Смекни!
smekni.com

по философии и методологии науки тема № (стр. 6 из 8)

Старые производственные отношения поддерживаются их носителями – господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти, поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые классы должны ниспровергнуть существующий государственный строй. Любая социальная революция есть высший этап развития классовой борьбы, дошедший до наибольшего ожесточения. В ее ходе разрешается вопрос о власти. По словам К. Маркса, «каждый стремящейся к господству класс, - если даже его господство обусловливает... уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен прежде всего завоевать себе политическую власть, для того чтобы этот класс... мог представить свой интерес как всеобщий».[14, т. 3., с. 32-33.] Не менее определенно по этому поводу высказался В. И. Ленин : «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия». [13, т. 31., с. 133.]

Социальные революции различают по характеру и движущим силам. Характер революции зависит от того, какой класс приходит к власти и какие производственные отношения утверждаются в ее результате. Так, например, революция, в ходе которой господство феодалов сменилось господством буржуазии и в ходе которого утвердились новые, капиталистические отношения, является по своему характеру буржуазной.

Движущими силами революции являются те общественные классы, которые совершают революцию и ведут борьбу с реакционными классами за торжество новых производственных отношений. Один из классов, совершающих революцию, является гегемоном, руководителем, ведущим за собой все остальные участвующие в революции классы и социальные группы. [1, с. 273.]

В конечном итоге, социальная революция - это совокупность переворота материального, в экономических условиях производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и иных сферах жизни, в которых люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение. При этом основополагающей движущей силой в этом процессе выступают противоречия материальной жизни, существующий конфликт между общественными производительными силами и производственными отношениями.

Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сущности естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными и закономерными, они являются законом истории, ее "локомотивами", обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной. Высший тип социальной революции представляет социалистическая революция, коренным образом отличающаяся от всех известных до этого, в ходе которой устанавливается диктатура пролетариата для защиты завоеваний революции, сплочения трудящихся масс (крестьянство, ремесленники и т. д.) и построения в будущем социализма, а затем и коммунизма.

4. РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ

4. 1. НАРОДНЫЕ МАССЫ – РЕШАЮЩАЯ СИЛА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общество развивается на основе своих собственных законов, исторической необходимости. Но общественные законы всегда проявляются через поступки и действия людей, которые сами творят свою историю. Материалистическое понимание истории исходит из того, что именно народ выступает как творец исторического процесса. С этой точки зрения в понятие «народ» включаются те слои населения, которые по-своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития данной страны в данный период. [19, с. 298.]

Поэтому понятие народ, народные массы есть понятие конкретно-историческое. «Употребляя слово: «народ», - указывал В. И. Ленин, - Маркс не затушевывал этим словом различия классов, а объединял определенные элементы, способные довести до конца революцию.» [13, т. 11, с. 124.] Содержание понятия «народ», «народные массы»– согласно взглядам Маркса - изменяется с переходом от одной общественно-экономической формации к другой, от одного этапа развития формации к другому. В обществах, где нет антагонистических классов, народ представляет все население (первобытнообщинный строй и социалистическая формация). В классово антагонистических формациях народ – это прежде всего трудящиеся, эксплуатируемые массы, составляющие большинство населения. К народным массам относятся в рабовладельческом обществе рабы и плебейские слои населения, в феодальном – феодально зависимые крестьяне и ремесленники, в капиталистическом – пролетариат и трудящееся крестьянство, «десятки миллионов рабочих и крестьян, которые создают своим трудом все богатства буржуазии, которые борются за свободу, необходимую им как свет и как воздух.» [13, т. 11, с. 157.]

Таким образом, понятие «народ» охватывает основную массу населения в обществе, ядро народа составляют трудящиеся; в классово антагонистическом обществе народные массы противостоят правящим верхам, реакционным силам. [15, с. 217.]

К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя процесс развития общественно-экономических формаций, открыли закон возрастания роли масс в истории. В работе «Святое семейство» говорится, что «вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объем массы, делом которой оно является.» [14, т. 2, с. 90.]

Трудящиеся массы творят историю прежде всего своим производительным трудом. Их руками создаются все материальные ценности: города и села, заводы и фабрики, дороги и мосты, станки и машины, одежда и обувь, продукты питания и предметы домашнего обихода, то есть все то, без чего немыслимо существование человечества. Именно народ своим трудом создает все материальные блага, которыми располагает общество. [1, с. 198; 18, с.308.]

Огромна роль народа в создании всех ценностей духовной культуры, которыми располагает человечество. Народ создает язык – способ закрепления и передачи мыслей – без чего не могло быть культуры вообще. Язык не только сыграл огромную роль в организации совместного труда. Он стал основой создания всей духовной культуры. На его основе возникло устное народное творчество – исходный пункт литературы каждого народа. Творческая фантазия народа создала замечательные произведения: песни, танцы, скульптуру, живопись, архитектуру. Эти шедевры представляют собой ту питательную почву, на которой вырастает творчество профессиональных писателей и поэтов, художников и скульпторов, композиторов и зодчих. Народные массы в процессе практической, трудовой деятельности накопили огромную сумму сведений о различных областях внешнего мира, ту сумму сведений и знаний, из которых вырастает наука. [18, с. 310-311.]

Народные массы являются основной двигательной силой общественного прогресса. Кропотливо, настойчиво, изо дня в день, из года в год, из века в век, зачастую сами того не сознавая, они развивали, совершенствовали орудия труда, что в конечном счете приводило к коренным техническим переворотам, к изменению производительных сил. А развитие производительных сил влекло за собой изменение способа производства в целом. Так, даже при наличии тяжелейшего гнета в условиях эксплуататорского строя труд простых людей подготовлял материальные предпосылки для прогресса человечества, для перехода к новому общественному строю.

Характер труда в ходе исторического развития человечества изменяется. В первобытной общине труд по своей объективной значимости выступал как целесообразная, общественно полезная деятельность, все население принимало участие в труде и в труде каждого человека соединялся физический и умственный труд. С возникновением классового общества труд становится подневольным и в силу этого приобретает противоречивый характер. С одной стороны, сохраняется прежнее значение труда как целесообразной общественно полезной деятельности, порождающей трудовую инициативу. С другой стороны, подневольность труда подавляет инициативу. Творческая инициатива ограничивается тем, что возникшая в ходе становления классового общества противоположность физического и умственного труда не только отделяла умственный труд от физического, но и превращала его в средство насилия и эксплуатации, ограничивала сферу деятельности народных масс областью материального производства. [15, с. 219-220.]

Но развитием производительных сил и подготовкой материальных предпосылок для перехода к новому общественному строю роль народных масс в истории не ограничивается. Народ – главная сила, которая решает судьбу социальных революций, политических и национально-освободительных движений. Борьба классов, борьба трудящихся против поработителей, служит движущей силой развития классово антагонистических обществ. Восстания рабов подорвали основу рабовладения и явились важнейшей причиной перехода к феодализму. Крестьяне и городская беднота были одной из важных движущих сил буржуазных революций, в результате которых феодализм уступил историческое место более прогрессивному, капиталистическому строю. [1, с. 198-199.]

Народные массы ведут борьбу не только против угнетателей внутри страны, но и против иноземных поработителей. В борьбе за независимость они выступают настоящими патриотами. Агрессия несет эксплуатируемым двойное порабощение. Бедствия, причиняемые иноземными захватчиками, вызывают стремление защитить свою Родину. Активность борьбы народных масс определяет исход освободительных войн. Так, например, во время Отечественной войны 1812 г., когда на защиту Родины поднялся весь народ, Наполеон потерпел поражение во многом из-за деятельности партизан, поднявших «дубинку народной войны».

Исключительно большую роль играют народные массы в национально-освободительном движении. На протяжении ХХ в. Повсеместно растет национальное самосознание народов, развертывается национально-освободительное движение, особенно после победы Великой Октябрьской социалистической революции.