Смекни!
smekni.com

«Авторский договор» (стр. 7 из 11)

Еще одной обязанностью пользователя является привлечение автора к работе по подготовке произведения. Ранее упомина­лось, что автор должен по требованию пользователя содейство­вать выпуску произведения в свет, хотя, по большому счету, это является также и правом автора. Поэтому, если пользователь не привлекает автора к данной работе, он вправе настаивать на этом. К примеру, в издательском договоре на литературное про­изведение, как правило, указывается обязанность автора по требованию издательства просматривать корректуру, а также особо прописывается обязанность издательства по требованию автора предоставить ему возможность знакомиться с корректу­рой. Помимо всего прочего, тем самым автор может проконтролировать соблюдение другой стороной его права на защиту репутации.

К числу обязанностей приобретателя авторских прав отно­сится и использование произведения. Но сразу следует огово­риться: данная обязанность не возлагается на приобретателя законодательством, а может быть предусмотрена исключитель­но авторским договором. Так в пункте 8 информационного письма[37] от 28 сентября 1999г. N 47 Президиум ВАС РФ отметил, что Закон не устанавливает обязанности правообладателя использовать произведение каким-либо способом, предусмотренным п. 2 ст. 16. Закона об авторских и смежных правах. Поэтому если в авторском договоре о передаче исключительных прав на произведение не предусмотрено обязанности пользователя фактически использовать полученное произведение, то бывший правообладатель не вправе этого требовать. Однако такое условие может быть включено в договор, если стороны сочтут его существенным.

Как правило, такое требование вы­двигает автор, поскольку он практически всегда заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения об­щественности. Чаще всего в авторских договорах прописывает­ся условие, что данная обязанность должна быть исполнена приобретателем в срок, меньший по сравнению с общим сроком действия договора.

Также обычно в договоре фиксируется пра­во автора требовать окончательного расчета в случае, если пользователь нарушит данную обязанность. Моментом возник­новения указанной обязанности пользователя является момент одобрения авторской работы. Если же произведение было от­клонено в связи с его несоответствием условиям договора, то такая обязанность у пользователя не наступает.

Стороны дого­вора самостоятельно согласовывают объем и способы использо­вания произведения. При этом возможны два варианта: либо автор передает пользователю все имущественные права на про­изведение, либо он уступает лишь часть таких прав, а осталь­ные оставляет за собой с возможностью передачи их другим ли­цам. В Законе «Об авторском праве и смежных правах» лишь указывается, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведения, неизвестные на момент заключения договора[38].

Большое значение имеет определение момента начала ис­пользования произведения. В соответствии с Постановление Пленума Верховного Суда РФ[39] нача­лом использования произведения следует считать время выпус­ка его в свет (опубликования). Сдача рукописи литературного произведения в набор, репетиция спектакля и другие действия по подготовке произведения к выпуску в свет не могут счи­таться использованием произведения. Необходимо особо отме­тить, что приобретатель прав на произведение обязан использо­вать данную работу автора именно тем способом, который ука­зан в договоре. Использование произведения иным, не преду­смотренным договором способом считается прямым нарушени­ем авторского договора и приравнивается к бездоговорному ис­пользованию.

Помимо перечисленных, на пользователя также возлагается обязанность выплаты авторского вознаграждения. Условия и порядок выплаты вознаграждения устанавливаются сторонами самостоятельно. Но как комментирует Любимов А. П.: «Авторский договор должен содержать условия о размере авторского вознаграждения или порядке его определения. Закон предоставляет сторонам возможность самостоятельно определять размер, форму, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения. Однако согласно п. 3 комментируемой статьи размер вознаграждения не может быть меньше минимальных ставок, которые устанавливаются Правительством РФ и индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров заработной платы»[40]

Можно назвать Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», которым установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений, за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства.

Но законодательство по данному вопросу со­держит два условия, соблюдение которых сторонами обязатель­но. Первое: если в издательском или ином авторском договоре о воспроизведении произведения вознаграждение установлено в виде фиксированной суммы, то в договоре должен быть определен максимальный тираж произведения. Данное требование распространяется лишь на те авторские договоры, которые имеют своим предметом переуступку прав на воспроизведение произведений, т.е. изготовление экземпляров произведений в любой материальной форме. В других авторских договорах, ко­торые позволяют использовать произведение с разной интен­сивностью (публичный показ, передача в эфир и т.п.), фикси­рованное вознаграждение может определяться без указанных ограничений. Второе: если имеет место заключение договора заказа, то заказчик обязан в счет согласованного в договоре вознаграждения выплатить автору аванс. При этом условия и порядок выплаты аванса согласовываются сторонами самостоятельно.

Помимо выплаты авторского вознаграждения, стороны могут предусмотреть в договоре обязанность пользователя в случае необходимости компенсировать автору дополнительные расхо­ды. Это могут быть расходы, связанные с командировкой авто­ра для сбора материала, с участием в работе съемочной группы и т.п. Наряду с рассмотренными обязанностями в отдельных случаях авторские договоры могут включать в себя и другие обязанности приобретателя. К примеру, на практике встреча­ются случаи, когда авторский договор фиксирует условие о предоставлении автору в собственность определенного количе­ства бесплатных экземпляров произведения.

Издательские до­говоры нередко предусматривают обязанность издательства письменно сообщить автору о намерении переиздать произве­дение. Если автор в течение согласованного сторонами срока письменно уведомит издательство о своем желании внести в произведение изменения, то с ним должен быть заключен до­говор на переиздание произведения с изменениями (кроме сти­листической правки и исправления ошибок). В случае если ав­тор не даст ответа в указанный срок, издательство имеет право переиздать произведение без изменений. Естественно, что дан­ное правило остается в силе только до тех пор, пока не истек общий срок действия договора, в противном случае для переиз­дания произведения необходимо заключение нового договора с автором. Сценарный договор для художественных кинофильмов может предусматривать обязанность студии обеспечить автора консультациями по вопросам, связанным с кинопроизводством, предоставить возможность просмотра определенной литерату­ры, фильмотечного и другого материала и т.д. Наконец, в кон­кретных авторских договорах на пользователя могут возлагать­ся любые иные обязанности, не противоречащие действующему законодательству. Так, заказчик может принять на себя обя­занность по предоставлению автору исходного материала для создания произведения, организации творческой деятельности автора и т.п.

2.3 Гражданско-правовая ответственность

Гражданско-правовая ответственность имеет место, когда одна из сторон не исполняет или ненадлежащим образом исполняет договорные обязательства (ст. 34 Закон об авторских правах). Смысл ее состоит в том, что к нарушителю применяются установленные законом или договором меры воздействия. влекущие для него отрицательные. экономически невыгодные последствия имущественного характера[41]. Делается это не только ради наказания виновного, но и в интересах другой стороны.