Вахтанга с домочадцами и ушел в Двалети и всю зиму оставался в Зрамага, ожидая русское войско. Потом сговорились с Абашидзе имеры все и Шошита Рачинский эристави, ибо Папуны не было уже в живых и прогнали царя Гиорги, которого унизительно называли Гочией, и призвали Арчила. Тот не пожелал, ибо не надеялся на долголетнее царствование, так как не было уже преданности, но [были все] развратными, клятвопреступниками, пленопродавцами, разбойниками, святотатцами и не только вельможи, но и простолюдины тоже совершали все, о чем было написано.

16-й царь Арчил,

царствовал 6 месяцев

Но принужденный своими [близкими], Арчил направился [в Имерети], встретили его рачинцы все, вступил и занял Имерети лета Христова 1698, грузинского 385.

Узнав об этом, ахалцихский Салим-паша известил об этом султана, а султан велел изгнать Арчила. Поэтому паша попросил царя Эрекле прислать к нему Свимона, сына Александра, которого тот воспитывал в почете, чтобы посадить его царем имеров. Царь Эрекле прислал, а Салим-паша привел его в Имерети. А Арчил не смог противостать, так как имеры примкнули к паше и Свимону и той же осенью ушел в Рача и своего племянника Вахтанга оставил там, ибо Кавказ был заснежен и с домочадцами не мог он пройти. Сам [Арчил] прошел по Лиахви, перешел в Тагаури, перезимовал там и весной отправился в Россию в сопровождении войска русского государя.

19-й царь Свимон,

царствовал полтора года

А Свимон занял Имерети и ушел паша в Ахалцихе. Потом договорился Абашидзе с царем Свимоном, отнял у Наскида Яшвили жену, дочь свою Анику, и женил Свимона и справил свадьбу. В это же время умерла первая жена Абашидзе, разошелся он и со второй и женился на вдове Папуны эристава, дочери Бежана Лордкипанидзе и матери Шошиты эристава и этим больше укрепился в Имерети.

А имеры служили и повиновались дочери его [Абашидзе] Тамар и постоянно находились при ней.

Она не могла мириться с правлением Свимона и сестры своей, так как сама лишалась власти, и начала враждовать с ними. Увидев это, испугался Свимон и бежал в Картли, а в Имерети верховодил Абашидзе и царицей была дочь его и повиновались все.

Тогда умер каталикоз Эвдемоз и с помощью Абашидзе каталикозом посадили Григола, сына Бежана Лордкипанидзе.

В это время не подчинялись некоторые лечхумцы Липаритиану и нападали на Окриба. Липаритиани известил об этом Абашидзе и так как были крепкими друзьями, собрал Абашидзе имеров, прорыли снежную гору Рача-Лечхуми и вступили в Лечхуми, непокорных разорили, сожгли и подчинил [Абашидзе лечхумцев] Липаритиану, потом возвратился и прибыл в Имерети.

А дочь Абашидзе пожелала выйти замуж за Липаритиана и того же хотел Липаритиани для того, чтобы отпустить жену свою, с которой было у него семеро сыновей взрослых. И с этой целью отправилась Тамар в Одиши, принял ее Гиорги Микеладзе, ибо Абашидзе был племянником Микеладзе, и спросил у Тамар о цели ее путешествия. А узнав, сказал ей: «Для чего идешь в Одиши, ибо моя же ты дочь. Приведи Липаритиана и справлю я тебе свадьбу достойную». Поверила Тамар и призвала Липаритиана и пришел тот с немногими людьми. Тогда сказал ему Микеладзе: «Возгордился ты, бывший Чиковани, настолько, что хочешь отпустить сестру мою. Сейчас же убью, если не помажешь миром Тамар». Испугался Липаритиани и помазал миром Тамар. Затем [Микеладзе] устроил им пир, одарил и отпустил.

Но спустя немногого времени ушла Тамар и вышла замуж за Липаритиана и заставила отпустить первую жену. С тех пор называли ее царицей Одиши и Имерети.

Отступили рачинцы от Абашидзе, собрал Абашидзе воинов Имерети, напал на Рача, разорил, сжег, покорил и вернулся в Имерети.

А Мамия Гуриели вознамерился воцарить вновь Свимона и предложил паше прислать Свимона и обещал посадить его на трон. И так как паша верил Гуриелу, потребовал он Свимона у Назарали-хана, привел и передал Гуриелу. Тогда Гуриели заставил Свимона отпустить Анику, дочь Абашидзе и женил его на сестре своей. Оскорбился этим Абашидзе, призвал Липаритиана и собрались в Сачилао с войском и предложили Гуриелу убить царя Свимона и посадят Гуриела царем. А Гуриели не пожелал сам [это сделать] и разрешил им. Тогда послали они людей и когда лежащий в постели Свимон вышел по естественной нужде, выстрелили в него из ружья и умер Свимон лета Христова 1701, грузинского 389.

Гуриели Мамия,

царствовал 1 год

Тогда же привели Мамию Гуриела и посадили имеры его царем. Услышал об этом царь Эрекле, опечалился и с войском картлийцев и кахов пришел разгневанный в Дагалула, чтобы отомстить Абашидзе и отнять также Хефинисхеви и послал к нему человека сказать об этом. А отказавшему Абашидзе сказал тот человек: «Не подобает тебе это, ибо кроме всего славного, следует [с царем] 12 запасных коней» Абашидзе ответил: «Не может же он одновременно сесть на 12 коней, а я надеюсь только на своего коня — если одолеет он, не сможет догнать меня, а если я одолею, не убежит от меня». И Абашидзе связался с вазирами Эрекле, и по их настоянию отступил царь Эрекле [и] не смог вступить в Имерети.

А Мамия Гуриели хотя и оставался царем, однако [жил] на свой счет, ибо продавал гурийцев и отдавал имерам, так как царскими вотчинами, селами, деревнями и доходами владели Абашидзе и его дочь Тамар и служили им сыновья вельмож и азнауров и сами они тоже. Поэтому ушел Гуриели опять в Гурию.

Абашидзе Гиорги,

правил 5 лет

И княжил Абашидзе и управлял всем Имерети.

Зимой Липаритиани попросил его помочь над абхазами, ибо захватили они [земли] до реки Эгриси и разоряли Одиши убийствами и пленениями. Согласился Абашидзе, собрал войско, отправился и вступил в Абхазети. не смог устоять Шарвашидзе, опустошили Абхазети, взял [Абашидзе] добычу большую, помирил Липаритиана и Шарвашидзе, отнял захваченную землю и [взял] заложников, потом вернулся и вновь прибыл в Имерети.

А после смерти царя Свимона забрал Исак-паша ахалцихский у царя Эрекле брата царя Свимона, Гиорги, и воспитывался он в Ахалцихе. И как возвысился Абашидзе, уже меньше подчинялись паше и взяток он из Имерети не получал столько, [как прежде]. Донес [паша об этом] султану. Рзгневался султан Мустафа и направил арзрумского пашу с большим войском морем и сушей, чтобы остались [османы] в Имерети семь лет и опустошили вместе с крепостями. Выступил арзрумский паша по направлению Гурии, а кеху своего с войском направил в Ахалцихе, чтобы собрал он войско Самцхе и вступил в Имерети.

Узнав об этом, Абашидзе взял клятву у всех имеров и Гуриела [и] Дадиана и укрыл [жителей] Имерети. Затем собрал войско и перекрыл дороги. Тогда паша перешел, Чорохи на лодочном мосту и стал в Гурии, а кеха и ахалцихский паша подошли к Какасхиди. Не устояли имеры против больших ружей, прошли османы, вступили [в Имерети] и стали в Багдади.

Потом из моря османские войска пришли в Одиши, однако сераскир ничего не знал о своем войске, так же кеха [не ведал] о сераскире, так как дороги были везде перекрыты.

Затем нарушил клятву Гуриели, данную Абашидзе, и явился к сераскиру. И Гиорги Микеладзе, враждовавший с Липаритианом из-за вышесказанного, со своими сторонниками тоже прибыл к кехе. Сей Микеладзе взялся их проводить и известил сераскира о делах кехи. Тогда направился сераскир на Имерети и велел, чтобы кеха вступил в Аргвети. Вступили османы и сожгли Аргвети и подошли к башням Чалатке, который Абашидзе укрепил рвами. Укрепились защитники [башен] и убили многих османов. Потом подошел Исак-паша ахалцихский, атаковали его войска, захватил [паша] ров и оставил там копателей и сам отступил. Выкопали (османы землю под башнями) и подожгли и опрокинули все три башни до основания и разрушились они. Но вот чудо, ибо один человек остался невредим и отпустили османы его. А в Одиши разрушили замок Рухи и поставили свою стражу и опустошили многие села и в Анакрии построили крепость.