Смекни!
smekni.com

«Авторский договор» (стр. 10 из 11)

Учитывая новизну проблемы, создающую сложность для судей и адвокатов, а также нарастающее участие России в Международном экономическом обороте, думается, что данный вопрос должен быть решен как с учетом многолетней зарубежной практики, так и международно-правовых норм.

В развитых странах интеллектуальная собственность охраняется и правом копирования, и более жесткими нормами международного права, защищающим ее от косвенного использования[57].

Приверженность новой России нормам и принципам международного права наиболее последовательно и юридически весьма содержательно проявилась в разработке и принятии текста ныне действующей Конституции РФ. Она провозглашает (ч. 4 ст. 15), что общепризнанные принципы и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта комплексная конституционная норма уже своим содержанием в максимальной степени способствует «гармонизации» внутреннего российского законодательства и норм международного права, что по мнению Близнеца И. является одной из основных целей деятельности Всемирной организации интеллектуальной собственности[58].

Изучение выбранной темы, в ходе подготовки к написанной настоящей работы, позволило определить ряд проблем, существующих в сфере действия авторских договоров, и попытку законодателя более или менее полно решить их. Так, в случае возникновения разногласий и неясностей по поводу содержания авторского договора действует презумпция: «Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными» (абз. 1 п. 2 ст. 31 Закон об авторских правах). Это — одно из проявлений законодательно выраженной заботы общества об использовании объектов интеллектуальной собственности только с согласия субъекта этого права (по терминологии ст. 138 ГК — «с согласия правообладателя»).

Следование названным постулатам не исключает комплекс проблем, возникающих из авторско-правовых отношений. Здесь проявляется некоторая недосказанность норм действующего законодательства об авторском праве, в частности об авторском договоре.

Прежде всего, отсутствие законодательного закрепления понятия авторского договора, а предложенное в проекте III части ГК, определение авторского договора не совсем точно отражает сущность данного договора, формулируя его понятие в зависимости от вида авторского договора. Такая позиция не способствует эффективности восприятия правовых норм сторонами.

Определяя существенные условия договора, законодательство исходит из принципа свободы договора, в соответствии с которым, стороны могут определить для себя и другие условия, если сочтут их таковыми.

Не ставя целью попрание, провозглашенного гражданским законодательством принципа свободы договора, считаю, что целесообразно было бы закрепить закрытый перечень существенных условий. Думается такая позиция вполне оправданна, поскольку она явилась бы гарантом обеспечения прав и интересов сторон.

И все-таки, несмотря на ряд нерешенных проблем в действующем законодательстве, относительно договорных отношений, все это не умаляет роли авторского договора. И прежде всего следует учитывать то влияние, которое авторских договор оказывает на реализуемые отношения.

Поскольку авторский договор охватывает отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства, его воздействие сказывается не только на поведении сторон по выполнению обязательств, но, в первую очередь, на качестве самого предмета договора — произведениях научного и художественного творчества.

Роль авторского договора проявляется также в том, что его стороны, связанные обязательствами по созданию и использованию произведений литературы, науки, искусства стремятся к достижению единой цели: к выпуску высококачественной печатной продукции, постановке актуальных кино- и телефильмов различных жанров и т.д. С помощью таких произведений решается задача удовлетворения культурных потребностей граждан, их нравственного и эстетического воспитания, повышения культурного уровня. В то же время воздаваемые на основе авторского договора произведения научного и художественного творчества преумножают духовные ценности и обогащают отечественную культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, авторское законодательство нуждается в значительном совершенствовании. Для решения этой задачи законодатель должен создавать адекватные для рыночной экономики механизмы правового регулирования, обеспечивающие соблюдение общих для гражданского права принципов и подходов в построении норм авторского законодательства, а также гарантирующие баланс интересов всех участников рынка интеллектуальной собственности.

В наше время - время научно-технической революции во многом нарушаются авторские права. А сколько расходов терпят крупные компании производители! Уже сложно сказать, что невозможно подделать. Очень часто нелегально копируют программное обеспечение, музыку, книги-бестселлеры.

Я считаю, что на сегодня в нашей стране существует достаточно крепкая законодательная база для реальной охраны и регулирования вопросов в сфере авторства. Но, к сожалению, эти законы не подкреплены реальными действиями со стороны государства, наше государство просто закрывает глаза на тот беспредел, по причине которого от нашей страны отворачиваются многие перспективные иностранные партнёры.

Большая роль в регулировании вопросов охраны, на мой взгляд, должна отводится органам МВД. Во многих странах мира, в органах полиции и прокуратуры существуют специальные отделы, которые занимаются только вопросами охраны интеллектуальной собственности.

Государство не должно упускать те огромные суммы денег, которое оно недополучает в виде налогов, из-за нарушений в области охраны авторских и смежных прав.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993г. (ред. от 20.07.2004г.)

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 19 июня 2006г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»

3. «Вестник ВАС РФ» №11, 1999г.

4. «Вестник ВАС РФ» №9, 1999г.

5. «Вестника ВАС РФ» №5 1994г.

Литература

1. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный) // В.В. Погуляев, В.А. Вайпан, А.П. Любимов. - ЗАО Юстицинформ, 2006г

2. «Гражданское право Том 3» // Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого – М.: ПБОЮЛ, 2000г.

3. Сергеев А.П. «Авторское право России» - СПб., 2004г

4. Шершеневич Г.Ф. «Учебник российского гражданского права» - М., 1905.

5. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. «Авторское право» - М., 1957г.

6. Гаврилов, Э. «Авторские договоры в СМИ» - Законодательство и практика масс-медиа. 1999г. - № 11.

7. Хаметов Р. «Нарушения авторских прав библиотеками и архивами» - Российская юстиция. 1998г. № 6.

8. Хаметов Р. «Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав» - Хозяйство и право. 1998г.

9. Близнец И. «Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности. Российская юстиция». 1998г. № 1.

10. Веймарн А. «Интеллектуальное пиратство: византийский подход». Интеллектуальная собственность. 1998г. № 3-4

11. Веймарн А. «Беспредел для умных и ученых» // Интеллектуальная собственность. 1998г. № 5-6.

12. Гульбин Ю. «Защита авторского права». // Российская юстиция. 1997г. № 5.

13. Макагонова Н.В. «Авторский договор на телевидении: диалектика становления и развития» / Юридический мир, 1997г. ноябрь.

14. Цветкова Р., Стеркин Р., Николаев Р. «Эта песня, дружище, твоя и моя» // Деньги. 1997г. № 7.

15. Хорошавина Н. «Теория и практика Российского пиратства» // Интеллектуальная собственность. 1996г. № 7-8.

16. Чернышева С.А. «Авторский договор в гражданском праве России». М., 1996г.

17. Клык Н. Л «Охрана интересов сторон по авторскому договору» - Красноярск 1990г.

18. Савельева И. В «Правовое регулирование отношений в области художественного творчества» - М., 1986г.

19. Ваксберг А.И. «Некоторые вопросы советского авторского права» // Сов. государство и право 1954г. № 8.

20. Кабатов В.А. «Советское авторское право на произведения изобразительного искусства» Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1954г

21. Грингольц И.А. «Права автора сценического произведения в СССР» Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1953г.

22. Флейшиц Е.А. «Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах» М., - 1941г.


[1] См.: Флейшиц Е.А. «Личные права в гражданском праве СССР и капиталистических странах» М., 1941г. С. 164.

[2] См.: СЗ СССР 1928. № 27. Ст. 246.

[3] См.: СУ РСФСР. 1928. № 132. Ст. 861.

[4] См.: Кабатов В.А. «Советское авторское право на произведения изобразительного искусства» Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1954г. С. 4.

[5] См.: Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. «Авторское право». М., 1957г. С. 59.

[6] См.: Ваксберг А.И. «Некоторые вопросы советского авторского права» // Сов. государство и право 1954г. № 8. С. 40.

[7] См.: Грингольц И.А. «Права автора сценического произведения в СССР» Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1953г.

[8] См.: Савельева И. В «Правовое регулирование отношений в области художественного творчества» / - М., 1986г с. 108