Смекни!
smekni.com

«Авторский договор» (стр. 5 из 11)

Поскольку рукопись произведения в этом случае передается без заключенного договора, автор подвергается большому риску. Организация не связана обязательством по соблюдению срока рассмотрения поступившей рукописи и выполнения решения по ней.

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

2.1 Особенности заключения авторского договора

Итогом согласования условий, которые стороны сочтут существенными, является заключение договора (ст. 432 ГК РФ).

Порядок заключения договора предопределяется степенью готовности произведения. Так, по договору на готовое произведение автор передает готовое произведение, а по договору заказа автор принимает на себя обязательство создать произведение в будущем. Закон об авторских правах, не предусматривает процедуру заключения договора, поэтому порядок определяется главой 28 ГК РФ «Заключение договора». Считают целесообразным рассмотреть данный вопрос с учетом сложившейся практики.

Готовое произведение, представленное в издательство, киностудии и т.д. до заключения договора с автором, рецензируется, обсуждается. Организация (физические лица, занимающиеся использованием произведения) принимает решение о пригодности этого произведения к изданию. Если произведение будет одобрено, то это является основанием для заключения договора. Таким образом, предварительная работа организации над готовым произведением заканчивается, а в тексте договора должно быть указано, что произведение представлено и одобрено. Следует учитывать, что на этой стадии произведение может не получить одобрения организации. В этом случае оно передается автору на доработку, а договор на готовое произведение будет заключен лишь после его одобрения организацией.

Как уже отмечалось, к моменту заключения договора заказа (литературного, художественного и т.д.) произведения еще не существует, а характер отношений между сторонами совсем иной.

Так, автор будущего произведения должен представить заявку, план или проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его осуществления и использования материала. Организация вправе предъявить к заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, Так, автор будущего произведения должен представить заявку, план или проспект, в которых он дает описание своего творческого замысла, формы его осуществления и использования материала. Организация вправе предъявить к заявке свои требования. Вступая в отношения с театром, автор представляет творческую заявку либо фрагмент будущего произведения, который приравнивается к творческой заявке[31]. Театр оказывает автору творческую помощь в создании произведения, знакомит автора с составом труппы и технической частью театра, дает ему консультации по теме произведения. С согласия автора в театре проводится обсуждение предварительных вариантов произведения.

В творческой заявке, представляемой киностудии, должны излагаться основная идея, сюжетный замысел, даваться характеристика главных действующих лиц будущего сценария, содержаться полное и последовательное описание действия, а также диалоги, титры. От автора требуется учитывать производственно-экономические показатели, т.е. число снимаемых объектов, массовых сцен и т.д.

Издательство также проводит предварительную, преддоговорную работу с автором, которая состоит из собеседования, изучения и оценки плана, проспекта или плана-проспекта произведения (перечня разделов и подразделов с изложением содержания каждого), а также из изучения и оценки одной из глав или одного из разделов будущей книги. Одновременно уточняется тип издания, жанр произведения, основной круг читателей, на которых будет рассчитано издание. Авторская заявка, план, проспект или отдельная глава рассматриваются издательством, после чего автору сообщается, принято ли его произведение, отклонено или продолжает изучаться. При положительной оценке, авторская заявка утверждается, включается в тематический план, а с автором заключается договор литературного заказа.

Очевидно, что организация по договору заказа заинтересована получить доброкачественное произведение, поэтому при изучении и обсуждении авторской заявки одна определяет параметры произведения. Утверждение творческой заявки означает согласование автором и организацией всех требований, предъявляемых к будущему произведению, а также лишает организацию права выходить за рамки творческой заявки, согласованной с автором. Помимо всего прочего, для организации, заключающей договор с автором, создающим произведение, существует известная степень риска. Никто не застрахован от того, что автора может постичь творческая неудача, а его произведение нельзя будет использовать. В таких случаях организация (издательство, театр и др.) несет материальные убытки, так как в соответствии со ст. 33 Закон об авторских правах она обязана выплатить автору аванс. Поэтому закономерно требование организации к автору о предоставлении развернутого плана-проекта.

Что касается автора, то план-заявка порождает его основную договорную обязанность — создать произведение в соответствии с условиями договора. Несоблюдение автором предъявляемых к создаваемому произведению требований, обозначенных в плане-заявке, приводит к нарушению условий договора и ответственности автора по ст. 34 Закон об авторских правах.

В подтверждение важности согласования требований к будущему произведению, следует привести пример из судебной практики.

Автор Г. заключил договор с комбинатом на выполнение двух моделей горельефных вставок. В установленный договором срок Г. выполнил работу и сдал ее комбинату. Художественный совет комбината принял работу без замечаний.

Комбинат выплатил автору вознаграждение за одну модель горельефов, обосновав отказ оплатить другую модель тем, что скульптор выполнил ее не на тему, предложенную комбинатом. Однако суд установил, что тема горельефа не была указана в условиях договора, и имеющиеся в деле документы подтверждают, что эскиз произведения согласовывался с заказчиком и был им утвержден[32].

Суд не нашел нарушений со стороны автора в части выполнения требований к предмету договора и удовлетворил исковые требования автора, взыскав в его пользу причитающийся гонорар.

При заключении договора необходимо не только четко определять согласованные условия, но и правильно их оформлять. Возвращаясь опять к практике прежних лет, можно привести такой пример. Авторы обнаружили неправомерные действия издательства «Знание», которое в одностороннем порядке приняло решение о включении в договор посторонних лиц[33]. Завершить это дело в пользу авторов не удалось, так как они сами допустили нарушение правил оформления договора. Авторы подписали чистые бланки договора, поэтому установить, как и на каком этапе в договор были внесены новые лица, оказалось невозможным.

2.2 Права и обязанности сторон по авторскому договору

Авторский договор является взаимным, т. е. обе стороны на­деляются правами и несут корреспондирующие им обязанно­сти. Содержание отдельных видов авторских договоров различ­но. К примеру, объем прав и обязанностей в договоре заказа от­личается от объема прав и обязанностей в договоре по поводу использования готового произведения. Но это не исключает возможности рассмотрения содержания авторского договора в обобщенном виде. При этом сразу следует отметить, что дейст­вующее законодательство фактически не регулирует содер­жание авторских договоров, оставляя данный вопрос полно­стью на усмотрение сторон. Хотя некоторые исследователи считаю что: «порядок заключения и исполнения авторских договоров регулируется общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) и, в частности, нормами о сделках (статьи 153–181 ГК), а также нормами, относящимися к общим положениям об обязательствах (статьи 307–419 ГК) и к общим положениям о договорах (статьи 420–453 ГК)»[34]. В связи с этим, рассматривая пра­ва и обязанности сторон, приходится опираться на сложившую­ся практику заключения авторских договоров, которая с успе­хом может применяться сегодня.

Следует отметить, что ранее на подзаконном уровне регламентацию прав и обязанностей по авторским договорам осуществляли многочисленные типовые авторские договоры. Они представляли собой документы, утверждаемые министерствами и ведомствами по согласованию с творческими союзами. Например, утвержденные Госкомиздатом СССР в 1975г. Типовые издательские договоры на литературные произведения[35] на произведения изобразительного искусства, на музыкальные произведения или утвержденные Министерством культуры СССР Типовые постановочные договоры на создание драматического и музыкально-сценического произведения. Кроме типовых договоров различными ведомствами часто утверждались еще примерные формы некоторых авторских договоров (к примеру, договор об издании в переводе выходившего в свет литературного произведения от 24 февраля 1975г.).

Основные функции типовых договоров заключались в том, что они определяли условия, которые должны были быть согласованы сторонами, служили своего рода нормативной базой для регулирования авторских отношений. Нормы типовых договоров имели диспозитивный характер, они применялись при отсутствии таких условий в заключенном договоре. Они гарантировали авторам минимальный уровень прав, их изменение в конкретных договорах не должно было приводить к ухудшению положения автора по сравнению с установленным в типовых авторских договорах.