Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 (стр. 2 из 10)

Всевозможные разновидности ходьбы (обычная, строевая, спортивная, на носках, на пятках, на внутреннем или наружном своде стопы, приставным и скрестным шагом, в полуприседе, в приседе и т.д.}, а также различные гимнастические упражнения во время ходьбы успешно стимулируют мелодиями марша. Прекрасно подходят для этого такие виды современного марша, как спортивный, строевой, походный (или скорый), колонный (обычно написанный в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмической фигурой, что придает ритму этого вида марша особую четкость). Наряду с ними можно пользоваться и другой подходящей к данному случаю маршеобразной музыкой.

Применяемые во вводной части урока различные варианты бега - бег на месте, обычный гладкий бег, бег с препятствиями, с высоким подниманием бедра, левым или правым боком, спиной вперед, вращением влево или вправо, в сочетании с разнообразными движениями рук, туловища, головы и т.д. - можно от­лично сопровождать музыкальными произведе­ниями в размерах 4/4 и 2/4.

Бег умеренной интенсивности хорошо стимулируется мелодиями, исполняемыми в темпе 160-180, а быстрый бег инициируется музыкальным темпом, колеблющимся около 200 ударов метронома в 1 мин.

Разнообразные прыжки и подскоки на мес­те и в движении, на одной или на обеих ногах заметно облегчаются искрометной танцеваль­ной музыкой, написанной в размерах 2/4 и 4/4. Частые и невысокие прыжки и подскоки успешно поддерживаются музыкой типа польки, а намеренно затянутые, широкие или высокие прыжки - музыкой типа гавота.

При выполнении общеразвивающих и специально подводящих физических упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осуществляется следующим образом.

Упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, мягкостью переходов, плавностью и широтой амплитуды движений (сюда относятся большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемые в медленном или умеренном темпе), стимулируют музыкой трехдольного размера (типа вальса), в темпе 50-100 ударов метронома в 1 мин.

Аналогичной музыкой стимулируют и упражнения, выполняемые на три счета. Например, из основной стойки: 1 - наклониться вперед, руки в стороны; 2 - присесть, руки вперед; 3 - вернуться в исходное положение.

Упражнения порывистого, рывковообразного характера, с четкими переходами или с акцентами усилия на определенную фазу движения (к ним относятся большинство скоростно-силовых упражнений, а также упражнения на растягивание мышц и суставных связок, осуществляемых рывками в энергичном темпе, например, взмахи и разведение рук или ног, наклоны и повороты туловища или головы, пружинящие приседания, выпады, попеременная смена ног в выпаде и т.п.) стимулируют музыкой четырехдольного размера (типа марша), в темпе 120-160 ударов метронома в 1 мин.

В контексте опосредованного повышения эффективности вводной части урока физической культуры в функции музыки врабатывания входит искусно завуалированное управление направленностью внимания занимающихся.

Начальную часть или даже всю первую половину музыки врабатывания составляют из наиболее интересных и информативных для данного контингента юных слушателей музыкальных произведений - ярких, выразительных, либо новых, с элементами неожиданности, невольно притягивающих к себе внимание занимающихся. Затем в музыкальную программу планомерно включают несколько менее яркие и уже знакомые слушателям мелодии, не требующие такого пристального внимания. А самые последние минуты музыки врабатывания содержат привычные, неоднократно слышанные занимающимися инструментальные произведения без текстовой информации и, следовательно, еще меньше занимающие внимание, так что учителю только и остается воздействовать на школьников в соответствии с музыкальным сопровождением в нужном направлении по своему усмотрению.

В итоге занимающиеся нежно, ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работоспособности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и забот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.

2. Основная часть урока.

По нормативным положениям теории и методики физического воспитания в первой половине основной части урока физической культуры обычно решают наиболее сложные педагогические задачи. Эти задачи связаны с ознакомлением, детальным анализом и разучиванием нового программного материала, обилием устной теоретической информации и речевых контактов учителя с учениками, что требует от них повышенного рабочего внимания и создает трудности для музыкального восприятия.

Двигательная деятельность учащихся на данном этапе урока чаще всего ритмически не регламентирована, и применение здесь музыкального сопровождения неудобно и нецелесообразно. Подобная нецелесообразность обусловлена также принципом дискретного применения музыки (нужна периодическая передышка, иначе слушать ее быстро надоест) и фактором полезного функционального последействия музыки врабатывания, который, исчезая не сразу, а лишь постепенно, будет автоматически поддерживать повышенный уровень работоспособности занимающихся еще некоторое время.

Совершенно иные условия рабочей деятельности складываются во второй половине основной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и на­выков. Здесь внимание учащихся становится значительно более свободным, и их волевые усилия направлены не столько на слежение за техническими деталями совершаемых двигательных действий, сколько на преодоление нарастающей усталости и потери желания к продолжению интенсивной работы. Устных объяснений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает при определенных, заранее заданных учителем ритме, темпе и скорости движений. Таким образом, выполняемая работа снова становится весьма удобной для музыкальной стимуляции.

Кроме того, на этом этапе урока в результате накопления физического и психического утомления, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная активизация деятельности занимающихся становится не только удобной, но и ситуационно необходимой.

Появление внешних признаков утомления и явное снижение рабочей активности учащихся могут служить учителю важным условным сигналом о необходимости снова обратиться к благотворной помощи функциональной музыки. Наиболее простым и действенным в употреблении это средство оказывается при фронтальном способе выполнения физических упражнений, когда все ученики работают одновременно и синхронно. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной ре­гуляцией ритмики выполняемой работы замет­но снижают ощущение усталости или пресыщения и порождают новый живительный всплеск работоспособности.

Разумеется, при практическом использовании такого сильнодействующего психофизиологического средства, каким является функциональная музыка, учитель должен обладать развитым чувством меры и художественным вкусом и не злоупотреблять ею в слишком больших дозах, иначе можно всё испортить и результат по­лучится обратный ожидаемому.

Музыкальную стимуляцию деятельности уча­щихся в основной части урока лучше всего при­менять тогда, когда им дается задание выполнить какое-либо упражнение, отдельный технический прием, действие или серию последовательных двигательных действий (несколько десятков раз подряд или в течение нескольких минут в четко запланированном режиме и с определенной интенсивностью}. В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урока это могут быть ходьба, бег, прыжки в длину или в высоту, разнообразные метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, простые и опорные гимнастические прыжки, лазание и перелезание. Сюда входят и различные тренировочные упражнения (без сопротивления соперника) в ведении, обводке, приеме, подаче, передаче мяча, жонглировании мячом, бросках мяча, ударах по мячу из раздела учебной программы по футболу, волейболу, баскетболу, гандболу и др. Ко всему этому можно смело добавить совершенствование техники включенных в учебную программу лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков на лыжах и т.д.

Главные задачи функциональной музыки, используемой в основной части урона,- замедлить процесс пресыщения выполняемой работой, сделать данную работу эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся. Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику своих тренировочных движений. Условно назовем такие мелодии лидирующей музыкой.

Исследования показали, что разумно орга­низованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активности учащихся даже при значительном утомлении, когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.

При составлении программ лидирующей музыки целесообразно подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентированием сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.

Сильные доли музыкального такта подчер­киваются ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом, мелодической вершиной. Учителю физической культуры это важно знать потому, что сильная доля такта в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается занимающимися с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая доля такта - с ослаблением мышечного усилия и вдохом. Это является весьма существенным элементом в процессе непроизвольной психофизиологической стимуляции двигательных действий человека.