Смекни!
smekni.com

«Авторский договор» (стр. 2 из 11)

Причем сегодня не обязательно выходить напрямую на обладателя авторских прав. На мировом творческом рынке существует множество посредников. Начинают появляться они и у нас.

В России наиболее крупной подобной организацией является Российское авторское общество (РАО), действующее на основании Устава от 30.09.93г., которое заключило договоры с многочисленными правообладателями, как с международными, так и с российскими. Например, перед выпуском диска фирма делает запрос в РАО, которое в свою очередь обращается к правообладателям с предложением заключить авторский договор[14].

На протяжении многих лет, временами то затухал, то, вспыхивая с новой силой, в российской юридической науке продолжается спор о природе авторского договора. Суть разногласий сводится к вопросу о том, уступает ли автор контрагенту свои права на произведение или лишь разрешает его использование на определенных условиях. В этой связи в литературе выдвинуты и подробно обоснованы теория уступки (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих активных сторонников[15]. Имеется и компромиссная точка зрения, согласно которой один тип авторского договора, а именно договор о передаче произведения для использования, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй же тип авторского договора, т. е. авторский лицензионный договор, может включать передачу авторских прав пользователю. Я придерживаюсь первой точки зрения. И действительно в настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, перестройкой законодательства, доводы сторонников теории разрешения, состоящие в основном обосновании особой социалистической природы авторского права в советском праве, а также существовавшем ранее запрете на самостоятельное воспроизведение и распространение произведений самими авторами и т. п., оказались совершенно несостоятельными. Ныне действующее законодательство неоднократно прямо подчеркивает возможность перехода (передачи) права на использование произведения от автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает вопрос о природе авторского договора.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечит лишь соблюдение личных и имущественных прав автора[16]. Издательство, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия автора. Поэтому они не редко прямо заинтересованы в том, что бы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.

В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его характер, вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий.

Клык Н. Л. выделяет при отсутствии оснований для признания отношений трудовыми предмет. Так, если заключается договор на создание результата творческой деятельности — произведения науки, литературы или искусства, то такое соглашение ни что иное, как авторский договор со всеми вытекающими отсюда последствиями[17]. Думается такая позиция вполне оправдана, она призвана, прежде всего, обеспечить защиту прав и интересов автора, поскольку положение автора по такому договору должно быть не хуже по сравнению с положением, закрепленным в законе.

Прежде всего, предметом трудового договора является трудовая деятельность работника соответствующая его должности и квалификации она может носить творческий характер, как, например, работа штатного переводчика издательства или штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон творческого результата. В некоторых случаях, однако, трудовой договор может быть заключен и на выполнение творческой работы связанной с созданием конкретного творческого произведения, например на выполнение оформительских или картографических работ. Здесь важно установить был ли включен автор в трудовой коллектив заказчика, подчинялся ли он правилам внутреннего трудового распорядка и распоряжение администрации, закреплялись ли за ним трудовые права и льготы, получал ли автор за свою работу ежемесячное вознаграждение и т. п. Если ничего этого не было, то для квалификации отношений сторон как трудовых нет никаких оснований.

Наконец, когда совершенно очевидно, что стороны были связаны трудовым договором, необходимо установить входило ли создание данного творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано, хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.

Нередко особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика отнюдь не совпадают в частности подрядчик выполняет работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата и т. д. Как комментирует Погуляев В.В. «По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение переходящие в собственность другого лица и т. д.»[18].

Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего, по их предмету. Если предметом договора подряда является результат обычной, технической деятельности подрядчика, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы, искусства как результат творческой работы автора. На практике отграничить их друг от друга бывает не так просто. Наиболее остро данный вопрос встает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий. В юридической науке нередко утверждается, что копия, в том числе авторская, - это результат обычной работы, по поводу выполнения которой должен заключаться договор подряда.

Иногда разграничить авторские и подрядные договоры по их предмету не возможно. Так 22 августа 1986 года Госарбитражем СССР были утверждены типовой договор на создание произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, монументально-декоративных и оформительских работ и типовой договор на создание произведения станковой живописи и графики. Оба договора имели своим предметом создание произведений изобразительного искусства, однако знакомство с их содержанием не оставляло никаких сомнений в том, что взаимоотношения сторон были построены по подрядному типу. Объяснялось это тем, что договоры подобного рода заказчики соответствующих произведений, а с предприятиями художественного фонда, которые выступали в роли своего рода посредников между авторами и заказчиками произведений. Авторы же создавали свои произведения в рамках договора художественного заказа, который заключался ими с предприятиями авторского фонда и носил авторский характер. Таким образом, наряду с предметом договора, дополнительным критерием для разграничения авторского и подрядного договоров выступает их субъектный состав. Непременным участником авторского договора всегда является сам создатель произведения или его законный правопреемник, в частности наследник. По субъектному составу авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений.

1.2 Виды авторских договоров

Закон «Об авторском праве и смежных правах»[19] разрешает ис­пользование произведения в пределах, установленных автор­ским договором о передаче исключительных прав на произве­дение, только лицу, которому эти права передаются, и дает ему право запрещать подобное использование другим лицам. Это же право имеет и сам автор произведения, но только в том случае, если лицо, которому переданы исключительные права, не осу­ществляет его защиту. Однако нужно сказать, что пользователь заинтересован в заключение именно этого договора, поскольку он становится фактическим владельцем творческого произве­дения, что дает дополнительную возможность извлекать макси­мальную выгоду, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам. При этом следует отметить, что автор это физическое лицо. Как пишет Любимов А. П. «Предусмотренные Законом названия сторон авторского договора условны, и на практике владелец авторских прав может именоваться как «автор», «исполнитель», «правообладатель», а приобретатель таких прав - как «получатель», «заказчик», «пользователь». Нередко стороны авторского договора именуются как «лицензиар» (сторона, передающая авторские права) и «лицензиат» (сторона, получающая авторские права).