Смекни!
smekni.com

«Авторский договор» (стр. 3 из 11)

Автор - это всегда физическое лицо, которое в результате своей творческой деятельности создало какое-либо произведение. Но правообладателем может выступать и иное лицо, в том числе и юридическое, приобретшее право на использование произведения у автора или законного правообладателя на основе авторского договора»[20].

Конституционный Суд РФ прямо указал, что «имущественные авторские права на использование произведения могут принадлежать не только непосредственно самому автору, но и другим лицам, в том числе юридическим, и могут передаваться ими по авторскому договору». Суд признал авторским договор о предоставлении одним юридическим лицом имеющихся у него авторских прав на телевизионный сериал и на его перевод, на русский язык другому юридическому лицу, в частности права на показ этого сериала по телевидению[21]

По мнению Сергеева А.П. авторские договоры, прежде всего, делятся на группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются, и предлагает выделять, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений[22]. Однако следует учитывать, что даже если указанные договоры предусматривают один и тот же способ использования произведения, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

Следует отметить и другое: если автор произведения рас­стался со своими исключительными правами вследствие заклю­чения договора о передаче исключительных прав на произве­дение, он все равно сохраняет личные неимущественные пра­ва, а также право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и предпринимать некоторые действия в отношении третьего лица, если им нарушены права пользова­теля. Другими словами, автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом. В этом заключается от­личие данного договора от общих норм гражданского законо­дательства. В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ говорится, «что если в авторском договоре нет прямого (дословного) указания на передачу автором исключительных прав, то полученные права являются неисключительными»[23]

Существует также авторский договор на использование про­изведений, заключаемый в форме лицензионного соглаше­ния. Он используется в случае публичного исполнения, воспро­изведения звукозаписи и при других видах использования про­изведений, имущественными правами, в отношении которых управляет РАО или иная подобная организация. В этом согла­шении четко определяются разрешенные пользователю способы использования произведений; размер вознаграждения за ис­пользование, обычно устанавливаемый на уровне минимальных ставок; порядок и периодичность представления отчетности об использовании произведений; условия досрочного прекращения действия соглашения; ответственность за нарушение его усло­вий и др. Лицензия выдается, как правило, на один год с воз­можностью автоматического продления ее действия на новый срок. При этом организация, управляющая имущественными правами авторов на коллективной основе, не может отказать пользователю в выдаче лицензии без достаточных оснований, а сами условия лицензий должны быть одинаковыми для пользо­вателей одной категории.

Если пользователь хочет получить ли­цензию на воспроизведение фонограммы, ему надо оформить специальную заявку на каждый альбом с указанием тиража, срока воспроизведения, вида материального носителя, репер­туара и других реквизитов. Игнорирование данного требования рассматривается в судебной практике как бездоговорное ис­пользование произведения. Авторский договор заказа также является одним из видов авторского договора. Он отличается от авторского договора куп­ли-продажи тем, что автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. В свою оче­редь заказчик обязан в счет установленного договором возна­граждения выплатить автору аванс. Размер, сроки и порядок выплаты аванса определяются в договоре по соглашению сто­рон. Подобный договор заказа будущему автору произведения выгодно заключить с заинтересованной стороной в случае на­личия идеи о создании творческого произведения, но при отсут­ствии средств на это. При заключении авторского договора за­каза на еще не созданное произведение заказчику рекомендует­ся предусмотреть как можно более длительный срок действия договора и как можно меньше оснований о его расторжении по инициативе автора, иначе при определенном стечении обстоя­тельств могут возникнуть осложнения. Например, может полу­читься так, что автор намеренно не будет выполнять свои обя­зательства по созданию произведения или же будет скрывать уже созданное произведение от заказчика. Возможна и сле­дующая ситуация: по истечении срока действия авторского договора заказа автор выплачивает заказчику убытки и упущен­ную выгоду, которая, конечно, будет максимально занижена, затем создает произведение и становится обладателем исключи­ тельных прав на него. Такой же неблагоприятный исход ожида­ет заказчика в случае, если автор предусмотрел в договоре воз­можность для себя его «безболезненного» расторжения в одно­ стороннем порядке, а заказчик легкомысленно согласился с этим условием. Так Любимов А. П. пишет «Для доработки произведения и его вторичной сдачи пользователь по согласованию с автором устанавливает конкретный срок, который является обязательным для автора. Исправленное автором произведение заказчик обязан повторно рассмотреть и оценить также в пределах установленных договором сроков. Если и после доработки произведение признается непригодным к использованию, договор может быть расторгнут.

Несоответствие представленного автором произведения условиям договора доказывается заказчиком.

Во всех случаях отклонение произведения следует оформлять специальным актом. О решении, об отклонении произведения и расторжении договора пользователь обязан письменно уведомить автора. Однако на практике пользователи не спешат расторгать договор с автором. Часто автору предоставляется возможность устранить допущенные им отступления от условий договора, особенно когда они являются незначительными.

Пользователь может расторгнуть договор с автором и ввиду непригодности произведения для использования, вызванной недобросовестным выполнением автором своей работы. Недобросовестное исполнение автором заказанной работы может иметь место, в частности, в случаях неправомерного использования чужих произведений, представления своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажения фактов в документальном произведении, искажения оригинала при переводе, включения в произведение непроверенных данных, подлежащих проверке автором, и т.д.»[24]

Следует добавить, что нельзя получить авторские права на идею или еще не созданное произведение. В заключение можно отметить, что авторский договор заказа выгоден, прежде всего, заказчику, особенно если идея создания произведения принад­лежит ему.

Еще одним видом авторского договора является авторский договор на готовое произведение. Фактически данный договор представляет собой договор купли-продажи имущественных прав. В соответствии с ГК РФ к указанным отноше­ниям применяются общие положения о купле-продаже, при ус­ловии, что из содержания или характера предаваемых прав не вытекает иное[25]. Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что к авторскому договору на готовое произведение применя­ются общие нормы гражданского права об обязательствах и до­ говорах, а также общие положения о купле-продаже.

Таким образом, как явствует из сказанного, по авторскому договору на готовое произведение автор обязуется продать, а пользователь купить определенные права на использование твор­ческого произведения и заплатить за них определенную цену.

Издательский договор является одним из самых распростра­ненных видов авторского договора.

Данным договором регули­руются вопросы, связанные с изданием и переизданием произ­ведений, которые могут быть представлены на бумажном носи­теле. К таковым относятся произведения литературы (научные, художественные и др.), музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется за­конодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ. Часто случается так, что выводы, первоначаль­но сделанные на базе применения норм об издательском дого­воре и сложившейся практики разрешения споров, позднее при­меняются и к иным авторским договорам.

В последнее время стал очень часто возникать вопрос: утра­чивает ли автор право на обнародование произведения в случае передачи имущественных прав по издательскому договору на данное произведение? На сегодняшний день практика исходит из того, что данное право автор утрачивает. Например, некото­рые издательства включают в авторский договор пункт, кото­рый запрещает автору самостоятельно обнародовать свое про­изведение. Хотя если обратиться к ст. 15 закона «Об авторском праве и смежных правах», то можно увидеть следующее: к чис­лу личных неимущественных прав, помимо прочих, относится право автора обнародовать или разрешать обнародование про­изведения в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв. При этом в данной статье особо подчерки­вается, что личные неимущественные права принадлежат авто­ру независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Таков закон, и никакой пункт авторского дого­вора не в состоянии его пересмотреть, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 31 указанного выше закона условия авторского дого­вора, противоречащие его положениям, являются недействи­тельными. Несмотря на такую недвусмысленную позицию законодателя, существует множество издателей, которые навязыва­ют авторам обязательство об отказе от личных неимуществен­ных прав.