Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 (стр. 4 из 10)

1. Гимнастика.

Применяемые на уроках гимнастики несложные (или относительно сложные, но предварительно заученные) и многократно повторяемые общеразвиваюшие, подготовительные и специальные упражнения, всевозможные разновидности ходьбы, бега, прыжков, акробатических комбинаций, танцевальных элементов, упражнений для развития координации движений и необходимых физических качеств - силы, быстроты, гибкости и т.п. можно с большой пользой для педагогического процесса стимулировать соответствующими видами функциональной музыки..

Изучим данный подход на примере типового урока гимнастики для IV класса с описанием развернутого плана-конспекта урока, удобно совмещенного с конкретной программой его музыкальной стимуляции. В связи с тем, что интенсивность работы выполняемой под музыку, непроизвольно повышается, а усталость наступает сравнительно медленнее, дозировка применяемых упражнений в таких случаях предусмотрительно планируется несколько выше обычной.

План – конспект занятия по гимнастике

(IV класс)

Задачи урока. 1. Изучить технику выполнения кувырка назад. 2. Продолжить обучение упраж­нениям в равновесии. Закрепить умение ходить по гимнастическому бревну. 3. Развивать дви­гательные качества, используя прыжки через короткую скакалку.

Продолжительность урока: 45 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: гимнастический ковер или маты, гимнастические бревно и скамейки, скакалки, магнитофон с акустической системой для озвучивания спортивного зала, кассета со звукозаписью программы музыкальной стимуляции данного урока.

Вводная часть - 10 мин.

1. Построение учащихся (20 сек.). Для более успешного, чем обычно, переключения внимания учащихся и возбуждения у них положительного эмоционального настроя с самого начала урока построение осуществляется по выразительным, заранее оговоренным позывным: фрагмент музыкального вступления из мультфильма «Бременские музыканты» (Г.Гладков - Ю.Энтин). Время звучания - 20 сек.

2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока. Краткие инструкции о порядке проведения уплотненной разминки под музыку методом безмолвного показа (1 мин.). В связи с трудностью и вредностью совмещения рабочих разговоров с восприятием музыки урочная деятельность разделов 2 и 3 осуществляется в обычных условиях, то есть без музыки.

3. Строевые упражнения: повороты на месте налево, направо, кругом (30 сек.).

4. Ходьба, быстрая ходьба, переходящая в бег умеренного темпа, ускоренная ходьба на носках, ходьба по гимнастической скамейке (2 мин. 56 сек.). Упражнения раздела 4 стимулируются бодрыми призывными звуками музыкального произведения, написанного для детей этого возраста, - «Вместе весело шагать» (В.Шаинский - М.Матусовский). Продолжительность звучания - 2 мин. 56 сек.

5. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре (интервал и дистанция - 1,5м) для общеразвиваюших упражнений на месте. Остановка и поворот налево (20 сек.). По окончании данного перестроения в музыкальном сопровождении следует пауза 20 сек., во время которой учитель без излишней звуковой конкуренции командует запланированным перестроением и дает необходимые устные указания к выполнению общеразвивающих упражнений на месте.

6. Общеразвивающие упражнения на месте:

а) И.п. - стойка ноги врозь, руки к плечам. Подняться на носки, руки вверх (ладони внутрь), поворот влево; и.п. То же - вправо (по 10 раз).

б) И.п. - стойка ноги врозь, руки на пояс. На­клон влево, руки за голову; и.п. То же - впра­во (по 15 раз).

в) И.п. - то же. Наклоняясь вперед, десять круговых движений туловищем влево. То же - вправо (1 серия).

г) И.п. - то же. Присесть, руки вперед ладонями внутрь; и.п. (15 раз).

д) И.п. - то же. Три пружинящих наклона вперед, касаясь пола ладонями; И.п. (10 серий).

е) И.п. - основная стойка. Прыжком ноги врозь, руки через стороны вверх, хлопок ладонями над головой; и.п. (20 раз).

В комплекс музыкально стимулируемых ОРУ целесообразно включать упражнения, не требующие специального разучивания и выполняемые сразу же по мере их показа.

Общеразвивающие упражнения из раздела 6 стимулируют двумя музыкальными произведениями энергичного характера с четким ритмом: 1. «Влечение» (музыка и слова В.Жукова). Время звучания 3 мин. 29 сек. 2. «Всё мы делим пополам» (В.Шаинский - М.Пляцковский). Время звучания 1 мин. 25 сек. По окончании последнего музыкального произведения вводная часть урока завершается, и магнитофон выключается.

Основная часть - 30 мин.

1. Изучение техники кувырка назад (11-12 мин.):

а) И.п. - упор присев. Поставить руки немного вперед и перенести на них центр массы тела. Вернуться в и.п. (5 раз).

б) И.п. - то же. Пять круговых движений го­ловой влево. То же - вправо (2 серии).

в) И.п. - то же. Наклоны головы вперед и назад (10 раз).

г) И.п. - группировка в приседе. Перекаты назад и вперед («качалочка»), сохраняя плотную группировку. С каждой очередной серией темп движений постепенно повышается от умерен­ного до быстрого (3 серии по 5 раз).

д) И.п. - то же. Перекаты назад с постановкой рук за головой (5 раз).

е) И.п. - то же. Кувырок назад в сед на пятках (7 раз).

ж) И.п. - упор присев. Кувырок назад в группировке в упор присев (10 раз).

В связи с правилом дискретного (выборочного) применения функциональной музыки и обилием трудно совместимых с ней устных объяснений и корректирующих замечаний учителя упражнения разделов 1-3 основной части урока осуществляются в обычных условиях, но зато уже на фоне повышенной работоспособности и положительного эмоционального последствия от музыкальной стимуляции вводной части урока.

2. Игровая разрядка - ловкое выведение партнера из равновесия.

И.п. - в парах встать лицом друг к другу, расположив ноги на одной линии, руки держать перед грудью ладонями вперед. Неожиданными толчками в ладони противостоящего соперника в сочетании с обманными движениями заставить его сойти с места. Кто заставил соперника так поступить - тот победил. То же, стоя на одной ноге (по 3 раза).

3. Упражнения в равновесии. Закрепить умение ходить по гимнастическому бревну больши­ми шагами. Выполняется поточно (9-10 мин.):

а) Ходьба по бревну обычными шагами (1 раз).

б) Ходьба по бревну большими шагами в медленном темпе (1 раз).

в) Ходьба по бревну большими шагами в среднем темпе (1 раз).

г) Ходьба по бревну большими шагами в быстром темпе (1 раз).

д) Ходьба по бревну большими шагами в среднем темпе со сменой положения рук через каждые два шага: два шага - руки на поясе; два шага - руки в стороны; два шага - руки за голову (2-3 раза).

В процессе дальнейшего продолжения учебной работы в обычных условиях положительное последействие использованной музыки по законам психофизиологии постепенно угасает, рабочее утомление учащихся прогрессивно нарастает, и их учебная активность заметно снижается. Для профилактики данных явлений и нового повышения работоспособности примерно через 20 мин. целесообразно провести очередной сеанс музыкальной стимуляции. Такой сеанс осуществляют при выполнении наиболее подходящих для этого прыжков со скакалкой.

4. Развитие двигательных качеств (выполнении прыжков через короткую скакалку) (9 мин.):

а) Краткое объяснение содержания и порядка предстоящей работы под музыку (1 мин.).

б) Выполнить в общей сложности шесть серий по 30 сек. следующих ранее изученных прыжков в темпе музыки, с минутными перерывами для отдыха между сериями. Во время перерывов учащиеся переходят на обычную ходьбу (8 мин.):

И.п. - о.с., скакалка сзади, держа ее согнутыми руками за концы. Прыжки со скакалкой, чередуя способы: на обеих ногах с промежуточным прыжком и без промежуточного прыжка, гарцующий бег на месте (2 серии).

И.п. - то же. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперед с одной ноги на другую по пря­мой (2 серии).

И.п. - то же. Прыжки со скакалкой, продвигаясь вперед с одной ноги на другую по кру­гу (2 серии).

Прыжки со скакалкой стимулируют двумя музыкальными произведениями соответствующего характера: 1. «Песенка крокодила Гены» из мультфильма «Чебурашка» (В.Шаинский - А.Тимофеевский). Время звучания 3 мин. 30 сек. 2. «Батарейка» (В.Жуков - В.Жуков). Время звучания 3 мин. 30 сек.

По предварительной договоренности при работе под музыку сигналом начала и окончания каждой серии прыжков является хлопок учителя в ладоши. Тройной хлопок - сигнал занять свое рабочее место после перерыва и пригото­виться к очередной серии прыжков - подается за 5 сек. до их начала. Перед следующим видом прыжков этот предварительный сигнал подается несколько раньше, чтобы педагог успел напомнить его путем безмолвного показа.

Между музыкальными произведениями следует минутная пауза, во время которой учитель может беспрепятственно сделать те устные замечания и уточнения, в которых возникнет необходимость.

По завершении последней серии прыжков синхронно заканчивается и их музыкальное сопровождение, после чего в обычных условиях осуществляется переход к заключительной части урока.

Заключительная часть - 5 мин.

1. Лаконичное пояснение к выполнению упражнений заключительной части урока под музыку (15 сек.).

2. Ходьба с выполнением движений в темпе музыки.

И.п. - скакалка, сложенная вчетверо, в опущенных руках. Руки вверх, натягивая скакалку, подняться на носки и на три шага сделать три пружинящих потягивания с отведением рук назад. Вернуться в и.п. (10 раз).

3. Ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями. Руки через стороны вверх - глубокий вдох. Вернуться в и.п. - полный акцентированный выдох (10 раз).