Смекни!
smekni.com

по философии и методологии науки тема № (стр. 8 из 8)

1) Материалистическое понимание истории возникло в первой половине XIX века, когда на арену общественной борьбы новой силы – пролетариата, который все отчетливее выделялся из общей массы трудящегося люда и выдвигал собственные экономические и политические требования, когда капитализм достиг относительно высокой стадии своего развития и все более ожесточенно проявлялись глубокие противоречия капитализма;

2) а) Маркс убедительно доказывал свое решение основного вопроса философии, отдавая первичность бытию: «общественное сознание отражает общественное бытие»;

б) Согласно его теории, основными элементами общественного строя являются базис («экономический скелет формации») и надстройка (идеологический компонент формации);

в) Производство находится в состоянии непрерывного изменения и развития. Развитие производства начинается с изменением производительных сил. С изменением орудий труда и работников производства изменяются в конечном счете и отношения людей в процессе производства – производственные отношения. Таким образом, производительные силы порождают производственные отношения;

3) Главное содержание материалистического понимания истории состоит в концепции общественно-экономических формаций, в которой концентрированно и сущностно выражается человеческая история. Переход от одной формации к другой происходит в результате социальной революции;

4) Творцом истории – согласно теории Маркса – является народ, который создает все материальные и духовные блага, а роль личности носит, хотя и важный, но подчиненный народу характер.

Основные достижения материалистического понимания истории:

1) талантливая критика недостатков капитализма;

2) разработка проблем практики;

3) уяснение природы общественного.

В свете доминирующей роли социального все, имеющее отношение к человеку и обществу, стало рассматриваться исключительно как проявление непременно общественного, в первую очередь борьбы классов. Преувеличение роли общественного зачастую сопровождалось умалением человечески-индивидуального, личностного, потерей человека. Критики обвиняли Маркса в том, что он человека заменил классом.

Главным преимуществом и одновременно недостатком материалистического понимания истории, да и всего учения Маркса, является его односторонность, жесткое разграничение на «черное» и «белое». Благодаря этому обеспечивается хорошее усвоение и интерес к материалистическому пониманию истории со стороны простого человека, в первую очередь рабочего, права и интересы которого активно защищал Карл Маркс.

Маркс и его последователи четко разделили общество на классы, которые ведут – по уверению Маркса – антагонистическую классовую борьбу. Но, как показал ход истории, между этими классами возможно эффективное сотрудничество, в рамках которого они оба получают материальную выгоду.

Развитие материалистического понимания истории (или исторического материализма, как стали называть материалистическое понимание истории с 1890 г.) идет во многом по линии тех проблем, которые были мало или очень слабо разработаны его основоположниками. Это касается вопроса об активном обратном воздействии на общество политико-правовых, духовно-идеологических факторов, социальной психологии, а также, в особенности, учения о человеке, его сущности, месте в обществе, его свободе, судьбе, закономерностях формирования как личности.

Сегодня отношение к марксизму противоречивое. И это естественно. Наметились две тенденции, две крайности. Одни, например, ультрадемократы, ругают К. Маркса и В. И. Ленина, обвиняют их во всех смертных грехах. Другие, наоборот, борются «за чистоту марксизма». Видимо, правильный подход где-то посередине. Маркс, Энгельс, Ленин не непогрешимы, но к ним необходимо относиться объективно, исторически, а не истерически.

Об исторических личностях в научном мире принято судить не по тому, что они не сделали, а по тому, что они сделали нового по сравнению со своими предшественниками. Не исключение здесь и К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Надо быть признательным и тем философам, взгляды которых не разделяешь.

Из арсенала теоретической мысли К. Маркса мы в известной степени можем использовать их методологию, но отнюдь не готовые рецепты. Встречающаяся в литературе постановка вопроса – марксизм: утопия или научный проект? – некорректна, ибо в марксизме присутствуют элементы и науки (преобладающие), и утопии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Афанасьев, В. Г. Основы философских знаний / В. Г. Афанасьев. // - М., Мысль, 1978;

2) Буева, Л. П., Бурлак В. Н. Исторический материализм. Учебно-методическое пособие / Л. П. Буева, В. Н. Бурлак [и др.]; под ред. Л. П. Буевой. - М., МГУ, 1971;

3) Волчек, Е. З. Философия / Е. З. Волчек. // - Мн., Современная школа, 2006;

4) Ильенков, Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории / Э. В. Ильенков. // - М., Издательство политической литературы, 1984;

5) Историография истории нового времени стран Европы и Америки / А. В. Адо, И. С. Галкин, И. В. Григорьева [и др.]; под ред. И. П. Дементьева. – М., Высшая школа, 1990;

6) Калмыков, В. Н. Философия / В. Н. Калмыков. // – Мн., Вышэйшая школа, 2006;

7) Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. // - М., Логос, 1997;

8) Карл Маркс: Биография / И. А. Бах, Л. И. Гольман [и др.]; под общей редакцией П. Н. Федосеева. – М., Политиздат, 1989;

9) Келле, В., Ковальзон, М. Исторический материализм Курс лекций / В. Келле. // - М.: Высшая школа, 1962;

10) Краткий философский словарь / Н. И. Азаров, А. С. Айзикович, А. П. Аникеев [ и др.]; под ред. И. В. Блауберга, П. В. Копнина, И. К. Пантина. - М., Издательство политической литературы, 1970;

11) Краткий философский словарь / Г. Г. Васильев, Ю. Д. Воробей, В. М. Давыдов [и др.]; под ред. А. П. Алексеева. - М., Проспект, 2004;

12) Крутова, О.Н. Человек и история: проблема человека в социальной философии марксизма / О. Н. Крутова. // - М., Политиздат, 1982;

13) Ленин, В.И. Полное собрание сочинений: Т. 1 – 55 / В. И. Ленин. // - М., Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, 1958 – 1965;

14) Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения: Т. 1 – 39 / К. Маркс. // - М., Политиздат, 1955 – 1966;

15) Марксистско-Ленинская философия: исторический материализм / А. А. Амвросов [и др.]; под ред. С. И. Попова. - М., Мысль, 1977;

16) Ойзерман, Т.И. Диалектический материализм и история философии / Т. И. Ойзерман. // - М., Мысль, 1979;

17) Ойзерман, Т.И. Карл Маркс - основоположник диалектического в историческом материализме / Т. И. Ойзерман. // - М., Знание, 1958;

18) Популярные чтения по философии / В. М. Богуславский, А. И. Ракитов [и др.]; под ред. В. А. Карпушина. - М., Политиздат, 1973;

19) Философский словарь / А. В. Адо, И. И. Андреев, Н. П. Аникеев [и др.]; под ред. И. Т. Фролова. – М., Политиздат, 1987;

20) Гранин, Ю. Д. Марксизм: утопия или реальность? / Гранин Ю. Д. // Философские науки. – 1991. - № 3. – С. 3-17.