Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 (стр. 3 из 10)

Таким образом, функциональная музыка временно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда утомительных обязанностей и способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.

Музыкальные темпы подбирают в зависимости от задаваемого учащимся темпа работы и ритмического рисунка выполняемых двигательных действий.

Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач, решаемых в указанное время, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.

Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-минутного урока физической культуры составляет 10-12 мин. при занятиях циклическими видами спорта и 6-8 мин. при занятиях ациклическими или смешанными видами спорта. На сдвоенных 90-минугных уроках, скажем, по лыжной подготовке, эти дозы соответственно корректируются в сторону увеличения.

Наиболее целесообразно применять лидирующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжительным и скучным выполнением несложных по структуре однообразных движений циклического характера: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, скоростное плавание и т.д.

Дл достижения желаемого рабочего эффекта включаемые в программу лидирующей музыки произведения должны характеризоваться не чрезмерно высокой, а лишь умеренной яркостью и увлекательностью, чтобы занимающиеся не переключались полностью на их восприятие, отчего выполняемая работа может вообще приостановиться как малозначащая, по сравнению с захватывающей музыкой.

На уроках, связанных с ациклическими или смешанными видами спорта, особенно там, где основная деятельность учащихся сопряжена с большой концентрацией внимания, и выполняемые двигательные действия требуют систематической сознательной корректировки в зависимости от постоянно меняющейся обстановки (подвижные и спортивные игры, единоборства, сложные упражнения на «трудных» гимнастичес­ких снарядах и т.п.), применять музыкальное сопровождение чаще всего рискованно и нецелесообразно. Ведь во время такой ответственной деятельности любое, даже незначительное отвлечение внимания нежелательно и опасно, ибо чревато ошибкой, проигрышем, падением, срывом со снаряда или травмой.

В связи с указанными особенностями такой деятельности применяемая здесь музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Функциональная музыка в данном случае должна создавать лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и максимально легкий для восприятия.

3. Заключительная часть урока.

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физического и эмоционального возбуждения учащихся, а также создать благопри­ятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной, производственной, общественной или иной деятельности.

С этой целью обычно используют различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, ды­хательные упражнения и т.п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам. Следовательно, для прикладного использования функциональной музыки здесь складываются благоприятные условия, и перед учителем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков.

Учитывая основное функциональное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.

Главные задачи успокаивающей музыки - помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и других состязательных действий, проводимых ближе к концу основной части урона), снять утомление, содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока, а также спо­собствовать освобождению центров двигательной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего напряжения.

Необходимый положительный результат достигается путем заранее спланированной непроизвольно расслабляющей ритморегуляции выполняемых движений и ненавязчивого переключения внимания учащихся на новый эмоционально привлекательный раздражитель, облегчающий переход к следующему по учебному расписанию уроку. Подбираемые для этого композиции произведений успокаивающей музыки должны характеризоваться медленным, ровным темпом, плавным уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, мерно повторяющимися интонационными формулами, спокойным ритмическим рисунком, отсутствием резких перепадов громкости звука.

В программу успокаивающей музыки включают нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.

Продолжительность звучания успокаиваю­щей музыки обычно колеблется от 3 до 5 мин., исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии медленных вальсов. Это свя­зано с тем, что обыкновенно выполняемые в за­ключительной части урока неторопливые, сво­бодные, «закругленные» движения успешно уп­равляются плавной, спокойной музыкой с так­товым размером 3/4.

Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части урока оказы­вается также периодическое использование в конце уроков физической культуры звукозапи­сей естественных или изображаемых в музыке звуков природы.

Обычно учащимся очень нравится слушать естественные звуки природы. Правда, во избе­жание возможного пресыщения, подобные «де­ликатесы» целесообразно использовать не ре­гулярно, а эпизодически, не чаще одного - двух раз в месяц, по окончании выполнения дви­гательных и дыхательных упражнений на рас­слабление.

Слушать умиротворяющие голоса природы лучше всего в состоянии комфортабельного мы­шечного покоя при волевой заторможенности остальных чувств. Для этого следует предложить занимающимся максимально удобно сесть или лечь в подходящем месте на спину, закрыть гла­за, расслабиться, отвлечься от связанных с уче­бой или других мыслей и переживаний. А затем беспрепятственно отдаться наслаждению звуко­вой гармонией и порождаемым его приятным ощущениям, мысленно представив себя без­мятежно отдыхающим в живописном уголке на лоне прекрасной природы.

Кратковременное восприятие этих или других произведений успокаивающей музыки в опи­санных условиях комфортабельного пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях цент­ральной нервной системы, что, по законам фи­зиологии, способствует значительно более пол­ному расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.

ΙΙ. Планирование уроков с музыкальной стимуляцией

по видам программного материала

Учителя физической культуры иногда испытывают затруднения при конкретном, детализированном планирования музыкальной стимуляции уроков.

Уроки по видам программного материала физического воспитания связаны с разными видами спорта: гимнастикой, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом, гандболом, футболом, лыжной, кроссовой или конькобежной подготовкой, борьбой, плаванием и т.д., подавляющее большинство которых в массовом сознании с музыкальным сопровождением никак не ассоциируются. Преодолеть такое препятствие нелегко, стереотипы массового мышления засасывают, как вязкое болото, но от этого цель становится для ищущих успех людей еще более заманчивой.

Оптимальное практическое решение данной непростой и многозначной проблемы осуществляется в русле логической последовательности углубления нового знания от общего к частному. Путем ознакомления со спецификой подобных уроков на конкретных примерах постараемся помочь заинтересованным практикам найти правильные ориентиры и овладеть секретами дифференцированного планирования активизируемых музыкой уроков разной направленности, а также облегчить предварительную подготовку к ним и их непосредственное проведение с наибольшей эффективностью.

Приведем наиболее целесообразные варианты такого планирования на примере нескольких уроков физической культуры по основным видам программного материала в различных классах общеобразовательной школы. Преподаватели физической культуры гимназий, лицеев, училищ, колледжей и других учебных заведений могут с успехом использовать эту технологию дифференцированного планирования и на своих уроках с учетом их специфических особенностей.

В идеальном варианте сначала по общепринятой форме составляют развернутый план-конспект предстоящего урока, а затем исходя из его задач, содержания работы и общих правил применения функциональной музыки разрабатывают конкретную программу музыкальной стимуляции данного занятия. Эта программа раскрывается в отдельной, дополнительной графе плана-конспекта урока синхронно с описанием сопровождаемых ею рабочих заданий. Точно напротив названия каждого используемого в данном уроке музыкального произведения, с указанием продолжительности его звучания и нужных организационно-методических пометок приводят перечень и дозировку тех физических упражнений, выполнение которых оно должно стимулировать.