Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 (стр. 5 из 10)

4. Ходьба в сочетании с упражнениями на расслабление утомленных мышечных групп:

а) Руки, энергично сжимаемые в кулаки, за спину на поясницу, сильно прогнуться. Наклоняясь вперед, расслабить мышцы спины и рук (руки свободно соскальзывают вниз под дей­ствием силы тяжести) (10 раз).

б) Последовательное расслабление и потряхивание мышечных групп рук и ног. Руки через стороны вверх. Последовательно расслабить (свободно «уронить» и 3-4 раза встряхнуть) кисти, затем предплечья, затем плечи. Затем дважды встряхнуть шагающую ногу, сначала левую, а потом правую (6 раз).

Для более быстрого приведения организма учащихся в относительно спокойное и уравновешенное состояние упражнения разделов 2-4 сопровождаются плавной, успокаивающей мелодией вальса «Школьные годы» (Д.Кабалевский - Е.Долматовский). Время звучания 3 мин. 45 сек.

Организационно условия работы под музыку в заключительной части урока сходны с условиями проведения его вводной части.

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание (1 мин.).

Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания осуществляются в традиционных условиях без музыки.

Рекомендуем учащимся при выполнении домашних заданий самостоятельно облегчать и стимулировать их подходящим музыкальным сопровождением на основании полученного в школе соответствующего опыта.

Программы музыкальной стимуляции уроков гимнастики в других классах составляются по такому же принципу, но с учетом конкретного содержания учебного материала и возрастных особенностей занимающихся.

2. Баскетбол

Среди базовых видов спорта комплексной программы физического воспитания общеобразовательных школ Российской Федерации наибольшее количество времени в сетке учебных часов отводится на уроки, посвященные спортивным играм. При добросовестном, грамотном использовании функциональная музыка может стать хорошим помощником в работе в любом из этих случаев.

Большая часть типового урока обычно посвящается не особенно привлекательной для школьников работе - многократному однообразному повторению обусловленных учебной программой общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений, различных видов ловли мяча, наиболее эффективных вариантов его передачи, ведения, бросков в корзину и т.д., без чего невозможно грамотное овладение, закрепление и совершенствование навыков игры в баскетбол. И вот тут-то действенную помощь может оказать функциональная музыка (ведь в наше время очень трудно найти школьника, равнодушного к музыке), особенно если учитель физической культуры достаточно тонко учитывает при умелом использовании в учебных целях музыкальные вкусы, интересы, склонности и эстетические потребности своих подопечных.

В музыкально стимулируемые задания по баскетболу включают простые или уже освоенные технические действия, которые не нуждаются в специальном объяснении и разучивании, а выполняются сразу же по мере их показа учителем, без традиционной потери времени между упражнениями на детализированные устные пояснения и разъяснений. В данном случае поясняющие слова, как показывают массовые опросы учащихся, чаще всего давно уже известны им из прошлых занятий и вместо предполагаемой помощи лишь добавочно утомляют и нервируют занимающихся.

Периодически учителю просто необходимо хоть немного помолчать во время занятия - и самому передохнуть, и ученикам предоставить благоприятную возможность спокойно и с удовольствием работать самостоятельно, без менторского давления на их психику. Согласно законам психологии школьное обучение от этого только выиграет. А разумное применение функциональной музыки может здесь помочь.

План – конспект занятия по баскетболу в VI классе

Задачи урока: 1. Обучить передаче баскетбольного мяча одной рукой от плеча. 2. Совершенствовать навыки быстрого ведения мяча с изменением направления движения. 3. Учебная игра в баскетбол.

Продолжительность урона: 45 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, секундомер, свисток, магнитофон дистанционного управления с усилителем и акустической системой для озвучивания спортивного зала, кассета со звукозаписью программы музыкальной стимуляции данного урока.

Вводная часть - 10 мин.

1. Построение учащихся (15 сек.).

Для возбуждения у занимающихся положительного отношения к предстоящему уроку с самого его начала построение осуществляют по привлекательным музыкальным позывным: фрагмент картины-настроения «Огонь» (Э.Артемьев). Продолжительность звучания - 15 сек.

2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока. Краткие инструкции о порядке выполнения упражнений под музыку по их безмолвному показу (1 мин.).

В связи с тем, что совмещение рабочих разговоров с музыкой создает взаимные шумовые помехи, упражнения из разделов 2-4, насыщенные устными сообщениями, указаниями и командами, проводятся в обычных условиях, то есть без музыки.

3. Строевые упражнения на внимание. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Три шага вперед!», «Упор присев!», «Пять шагов в приседе - влево, вправо, вперед, назад!», «Встать!» (20 сек.).

4. Ходьба обычная, ускоренная, медленная, обычная, ускоренная (15 сек.).

5. Разминочный бег в специфических модификациях:

а) обычный бег (1 мин.);

б) бег приставными шагами в защитной стойке баскетболиста, левым и правым боком вперед (20 сек.);

в) бег прыжками с ноги на ногу, вынося колено маховой ноги вперед-вверх (20 сек.);

г) бег скачками вперед на одной ноге, сначала на левой, а затем на правой (20 сек.);

д) прыжки вверх с короткого разбега, с доставанием рукой высоко расположенных предметов (баскетбольного щита, сетки, корзины, специально подвешенных мячей) (30 сек.);

в) бег с ускорением (рывки на 9 м от лицевой линии площадки) (20 сек.).

Упражнения из раздела 5 стимулируются веселой, жизнерадостной песней «Комната смеха» (Т.Ефимов - Д.Усманов). Время звучания - 2 мин. 50 сек.

По предварительной договоренности, показ педагогом первых циклов предстоящего упражнения является ученикам условным сигналом для безостановочного перехода к его выполнению, продолжающемуся до показа следующего упражнения и т.д. Средством неназойливого привлечения внимания учащихся к показу каждого очередного упражнения служит гармонично сочетаемый с музыкой хлопок учителя в ладоши.

6. Ходьба с перестроением в колонну по четыре. Интервал и дистанция - 2м. Остановиться, повернуться налево, лицом к учителю (20 сек.).

Упражнения из раздела 6 осуществляются в обычных условиях, во время паузы 20 сек. между музыкальными произведениями. При необходимости в это время педагог может дать краткое сообщение как о завершенной, так и о предстоящей работе под музыку.

7. Общеразвивающие упражнения на месте (2 мин. 30 сек.):

а) и.п. - стойка ноги врозь, руки вверх; наклон вперед; и.п.; наклон назад (прогнуться); и.п.; наклон влево; и.п.; наклон вправо, и.п. (8 раз);

б) и.п.- стойка ноги врозь, руки в стороны; поворот налево; и.п.; поворот направо; и.п. (12 раз);

в) и.п. - стойка, руки вверх; руки вперед, мах левой ногой вперед к правой ладони; и.п.; руки вперед, мах правой ногой к левой ладо­ни; и.п. (12 раз);

г) и.п. - основная стойка; упор присев; упор лежа; упор присев; и.п. (12 раз);

д) и.п. - глубокий присед; прыжок вверх - вперед, в полете выпрямиться, руки вверх; перед приземлением сгруппироваться и мягко возвратиться в и.п. (12 раз).

Общеразвивающие упражнения из раздела 7 активизируются взбадривающим вокально-инструментальным произведением «Тамагочи» («Пацаны» - «Пацаны»). Время звучания - 2 мин. 30 сек.

8. Танцевальная импровизация для более успешного решения задач урока в непринужденной обстановке. Учащиеся занимают произвольное положение на площадке (по одному, в парах, в тройках, в круге и т.д.) и под музыку начинают импровизированный спортивный танец, с заранее оговоренным включением в него важнейших элементов баскетбола - свободной художественной имитации различных способов и приемов ловли мяча, его ведения, передач, бросков в корзину, ранее изученных вариантов атакующих или защитных действий и т.п. (2 мин. 30 сек.).

Танцевальная импровизация осуществляется под зажигательные ритмы музыкального произведения «Солнечный денек» (А.Рогачев - А.Рогачев). Время звучания - 2 мин. 30 сек.

Импровизация начинается по показу учителем красочного рисунка или фотоснимка весело танцующих людей. Оптимальный размер рисунка 20 х 30 см. Его можно выполнить самостоятельно либо вырезать из какого-нибудь цветного иллюстрированного журнала и для удобства периодического учебного пользования наклеить на лист плотного картона с рукояткой снизу. Условия и желаемые двигательные элементы танцевальной импровизации оговариваются на предварительном инструктаже в начале урока.

По завершении музыкального сопровождения заканчивается танцевальная импровизация, а вместе с ней и вся вводная часть урока.

Основная часть - 29 мин.

1. Обучение передаче мяча одной рукой от плеча.

Демонстрация передачи и соответствующее объяснение (2 мин).

Обучение начинается с передачи мяча более сильной рукой из высокой стойки. Мяч берут обеими руками, нога разноименная бросающей руке, выставлена вперед.

Учебные упражнения:

1.1 Передачи мяча одной рукой от плеча в парах между противостоящими партнерами. Учащиеся строятся двумя оптимально разомкнутыми шеренгами лицом друг к другу на расстоянии 6 м. Ловля мяча выполняется так же, как и при ранее изученной передаче двумя руками от груди (4 мин).

1.2 То же, но перед получением мяча игрок выходит на 2-3 шага навстречу ему, одновременно с ловлей мяча делает остановку, затем осуществляет изучаемую передачу мяча партнеру и быстро возвращается на свое место.

Насыщенную речевыми контактами и неосвоенными техническими действиями учебную работу из раздела 1 основной части урока целесообразно провести в обычных условиях, на фоне уже достигнутого с помощью музыкальной стимуляции положительного эффекта. А следующий сеанс музыкальной стимуляции начать лишь через 10 мин., по мере нарастания утомления и падения работоспособности.