Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 (стр. 8 из 10)

4. Элементы единоборств, борьба

В процессе единоборства усталость наступает быстрее, чем при занятиях другими видами спорта - бегом, прыжками, метаниями, гимнастикой, плаванием и т.п. Это связано с тем, что сложная переменная работа, которую выполняют борцы, более трудоемка и утомительна, чем равномерная, так как предъявляет к организму, повышенные требования. В схватке борец постоянно испытывает сопротивление соперника - выдерживает силу его захватов, сдавливаний, удержаний, рывков, толчков, бросков, сваливаний, сбиваний, различных тактических уловок, а также других атакующих или защитных действий. Всё это держит борцов в высоком нервно-мышечном напряжении и вызывает сравнительно более быстрое снижение работоспособности в ходе учебного или учебно-тренировочного занятия.

Поэтому занятия по борьбе в еще большей степени, чем другие, нуждаются в спасительных формах приятной музыкальной стимуляции и профилактики утомления от выполняемых психофизических нагрузок.

В целях более широкого охвата различных разделов комплексной программы физического воспитания учащихся российских школ рассмотрим, как это достигается в условиях внеклассной работы на примере занятия с десятиклассниками в школьной секции борьбы, занятия которой государственная программа рекомендует проводить на основе интересов и склонностей школьников, для углубления знаний и расширения арсенала двигательных умений и навыков в избранных видах спорта.

План-конспект занятия по борьбе, X класс

Задачи: 1. Обучить перевороту захватом шеи и туловища снизу. 2. Совершенствовать заднюю подножку с захватом за руку. 3. Развивать технические навыки борьбы в учебных схватках.

Продолжительность: 90 мин.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: борцовский ковер, секундомер, свисток, набивные мячи массой от 4 до 6 кг, гимнастические стенки, магнитофон дистанционного управления с усилителем и акустической системой для озвучивания зала, кассета со звукозаписью программы музыкальной стимуляции данного занятия.

Вводная часть - 30 мин.

1. Построение учащихся (15 сек.). Построение осуществляется по благозвучным музыкальным позывным: фрагмент инструментальной композиции «Звездный час» (И.Кезля). Продолжительность звучания - 15 сек.

2. Рапорт дежурного ученика. Сообщение задач урока. Краткие инструкции о порядке выполнения упражнений под музыку по их безмолвному показу (2 мин.).

Насыщенные трудносовместимыми с музыкой устными сообщениями и командами разделы 2 и 3 проводятся в обычных условиях.

3. Строевые упражнения на внимание. Повороты на месте и перестроения в колонну по два и по четыре, заканчивающиеся построением в колонну по одному (1 мин.).

Общеразвивающие и специальные упражнения в движении.

4. Ходьба. Спортивная ходьба. Ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Бег с перемен­ным темпом в обход спортивного зала (4 мин.).

Выполнение ранее освоенных общеразвивающих и специальных упражнений 4-22 и 25-31 сопровождается улучшающими настроение, возбуждающими двигательную активность и облегчающими координацию мышечных действий музыкальными произведениями а)-е):

а) «Беглец» (музыка и слова И.Николаева). Время звучания 6 мин.; б) «Романтический экспресс» - инструментальная композиция (И.Кезля). Время звучания - 4 мин. 17 сек.; в) «Конвой» (музыка и слова Д.Полторацкого). Время звучания - 2 мин. 42 сек.; г) «Красота» (музыка и слова С.Михалюка). Время звучания - 3 мин. 5 сек.; д) «Я верю в тебя» (Н.Вильданов - В.Миклошич). Время звучания - 4 мин.; е) «Замечательно выходит» - инструментальная композиция (Д.3омер). Время звучания - 4 мин. 30 сек.

5. Бег рывками на 10 м по диагонали зала. Обратно возвращаться обычным бегом в обход зала (3 раза).

6. Бег приставными шагами, левым боком вперед (30 м).

7. Бег приставными шагами, правым боком (30 м).

8. Бег вращением в левую сторону (30 м).

9. Бег вращением в правую сторону (30 м).

10. Руки вперед, сцепить пальцы. Ходьба выпадами с захлестывающими поворотами рук, туловища, шеи и головы в сторону шагающей ноги (30 м).

Далее упражнения выполняют на ковре в колонне по четыре, разомкнутой на вытянутые руки. Условный сигнал к перестроению - поднятая вверх рука учителя с четырьмя разведенными пальцами.

11. Поточные кувырки по четыре вперед, по отмашке руки направляющего каждой четверки. Дистанция - Зм. Выполняются до конца ковра. К исходной стартовой позиции в начале ковра возвращаться ходьбой налево в обход колонной по одному (1 заход).

12. Поточные кувырки вперед с поочередными подворотами то левого, то правого плеча с перекатом на одноименную лопатку (1 заход).

13. Поточные кувырки назад (1 заход).

14. Поточные перевороты боком («колесо») в левую сторону (1 заход).

15. Поточные перевороты боком («колесо») в правую сторону (1 заход).

16. Кувырок-полет в длину с разбега (5 заходов).

Разбег до середины ковра. При последнем возвращении по заранее оговоренному плану взять по набивному мячу из мячей, предварительно уложенных вдоль ковра, и пройти колонной по четыре, дистанция - 3 м, до равномерного заполнения всей площади ковра в шахматном порядке. Остановиться, подровняться и повернуться налево, лицом к учителю.

По предварительной договоренности все упражнения под музыку выполняют сразу же после их безмолвного показа учителем. Перед демонстрацией каждого очередного упражнения, чтобы привлечь к себе внимание занимающихся, учитель осуществляет гармонично сочетаемый с музыкой хлопок в ладоши. Дозировку упражнения в необходимых случаях показывают пальцами рук, поднятых над головой.

Требующие устных указаний и пояснений упражнения 23 и 24 проводят в обычных условиях, в перерыве между музыкальными произведениями д) и е), последнее из которых предназначено для стимуляции упражнений 25-31.

Упражнения на месте с набивным мячом

17. И.п. - стойка, держа набивной мяч за головой. Наклоны туловища вперед, стараясь коснуться лбом коленей (10 раз).

18. И.п. - стойка, подняв руки с мячом вверх. Наклоны туловища влево и вправо (10 раз).

19. И.п. - то же. Круговые движения туловища в левую сторону. То же - в правую (по 10 раз).

20. И.п. - упор лежа с опорой руками на мяч. Сгибание и разгибание рук в упоре (25 раз).

21. И.п. - лечь на спину, ноги вместе, руки с мячом за головой. Поднимание прямых ног вверх за голову до касания мяча носками (20 раз).

22. И.п. - то же. Большие круги прямыми ногами влево. То же - вправо (по 10 раз).

23. Игровая разрядка - борьба за мяч (3 раза).

В четверках создать пары расчетом на «первый - второй».

И.п. - в парах, стоя на коленях друг против друга, взаимно захватить набивной мяч руками крест-накрест. По сигналу педагога - борьба за овладение мячом до полного его отбора у соперника. Кто отобрал - тот победил.

24. Минута свободного отдыха с упражнениями на расслабление утомленных мышечных групп по выбору самих занимающихся (1 мин.).

Специальные упражнения борца для развития мышц шеи и спины

25. И.п. - борцовский сед на ковре (с опорой на пальцы ног и колени, бедра лежат на го­ленях, руки ладонями на бедрах). Наклоны головы вперед и назад (20 раз).

26. И.п. - то же. Наклоны головы влево и вправо (20 раз).

27. И.п. - то же. Повороты головы влево и вправо (20 раз).

28. И.п. - тоже. Круговые движения головы в левую сторону. То же - в правую (по 10 раз).

29. И.п. - упор головой и разведенными ногами в ковер, согнувшись в острый угол. Сгибания шеи вперед и назад; влево и вправо; круговые движения в левую, а затем в правую сторону (по 5 раз каждое движение).

30. И.п. - борцовский «мост» (упор ступнями и лбом в ковер, сильно прогнувшись). Движения тела вперед (накат до касания ковра подбородком) и назад (до касания ковра лопатками) (25 раз).

31. И.п. - то же, что в упражнении 29. Забегания вокруг головы в левую сторону. То же - в правую (по 10 раз).

Основная часть - 53 мин.

Разделить занимающихся на пары с партнерами примерно равного веса и уровня подготовленности.

1. Повторение ранее изученного переворота захватом рук сбоку.

И.п. - атакуемый стоит в высоком партере; с левого бока лицом к нему атакующий опускается на правое колено и захватывает левой рукой снаружи предплечье дальней руки партнера, а правой из-под мышек ее плечо изнутри. Сильным рывком дугой вниз-за себя дернуть захваченные руки, одновременно скручивающим противоходом толкнуть плечом в подмышку атакуемого и перевернуть его на спину. То же - с другой стороны.

Выполнять поочередно (8 мин.).

По правилам дискретного (выборочного) применения функциональной музыки первую половину основной части занятия проводят в обычных условиях вплоть до раздела 4, где при выполнении упражнений в связи с накоплением усталости и монотонностью деятельности работоспособность занимающихся, как правило, заметно падает, и возникает объективная необходимость в очередном сеансе музыкальной стимуляции.

2. Изучение переворота захватом шеи и туловища снизу.

И.п. - атакуемый стоит в высоком партере; с левого бока лицом к нему атакующий опускается на левое колено, накладывает предплечье левой руки на шею партнера, а правой захватывает его туловище снизу, ближе к поясу. Надавить левой рукой, с переносом массы тела, на шею партнера вниз, одновременно правой поднять его туловище вверх и через голову перевернуть.на спи ну, после чего придавить сверху грудью и дожат! на лопатки. То же - с другой стороны. Выполнять поочередно (20 мин.).

3. Игровая разрядка - борьба за прихват ноги И.п. - в парах, стоя лицом друг к другу, взяться за руки ладонями. Используя хитроумные уловки и обманные движения, постараться наступить на стопу соперника, прижать ее к ковру. Кто наступил - тот победил (3 раза).

4. Совершенствование задней подножки с захватом за руку.

И.п. - высокая стойка борца с захватом правой руки двумя руками; левую ногу, развернув стопу наружу, поставить рядом с правой сто пой атакуемого на расстоянии двух ступней Загрузив своей массой захваченную руку, слегка размахнуться согнутой правой ногой влево-вперед и, подбив сзади в подколенный сгиб од поименную ногу атакуемого, бросить его на ковер. То же с захватом левой руки. Выполнять поочередно (10 мин.).