Смекни!
smekni.com

История царства грузинского (стр. 54 из 69)

15-й царь Баграт,

царствовал 2 года

А Баграт укрепился над имерами, собрал их и отправился в Одиши и вступил в бой с Леваном Дадианом и в бою Дадиани был побежден, отнял вновь жену свою Тамар и женился сам и вернулся с победой в Кутатиси.

Тогда Леван Дадиани договорился с Гиорги Гуриелом и отдал сына своего Манучара в залог, помирился с ним и захватил опять Одиши. Спустя немногого времени умер Леван Дадиани лета Христова 1680, грузинского 368. Тогда одишцы потребовали у Гиорги Гуриела сына Левана Дадиана, Манучара, чтобы посадить его Дадианом. А так как не было никого из рода одишцев [Дадианов], поэтому Гуриели предложил одишцам принять его [Гуриела] Дадианом. Но знатные одишцы укрепили замки свои и прислали сказать Гуриелу: «Пока Манучар жив, никому не отдадим крепости и земли наши». Услышав об этом, Гуриели убил юношу Манучара, ибо думал, что после его смерти захватит Одiши и отправился занять Одиши. Однако из-за такого [поступка] одишцы сочли его кровным врагом своим, не смог он вступить в Одиши и возвратился в Гурию.

А Арчил из Кулбити ушел в Двалети и там пристроил домочадцев своих, а сам пришел в Чхерскую крепость и оттуда в продолжение восьми месяцев вел переговоры с имерами, однако, ничего не добившись, вернулся в Двалети. Затем прибыл в Пайком и пребывал там один год. Потом, уведомленный братом своим царем Гиорги, отправился в Россию лета Христова 1681, грузинского 369 с домочадцами своими [в сопровождении] воинов царя русских и прошел Черкезети и прибыл на Терек, сел там на корабль и отбыл в Астрахань.

Тогда преставился царь русских Феодор и остался Арчил в Астрахани три года. А в день нового года гвоздью [Христа] зажгли большой светильник, загорелось основание его, ибо дома там суть сплошь деревянные, и мощи все и драгоценности Арчила сгорели, однако гвоздь и [святые] мощи уцелели в огне [и] царь Арчил вновь украсил гвоздь.

После того царь Иоанн и Петр привели Арчила в Москву и приняли по-царски и пребывал там в почете.

Гиорги Гуриели,

царствовал 2 года

А в Имерети представился царь Баграт лета Христова 1681, грузинского 369 и предали земле в Гелати. И так как никого не осталось из рода царского, имеры привели Гиорги Гуриела и посадили царем.

А Одиши был без хозяина и главой и правителем стал Кация Чиковани. Он истребил многих знатных и сильных одишцев по совету брата своего Чкондидела, который говорил ему: «Хватит ему одного ружья», то есть кого хотят [убить], тот должен умереть. Этим он подчинил себе Одиши вплоть до полного захвата.

Однако в Одиши было бедствие большое, как было описано, особенно от абхазов, ибо приходили они на судах и суше и опустошали и захватили вплоть до Эгриси и поселялись абхазы сами и в Дранде и Мокви не стало больше епископов.

А после того умер Кация Чиковани и [должность главы] Салипартиано занял Гиорги, сын Кации. [Он] больше чем отец истреблял и продавал одишцев, ибо завещал ему отец, [чтобы людей] в сапогах не оставлял [на воле], а [людей] в лаптях подчинял.

А Гиорги Гуриели разгневал бога, отпустил жену свою Дареджан, дочь царя Баграта, и женился на теще своей, царице Тамар. Он владел Имерети и пытался захватить и Одиши. Но Гиорги Липаритиани привел сына Левана Дадиана от служанки, тоже Левана и посадил Дадианом с согласия мегрелов и вопреки Гуриелу.

А царь Гиорги в Картли держал при себе Александра, сына Баграта. Не мог [царь Гиорги] примириться с тем, что Имерети владеет Гиорги Гуриели, а не брат его Арчил, поэтому предложил он Юсуп-паше посадить Александра царем имеров. Обрадовался паша и потребовал у него Александра. Царь Гиорги отправил [Александра] с дарами и почетом лета Христова 1682, грузинского 370. Паша известил об этом султана, а султан прислал Александру халат и саблю и [пожаловал ему] Имерети и Юсуп-паше было велено возвести его на царство Имерети. Повинуясь указу, паша привел Александра [в Имерети], а Гуриели ушел в Гурию и возвел паша Александра [царем].

Затем паша возвратился в Ахалцихе, а царица Тамар прибыла в Одиши, чтоб одишцы не примкнули к Александру. Потом преставилась царица Тамар лета Христова 1683, грузинского 371. (Говорят, что была беременной и при родах родила огонь и умерла).

А после смерти Кации Чиковани Гиорги Гуриели взял в жены его жену и мачеху Гиорги Липаритиани, племянницу Шошиты эристава, и с их помощью пытался [захватить] сперва Одиши, а теперь особенно Имерети.

17-й царь Александр,

царствовал 7 лет

И сел Александр царем лета Христова 1683, грузинского 371. В ту пору возвышался Паата Абашидзе и подчинялись ему (жители] Аргвети все. Александр пожелал присоединить его к себе и выдал за него сестру свою Дареджан в жены, бывшую жену Гиорги Гуриела. А Паата был племянником Гиорги Микеладзе и этим утвердил [Александр] свою власть над имерами.

А Гиорги Липаритиани, Шошита эристави и Бежан Лордкипанидзе из-за Гиорги Гуриела не пожелали признать царем Александра, собрались и явились они к Гуриелу. А Гуриели, выступив в поход, разграбил икону Влахернской богоматери и сделал себе украшения. [Потом он] собрал [войска] Гурии, прибыл в Сачино, примкнули к нему Чиджавадзе, затем Липаритиани с одишцами, Рачинский эристави с рачинцами, Лордкипанидзе и лечхумцы, а с Александром остались Абашидзе и [жители] Верхнего Имерети и Гиорги Микеладзе и [жители] Аргвети, сразились они в Рокити и был сильный бой лета Христова 1684, грузинского 372. Многие были ранены и убиты с обеих сторон, затем убили Гиорги Гуриела [говорят был он убит странно] и бежали его воины. Еще убили Шошиту эристава Рачинского, остальных убивали и захватывали в плен многих, а Липаритиани бежал в Одиши и Александр возвратился с победой. А у этих убили Левана Абашидзе, а Паату ранили. Потом пленных гурийцев [и] мегрелов и имеров продали на серебро.

И занял Александр опять Имерети. А в Гурии Гуриелом посадили Малакию, брата Гиорги Гуриела и сыновья Гиорги Гуриела ушли в Ахалцихе.

Тогда царь Александр послал вестника к царю Гиорги, ибо «свершил я все благодаря тебе, сделай теперь меня холопом своим и сыном и выдай дочь твою за меня замуж». Услышал об этом царь Гиорги, обрадовался, но сообщил, что дочь его просватана с Давидом эриставом. Александр вновь послал [человека] и попросил Елену, дочь Луарсаба и племянницу царя Гиорги. Царь Гиорги согласился на это.

А Папуна, сын Шошиты эристава, не враждовал с Александром, ибо царь Гиорги был с ним в родстве и другом Папуны. И убедился царь Александр, что царь Гиорги не желает породниться с ним, поэтому собрал войско имеров и отправился в Рача, чтобы подчинить или отнять Рача, прибыл и перешел горы Цева [и] Велити и подошел к Ниниасцихе и отряды его сожгли и разорили села многие. Тогда царь Гиорги послал Заала Херхеулидзе на помощь Папуне. Увидел Паата Абашидзе вспомогательное войско и так как аргветцы уже собирались брать Ниниасцихе, сослался на картлийцев и отказался от взятия крепости и передачи ее царю [и] известил царя о приходе войска [Картли]. Царь согласился с ним и возвратились в Имерети.

Потом умер Паата Абашидзе от той раны. А Александр привел сестру свою Дареджан, заставил Папуну эристава отпустить жену, дочь Бежана Лордкипанидзе и женил его на сестре своей Дареджан и сделал его [этим] союзником.

А после смерти брата своего возвысился Малакия Абашидзе, бывший монах, и нарекся [именем] Гиорги. Привел он в жены бывшую жену Гиорги Гуриела и Кации Чиковани, весьма богатую, женился на ней и главенствовал в Верхнем Имерети более брата своего. С ним пожелал породниться Кайхосро Гуриели и попросил дочь его от первой жены, Елену. Ибо этот Кайхосро, сын Гиорги Гуриела, как пришел в Ахалцихе, дал ему паша войско, возвратился и занял Гурию лета Христова 1685, грузинского 373. А дядя его, Малакия, ушел в Ахалцихе. Паша помирил их и Кайхосро обещал не причинять Малакии вреда.

Однако вернувшегося в Гурию Малакию сей Кайхосро схватил изменой и ослепил дядю своего. Узнал об этом паша, оскорбился сильно и намеревался отомстить Кайхосро. Потом послал [паша] шавшетского бега с немногим войском погостить у Гуриела и поручил убить его. Прибывшего бега принял Кайхосро. Затем бег пригласил его к себе и прибывшего Кайхосро Гуриела лета Христова 1689, грузинского 377 убили по дороге, забрали его голову и ушли и Гуриелом оставили Малакию слепого.

Спустя немногого времени гурийцы у Юсуп-паши попросили Мамию сына Гиорги и брата Кайхосро, находящегося в Ахалцихе, и обещали взятку большую. Паша прислал его и в том же году посадили Гуриелом. Сей Мамия пожаловал Малакии [должность епископа] Шемокмедела и постриг его в монахи. Затем он тоже потребовал дочь Гиорги Абашидзе, Елену, просватанную с его братом, привел и справил свадьбу.

А Гиорги Липаритиани увидел, что в Рокитской битве погибли многие вельможи Имерети, и именем Левана Дадиана начал истреблять одишских вельмож, продавать безжалостно пленных мусульманам и владел Салипартиано и Леван по его воле оставался Дадианом. Сей Леван по желанию Липаритиана привел в жены сестру царя Александра, Тинатин, рожденную от царицы Тамар, чтобы укрепиться в Одиши с помощью Александра, а Липаритиани [сделал это] для того, чтобы Александр или Гуриели не пытались захватить Одиши. А Леван только носил имя Дадиана и всеми делами управлял Липаритиани. Но от Липаритиана было в Одиши бедствие великое из-за убийств и пленопродавства и особенно от абхазов ибо приходили они набегом и опустошали страну разбоем и открыто.

А царь Александр убедился, что царь Гиорги не желает породниться с ним, решил враждовать с ним и породниться с царем Эрекле [и] потребовал у Папуны эристава не давать приют царю Гиорги. Папуна эристави не соглашался на это. Тогда собрал Александр имеров и вступил в Рача и там к нему примкнули рачинцы и лечхумцы, кроме эристава. Тогда Папуна укрепил замки и крепости и вместе с царем Гиорги ушел в Они. А воины Александра сожгли Рача и подошли к Джоджора. Царь Гиорги и Папуна не смогли устоять и укрылись в Глола. Подошли войска Александра и сожгли Уцера, вернулись оттуда, вновь сожгли Рача лета Христова 1687, грузинского 375 и спустился царь Александр в Имерети. Но Папуна захватил Рача еще крепче, ибо истребил врагов своих и пребывал у себя.