Смекни!
smekni.com

по философии и методологии науки тема № (стр. 2 из 8)

До Маркса исследователи рассматривали, в лучшем случае, лишь идейные мотивы человеческой деятельности, отбрасывая, как правило, экономические обстоятельства как нечто побочно, для истории несущественное. Все мыслители до Маркса сводили историю к деятельности отдельных личностей, не рассматривая действия масс. [18, с. 216.] Не народ считали они творцом истории, а лишь «героев, возвышающихся над толпой», но вместе с тем Маркс абсолютизировал роль народа в истории и свёл значение личности к нулю, что, на взгляд автора, является одним из главных недостатков теории Маркса.

Огромной заслугой Карла Маркса перед научным сообществом стало выделение мира социального. До него неприродное выступало исключительно как субъективно-духовное. Маркс обнаруживает третий мир, мир общественного. Разработка марксизмом природы общественного стала его большим триумфом, но особое внимание к сфере общественного приводило зачастую к абсолютизациям и, как следствие, к казусам отнюдь не локального значения. В свете доминирующей роли социального всё, исключительно как проявление непременно общественного, в первую очередь борьбы классов. Преувеличение роли общественного сопровождалось умалением человечески-индивидуального, личностного, потерей человека. [7, с. 111; 20, с. 12.]

Исходные принципы своего понимания истории К. Маркс сформулировал в 40-е гг. XIX в. В борьбе с идеализмом и метафизикой он и Ф. Энгельс развивали основные направления созданной ими философии в «Капитале». «Нищете философии», «Святом семействе» и других работах. В 70-80-е гг. Ф. Энгельсом были написаны труды, в которых обобщены достижения в естествознании и обществоведении XIX в. («Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»). [3, с. 144.]

2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ

2.1. ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Общественное бытие – это экономическая, материальная жизнь людей – производство материальных благ и те отношения, в которые люди вступают в процессе этого производства. Под общественным сознанием понимается духовная, идеологическая жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. [10, с. 210.]

Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. Первую формулировку нового – материалистического – положения о взаимоотношении бытия и сознания дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «…Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное отношения (производственные отношения), изменяют вместе с этой своей деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. » [14, т. 3, с. 25; 19, с. 331.]

Взаимоотношения общественного бытия и общественного сознания сложны, подвижны и развиваются с усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и государственный строй, правовые и политические отношения и т. д. На определенных этапах общественное сознание может не только отставать от развития материальной жизни общества, но и опережать его, что выражается, например, в научном предвидении. [10, с. 211.]

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, изучение которой имеет методологическое значение для анализа его различных образований с учетом их специфики, социальных функций и т.д. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются:

1) обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп;

2) научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, науку , искусство, философию. Общественному сознанию присуща – на взгляд К. Маркса – при всей его зависимости от общественного бытия, относительная самостоятельность. Последняя выражается в том, что изменения в материальной жизни общества, как пишут марксисты, никогда не создают заново продукты общественного сознания, так как научные, философские, художественные и прочие идеи зависят от накопленного ранее мыслительного материала и подчиняются определенной внутренней логике своего развития. Кроме того, изменения в материальных отношениях не могут вызывать мгновенного, автоматического изменения общественного сознания, так как духовным представлениям людей свойственна значительная сила инерции, только борьба между новыми и старыми идеями закономерно приводит к победе тех, которые вызываются решительными потребностями изменившейся материальной жизни, нового бытия. [19, с. 331-332.]

Маркс и Энгельс рассмотрением форм общественного сознания завершают изложение материалистической концепции общества и его истории. Они обращают особое внимание на отношение господствующего класса к господствующему сознанию и тем самым определяют классовую природу идеологии. В «Немецкой идеологии» впервые всестороннее применен классовый подход к идеологическим течениям. [8, с. 106.]

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Абсолютное противопоставление этих двух сторон жизни людей применяется К. Марксом и его последователями лишь в рамках основного вопроса философии о том, что первично, а что вторично. За пределами этого вопроса такое абсолютное противопоставление теряет смысл, а в те или иные периоды при зрелости материальных предпосылок общественных преобразований и при создании соответствующих социальных форм для подготовки этих предпосылок роль общественного сознания может стать и становится решающей, хотя и тогда оно – согласно взглядам Маркса – в конечном счете определяется и обусловлено общественным бытием. Историко-материалистическое решение вопроса в отношении общественного бытия и общественного сознания и их природы имеет огромное методологическое значение, помогает научно ставить и практически решать проблемы общественной жизни.

2. 2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Люди не могут существовать без пищи, одежды, жилья и других материальных благ. Но эти блага природа не дает им в готовом виде – чтобы получить их, люди должны участвовать в процессе производства. Производство материальных благ находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Это развитие всегда начинается с изменения производительных сил, и прежде всего орудий производства. Чтобы облегчить труд, добиться наибольших результатов при наименьшей затрате трудовых усилий, люди постоянно и непрерывно совершенствуют имеющиеся и создают новые орудия труда, улучшают свое техническое мастерство и навыки труда. [1, с. 170; 15, с. 35.]

Производительные силы – силы, участвующие в развитии общественного производства (средства производства), и люди, приводящие их в действие и совершенствующие их. Главная производительная сила – это люди, обладающие производственным опытом, квалификацией, знаниями, культурным и техническим кругозором. Производительные силы включают в себя активные, созидательно-преобразующие факторы производства, а также технологию – то, что обеспечивает связь между людьми и средствами труда, превращает производительные силы в действующую систему. Производственные силы подразделяются по характеру и уровню развития по их качественной и количественной стороне. Качественная сторона, характер которой выражается в том, какими средствами труда – общественного или индивидуального пользования – производятся материальные ценности. С этой стороны производительные силы делятся на общественные и частные, индивидуальные. Уровень производительных сил выражается прежде всего в степени общественного разделения труда, а также в развитии, совершенствовании техники, технологии, оборудования, в мере использования науки как непосредственной производительной силы. Как общественное явление производительные силы имеют несколько аспектов, могут рассматриваться с разных сторон. Среди последних можно выделить пять основных: технологическую, связанную с выявлением внутреннего содержания и особенностей развития техники и технологии как таковых; экономическую – с реализацией экономических интересов, экономической направленностью в использовании и развитии производительных сил; социологическую – с определением места производительных сил в всего общества, их роли в историческом процессе; эстетическую – с характеристикой производительных сил как важнейшей сферы проявления и развития творческих сил человека, с использованием дизайна, технической эстетики; экологическую – с раскрытием характера и последствий связи производительных сил с окружающей средой, биосферой. [10, с.250-251; 11, с. 306-307; 13, т.2, с. 8; 16, с. 288.]

Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в процессе производства материальных благ, общественная форма производства. «Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство.» [14, т. 6, с. 441] Производственные отношения охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства, так как люди не могут производить, не соединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. [19, с. 387.]