Смекни!
smekni.com

Как задавать вопросы (стр. 26 из 41)

Но вот вы узнали, когда произошло событие, послужившее причиной ваших сегодняшних неурядиц; теперь уточните, где это случилось: дома или, скажем, в школе, в помещении или под открытым небом, у знакомых или, может быть, в кабинете врача? Напугал ли вас этот случай? Имел ли он какое-нибудь отношение к болезни или к перенесенной в то время операции? Кто находился рядом с вами? Такой же набор вопросов цонадобится вам чуть позже, когда дойдет очередь до «болезненного опыта прошлого».

С той же тщательностью проверьте себя на предмет идентификации («Идентифицирую ли я себя с кем-то?.. Пытаюсь ли быть на кого-то похожим?.»), выявите все болезнетворные элементы органической речи («Моя болезнь — физическое воплощение какой-то фразы или мысли?» — а затем конкретно: «Итак, причина появления болей в сердце — фраза: «У меня так сердце за него болит»?..»), нащупайте подсознательный очаг самонаказания. Главное здесь — выяснить, зачем понадобилось оно подсознанию и какое именно событие явилось источником чувства вины. Скорее всего и тут вам не обойтись без экскурса в далекое прошлое.

Таковы в общих чертах основные направления предстоящих «поисковых работ». Имейте в виду, однако: осознание причин — условие, для достижения успеха необходимое, но отнюдь не достаточное. Подсознанию требуется некоторое время для того, чтобы «переварить» новую информацию и пересмотреть свои позиции. Ускорить этот процесс помогут вам опять-таки самовнушения и новый, более детализированный набор вопросов.

В процессе работы над своей программой самооздоровления у вас может возникнуть необходимость снять старое внушение, удалить условный рефлекс — другими словами, провести своего рода дегипнотизацию. О том, как это делается, подробнее мы поговорим в главах, посвященных конкретным заболеваниям.

Устранить конфликт, разрешить некоторые другие личностные проблемы помогает иногда метод интерпретации сновидений. Обычно сон воспринимается сознанием как нечто бессмысленное: действительно, понять зашифрованное в нем «послание» может лишь специалист, знакомый с соответствующей символикой и хорошо изучивший механизм внутренних ассоциаций. Между тем внутреннему разуму не нужно «разгадывать» то, что сам же он и придумал. Вопрос для нас, таким образом, состоит в том лишь, как заставить его поделиться своими секретами — тут-то и приходят на помощь методы самотерапии. Осознать глубинный смысл любого сновидения, не вникая в тонкости творческой работы мозга, всегда можно в гипнотическом трансе, и чем больше глубина погружения, тем

41

проще получить у внутреннего разума ключ к разгадке. Так что, узрев ночью нечто, на ваш взгляд, исключительно глубокомысленное, попросите подсознание «объяснить» вам все это в самогипнозе: не исключено, что просьба ваша тут же будет исполнена.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ. Состояния глубокой, хронической, острой депрессии, как мы уже говорили, не поддаются самотерапии и требуют срочной психиатрической помощи. Из тех в среднем 25 тысяч самоубийств, что ежегодно совершаются в США, подавляющее большинство являются прямым следствием этого страшного душевного недуга.

Как показывают исследования, вся эмоциональная жизнь человека состоит из циклов, характеризующихся постоянными колебаниями весьма незначительной амплитуды. Цикл продолжается 32 — 35 дней и состоит из трех основных частей: периода эмоционального подъема (около трех дней), достаточно длинного «плато» обычного, среднего настроения и, наконец, очень короткого отрезка, соответствующего некоторому эмоциональному «провалу». Обострения ощущений могут объясняться тем, что крайние точки «большого круга» и множества малых, из которых он состоит, время от времени накладываются. Разумеется, естественные перепады эмоциональной «кривой» нас с вами сейчас интересовать не будут, хотя знать о них, конечно же, нужно — для того, чтобы не планировать на критические дни принятие важных решений.

Реальную опасность представляет депрессия иного рода — она не имеет ни малейшего отношения к физиологическим циклам, а вызвана глубинными психическими сдвигами и является в основном следствием глубоко укоренившегося негативизма.

Жертва депрессии не знает, что такое счастье. И наоборот, счастливый человек надежно застрахован от разрушительного действия депрессии: он не подвержен постоянному страху, легко переносит временные неудачи, прекрасно справляется с жизненными проблемами, а потому и чувствует себя прекрасно.

О глубинной природе и многообразных оттенках того, что называем мы «настроением», рассказывает в своей книге «Аутокондишнинг» («Прентис Холл Инк.», Энглвуд-Клиффс, Нью-Джерси) Хорнелл Харт. Автор убедительно доказывает, сколь важно уметь держать свои чувства под жестким контролем, и предлагает, в частности, начать с того, чтобы завести себе ежедневный график смены настроений, отложив вверх по оси ординат весь (от легкого подъема до экстатического восторга) спектр положительных эмоций, а вниз — изнаночную его «половину»: беспокойство, подавленность и так далее — вплоть до глубокого горя.

Такой график служит своего рода контрольным экраном для разработанного Хартом метода «самокорректировки в пяти этапах». Процесс этот, если изложить его вкратце, очень прост: выявив источник проблемы, вы глубоко расслабляетесь, входите в гипнотический транс и загружаете подсознание набором целенаправленных самовнушений, после чего пробуждаетесь и в случае необходимости все повторяете сначала. Такой способ эмоционального самооздоровления, по мнению автора, откроет перед вами новые пути к успеху, здоровью и счастью. В эффективности его по отношению к поверхностному конфликту и некоторым другим, не слишком глубоким проблемам, сомневаться, конечно же, не приходится.

БЕССОННИЦА. КАК ВЕРНУТЬ СЕБЕ ЗДОРОВЫЙ СОН. Снотворное давно уже удерживает в нашей стране первое место по популярности среди населения; те сотни миллионов долларов, что ежегодно приносит производителям сбыт его, красноречиво свидетельствуют об истинных масштабах бессонницы — поистине глобального бедствия. Впрочем, не следует сгущать краски: крайне непри-

ятное состояние это не только не смертельно, но и серьезной опасности для здоровья, как правило, не представляет.

Чаще всего термин «бессонница» скрывает под собой не более чем совокупность дурных привычек — в таком случае избавиться от нее методами самотерапии не составит труда. Реже в основе симптома обнаруживаются глубокие невротические корни — вот их-то удалить порой непросто.

Бессонница бывает двух типов: в первом случае человек долго не может заснуть* полночи ворочается с боку на бок, во втором, напротив, засыпает сразу же, но через 3 — 4 часа пробуждается и до самого утра не может сомкнуть век.

Бессонница — привычка, как правило, есть прямое следствие хронического беспокойства: жертва ее все свои дневные тревоги тащит к себе, что называется, под одеяло и так себя ими заводит, что просто не оставляет измученному мозгу никаких шансов на отдых.

Ситуация осложняется еще и тем, что негативно настроенное подсознание очень легко попадает в ловушку, известную как закон обратного эффекта. Вы ложитесь в постель, закрываете глаза и начинаете размышлять о своих невзгодах. Затем, порядком возбудившись, говорите себе: ну все, спать пора! — прекрасно зная по опыту хотя бы прошлой ночи, что сна вам не видать как собственных ушей,— все свои помыслы устремляете к главной цели и, в силу известного закона, тем самым только ее от себя отдаляете. Наконец, устав от жестокой борьбы за сон, сдаетесь и... немедленно засыпаете.

СНУ МЕШАЕТ СТРАХ. С бессонницей невротической природы дело обстоит сложнее. Во-первых, как мы уже отмечали, она бывает двух типов; во-вторых, чаще всего зиждется на страхе. Человек нередко отказывает себе во сне потому лишь, что боится «потерять сознание» — ему кажется, будто с ним тут же стрясется что-то ужасное. Кроме того, сон в нашем сознании прочно ассоциирован со смертью. Причин тому немало. Иногда взрослые, не в силах объяснить ребенку феномен смерти, говорят ему: «Не бойся, бабушка наша заснула — заснула навсегда и больше не проснется...»

Тяжелую психическую травму наносят своему ребенку родители, заставляющие его присутствовать на похоронах или в доме, где находится покойник. Я уж не говорю о диком обычае целовать мертвеца в лицо: такое испытание, поверьте, чревато не только бессонницей, но и куда более серьезными последствиями. Те из вас, кто читал «Еву в трех лицах», помнят, наверное, что причиной распада личности главной героини стало пережитое в детстве потрясение, когда ее вынудили поцеловать мертвую бабушку.

Трудно свыкнуться с мыслью о том, что и в наши дни есть взрослые, которые готовы без всяких на то причин подвергнуть собственного ребенка столь жестокой нравственной пытке; такое случается, увы, все еще нередко, и последствия тут, повторяю, могут быть самыми трагическими.

Сон и смерть связаны в нашем сознании разнообразными, подчас совершенно неожиданными узами. Вдумайтесь, например, в слова, которые наизусть заучивают наши дети:

Я ложусь спать и молю тебя, Боже, Храни мою душу.

А придет ко мне смерть до пробужденья — Прими мою душу...

Что слышится ребенку в этой безобидной на первый взгляд вечерней молитве? Во-первых, прямая угроза — смерть, оказывается, может нагрянуть во сне! Во-вторых, намек еще и на некую опасность, угрожающую душе спящего даже посмертно. Вы не поверите, но подавляющее большинство пациентов, лечившихся у меня от бессонницы-невроза, «пострадало», как выяснилось, именно от этого детского стишка! Некоторые из них, впрочем, про-

42

жили многие годы еще и с незаживающим шрамом от давней встречи со смертью — так что и здесь нередко срабатывает сочетание нескольких факторов.

В числе других распространенных причин бессонницы — идентификация: жертвой ее может оказаться ребенок, растущий в семье, где кто-то из старших не только плохо спит, но любит еще и поговорить на эту тему. Поскольку симптом этот связан с крайне неприятными ощущениями, в основе его нередко обнаруживается элемент мазохизма. Причиной бессонницы, как уже отмечалось, может явиться страх — в частности, боязнь кошмаров. Как бы то ни было, на помощь нам вновь приходят методы самотерапии: они позволяют вскрыть причинно-следственный механизм симптома и понять, что скрывается в глубине. Страх, если «выудить» его из подсознательных недр и проанализировать, исчезает нередко сам по себе: в конце концов, взрослый человек, узнающий, к немалому своему удивлению, о том, что причиной его бессонницы стала детская молитва, давно уже освободился от детских иллюзий относительно связи сна со смертью. Не исключено, однако, что вам придется совершить специальное «путешествие» к страшному переживанию детства и, тщательно отработав болезненные чувства, полностью очистить подсознание от их отравляющего воздействия.