Смекни!
smekni.com

Как задавать вопросы (стр. 4 из 41)

Яриступая к работе над программой самооздоровления, необходимо иметь ясное представление о функциях человеческого разума, особенно той глубинной его области, в которой скрыты истоки абсолютного большинства наших личностных проблем. Ведь вам предстоит найти рычаги влияния на подсознание и научиться извлекать из глубин его всю необходимую информацию. Идеальным средством для достижения этой цели является гипноз; впрочем, не будем пока забегать вперед.

КАК УСТРОЕН ВНУТРЕННИЙ РАЗУМ. О том, что где-то в недрах нашего сознания существует еще и некое «внутреннее Я», слышал, наверное, каждый; «Ид», «сублими-нал», «субъективное сознание» — эти и многие другие термины знаменуют предпринимавшиеся в разное время многочисленные попытки как-то его обозначить. Наибольшее распространение в научной литературе получил термин «бессознательное», но, поскольку в нем заложена определенная двусмысленность, давайте условимся называть интересующую нас область человеческого разума подсознанием: слово это, похоже, наилучшим образом отвечает сути обозначаемого явления.

О внутреннем разуме и его особенностях нам, к сожалению, известно очень немного, что очень странно, конечно же, особенно если учесть, что еще великие греки Эскулап и Гиппократ знали о его существовании. В XX веке границы наших знаний о себе были значительно раздвинуты Зигмундом Фрейдом, великим создателем психоанализа, но после его смерти исследования в этой области не продвинулись практически ни на шаг. И это опять-таки в высшей степени удивительно, ведь сам по себе факт эмоциональной обусловленности подавляющего большинства заболеваний ни у кого сомнений не вызывает. Специалисты расходятся лишь в количественных оценках: одни называют цифру 50, другие — 70 процентов, а ведущий канадский психиатр Франс Сели считает психосоматическими 100 процентов заболеваний, включая инфекционные (поскольку психологический стресс, снижая сопротивляемость организма, делает его практически беззащитным).

В Соединенных Штатах и Европе фрейдизм получил полное научное признание, учебные программы всех медицинских институтов и специальных центров подготовки психиатров базируются в основном на идеях великого австрийца. На остальной части земного шара фундаментальными считаются идеи и работы русского ученого Павлова; о них мы поговорим в одной из следующих глав.

Модель Фрейда, сыгравшая в свое время неоценимую роль в деле осознания современным человеком своей внутренней сути, может показаться сегодня упрощенной и схематичной, но в принципе правильность ее не вызывает сомнений.

Человеческий разум, по Фрейду, как бы состоит из трех «отсеков»: э г о (логически мыслящего «слоя»), суперэго (собственно сознания — в привычных наших категориях) и

загадочного Ид — вместилища базовых инстинктов и механизма памяти. Позже Фрейд «открыл» еще и так называемое предсознание, «поместив» его между «Ид» и «эго», под нижней границей «сознания». Принятый нами термин подсознание будет объединять в себе «предсознание», «Ид» и «суперэго».

Выдающийся швейцарский ученый Карл Юнг называл «суперэго» сверхсознанием, отводя ему роль некоего духовного центра, напрямую связанного с Богом — или какой-то частью Высшего Разума. Аналогичную идею можно встретить в некоторых восточных философиях.

АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО. Существуют и другие модели внутреннего разума; одну из них разработала Анита Мель, выдающаяся женщина-психиатр, пытавшаяся разгадать тайну подсознания, экспериментируя с так называемым «автоматическим письмом».

Суть феномена, говоря коротко, такова: при определенных условиях подсознание способно взять под контроль мышцы пишущей руки и достаточно связно изложить на бумаге свои собственные мысли. Субъект при этом вполне может читать, скажем, книгу или журнал; некоторым удается еще и писать что-нибудь свободной рукой, выполняя таким образом при этом три интеллектуальные задачи одновременно. Своеобразной разновидностью автоматического письма можно считать упражнения с уиджа-борд (планшеткой).

Овладеть автоматическим письмом, по утверждению доктора Мель, удается в среднем четверым из каждых пяти участников, хотя для этого требуется иногда несколько часов тренировки. Другие исследователи высказываются на этот счет менее оптимистично, хотя, с другой стороны, совершенно очевидно, что любой гипнабельный субъект способен писать автоматически в состоянии транса. Кроме того, было замечено, что упражнение это особенно легко дается прирожденным «рисовальщикам» — любителям пачкать от нечего делать бумагу, выводя на ней значки, фигурки и т.д.; вообще, привычка эта сродни автописьму, и опытный интерпретатор извлечет массу полезной информации о человеке из совершенно бессмысленных на первый взгляд каракулей.

Так вот, в ходе работы со своими подопечными (а в группе у нее было около пятидесяти человек) доктор Мель сумела выявить семь разных подсознательных уровней. Верхний из них, по сообщению ученого, соответствовал юнговскому «сверхсознанию»; а тот, кого относили к нижнему,— чаще всего называл себя «дьяволом», или «нечистой силой». Что ж, остается лишь предположить, что именно на дне подсознания и выжил в нас пресловутый «пещерный человек» со всеми своими инстинктами и страстями.

ПОДСОЗНАНИЕ КАК МЕХАНИЧЕСКИЙ КОМПЬЮТЕР. Другая модель человеческого разума принадлежит отцу кибернетики Норберту Винеру; она прекрасно изложена доктором Максвеллом Мальтцем в книге «Психокибернетика» (Прентис Холл, Нью-Джерси). Идея заключается в

том, что подсознание наше представляет собой пусть и очень сложный, но, в сущности, механический регулятор, осуществляющий посредством мозга контроль над работой всего организма. Очевидно, теория эта начисто отказывает внутреннему разуму в способности мыслить самостоятельно.

Психологи-бихевиористы не верят в существование подсознания вообще, полагая, будто личность человека формируется исключительно под воздействием внешней среды, содержит в себе лишь то, что накоплено непосредственным жизненным опытом, и функционирует соответственно — почти автоматически. Сегодня подобные идеи уже не воспринимаются всерьез: феномен автоматического письма сам по себе является доказательством не только существования подсознания, но и способности его к независимому мышлению.

Подтверждением той же истины может служить и метод идеомоторных ответов — так называют совокупность условных движений-знаков, посредством которых подсознание реагирует на вопросы, заранее сформулированные в расчете на однозначный ответ. К разговору об этом простом, каждому доступном варианте автописьма мы с вами очень скоро вернемся. Пока же заметим, что внутренний разум, как было установлено, работает только по методу дедукции, в то время как сознание наше в выборе между индуктивным и дедуктивным видами мышления ярко выраженного предпочтения не проявляет.

КОНТРОЛЬ НАД . ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГА-* НИЗМА. Контролируя центральную нервную систему, подсознание через мозг практически осуществляет контроль над всем, что происходит у нас в организме. Более того, как показали эксперименты с гипнозом, оно в состоянии взять на себя управление электрохимическими процессами в человеческом теле. Известно также, что гипнотическим внушением можно изменить режим кровообращения, температуру, частоту пульса, функциональное состояние некоторых органов и желез внутренней секреции, ускорить процессы заживления.

ПОДСОЗНАНИЕ И НЕКОТОРЫЕ ЕГО СТРАННОСТИ. Для успешной работы с подсознанием важно знать о некоторых особенностях его «характера». Одна из них — своеобразный инфантилизм: оказывается, внутренний разум наш всю поступающую извне информацию воспринимает буквально и поэтому безобиднейшая фраза « Я просто с ума схожу» может показаться полной правдой.

Когда мы погружаемся в гипнотический транс, подсознание как бы «всплывает» к поверхности и берет на себя некоторые сознательные функции; примером тому может служить феномен автоматического письма.

Отвечая на вопрос: «Не скажете ли вы мне, где вы родились?» — бодрствующий человек почти наверняка назовет место своего рождения. Находясь под гипнозом, он же скажет: «Да», или просто кивнет головой: это и будет точным ответом на буквально понятый вопрос. « Такая непосредственность таит в себе серьезную опасность, ведь для того, чтобы подхватить случайное внушение, нам вовсе не обязательно впадать в транс. Врач, не добившись в своей работе особых успехов, может, например, сказать пациенту: «Очень жаль, но ничем более не могу вам помочь. Придется вам научиться жить со своей болезнью». Ему и в голову не придет при этом, что заявление его в буквальном смысле означает следующее: пациент, несомненно, умрет, если... не дай бог, вздумает выздороветь! Такая «мина», без злого умысла, разумеется, заброшенная в подсознание, не только помешает дальнейшему лечению, но и может иметь поистине роковые последствия.

По мере того как мы, взрослея, накапливаем опыт и знания, наше сознательное отношение к окружающему миру постоянно меняется. Способен к развитию и внутренний разум, но он почему-то предпочитает придерживаться «взглядов», сформировавшихся в самом начале жизни. Так что если с вами произошло нечто, допустим, в шестилетнем возрасте, знайте: подсознание по-прежнему видит случившееся глазами ребенка. Сильный страх, перенесенный в детстве, нередко перерастает затем в фобию, и мальчик, которого когда-то до смерти перепугала змея, много лет спустя будет в ужасе шарахаться от одного только вида

ленточки-змейки. Изменение подсознательного отношения к событиям прошлого, оставившим в душе незаживающий след, должно стать важным элементом вашей программы самосовершенствования.

ЧУВСТВО ВИНЫ И САМОНАКАЗАНИЕ. Все мы время от времени действуем компульсивно, подчиняясь внезапным подсознательным импульсам, причем сами того не замечаем до момента, пока не выкинем нечто из ряда вон выходящее. Если и придет нам в голову спросить себя, что кроется за тем или иным необъяснимым поступком, то в мыслях своих мы вряд ли найдем ответ. Между тем ком-пульсии могут быть очень опасны, в том числе и для здоровья.