Смекни!
smekni.com

по философии и методологии науки тема № (стр. 4 из 8)

Наконец, в предисловии к книге "К критике политической экономии" К. Маркс, формулируя суть материалистического понимания истории, выделял еще один критерий членения исторического процесса - способ производства материальной жизни. В качестве прогрессивных ступеней общественного развития он называл античный, феодальный и буржуазный способы производства. [5, с. 11, с. 211-212; 14, т. 13, с. 8., 19, с. 333.]

3.2. ФОРМАЦИОННЫЕ СТУПЕНИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Первобытнообщинная формация – исторически первая, самая низшая форма организации людей. Она существовала десятки тысяч лет. В течение этого огромного периода человек от использования готовых предметов природы – палки и камня – сумел перейти к изготовлению первых примитивных орудий производства. Сначала это были грубые орудия из камня, дерева, рога, кости (рубила, ножи, долота, скребки, дротики и копья, крючки для ловли рыбы и т. д.). В дальнейшем эти орудия совершенствовались, тщательно обрабатывались. Появились и новые орудия, средства труда – лук и стрелы, лодки, сани и т. д. Человек научился добывать огонь, что имело особенно большое значение в развитии человечества.

Вместе с совершенствованием орудий развивалась и совершенствовалась производственная деятельность людей. От собирания готовых продуктов природы (съедобных плодов, ягод и трав) человек перешел к искусственному возделыванию растений – земледелию, а от охоты на диких животных – к их приручению и одомашниванию – скотоводству.

Крайне низкий уровень производительных сил при первобытнообщинном строе обусловил и соответствующие производственные отношения. Их основой являлись общинная собственность на средства производства того времени и связанные с ней отношения содружества, взаимопомощи людей. Эти отношения были обусловлены тем, что противостоять могущественным силам природы при наличии примитивных орудий производства можно было только сообща, коллективно.

Люди в первобытном обществе жили определенными коллективами – родовыми общинами, в которые они объединялись по признакам родства. Они вместе трудились на общинной земле общими орудиями, имели общее жилище, в котором укрывались от непогоды и диких зверей. Добытые продукты делились поровну. Вследствие крайне низкого уровня производительных сил люди получали настолько мало, что их едва хватало, чтобы выжить. Присваивать было нечего, поэтому частная собственность, классы и эксплуатация отсутствовали.

Первобытный человек в силу ограниченности трудового опыта, полной зависимости от природы не мог еще составить себе правильное представление о своей собственной и об окружающей его природе. Общественное сознание фиксировало лишь простейшие причинно-следственные связи.

Однако и в условиях первобытнообщинного строя производительные силы, хотя и крайне медленно, но непрерывно развивались. Совершенствовались орудия труда, обогащался производственный опыт людей. Гигантским скачком в развитии производства явился переход от каменных орудий к металлическим. Новые орудия труда – соха с металлическим лемехом, топор из бронзы или железа и другие – сделали труд более производительным. Стало возможным в более широких размерах заниматься земледелием и скотоводством. Произошло первое крупное общественное разделение труда: скотоводство отделилось от земледелия. Несколько позднее в самостоятельную отрасль производства выделилось ремесло (изготовление орудий производства, оружия, одежды, обуви и т. д.). Возник и начал развиваться обмен продуктами производства.

С ростом производительности труда родовая община стала распадаться на семьи. Возникла частная собственность, владельцем средств производства стала семья, причем эти средства производства оказались сосредоточенными по преимуществу в семьях бывшей родовой знати. Поскольку работник стал производить больше продуктов, чем это было нужно для поддержания его собственного существования, появилась возможность присвоения прибавочного продукта, а следовательно, и эксплуатации, обогащения одних членов общества за счет других. По мере роста частной собственности и обмена процесс распада родовой общины протекал все интенсивнее. Первобытное равенство уступило место социальному неравенству. Возникли первые враждебные классы – рабы и рабовладельцы. [1, с. 183-184; 15, с. 65.]

Так развитие производительных сил привело к замене первобытной формации рабовладельческой – первым в истории классовым обществом.

Рабовладельческая общественно-экономическая формация основана на эксплуатации классом рабовладельцев класса рабов, которые не только лишены собственности на средства производства, но и сами являются собственностью своих хозяев как одно из условий производства, как «говорящие орудия труда». Рабовладельческий строй возник в результате длительного периода разложения первобытнообщинного строя и формирования институтов классового общества – частной собственности и государства. Наивысшего расцвета рабовладельческий строй достиг в Древней Греции и Древнем Риме, где на его основе существовали эффективное по тем временам хозяйство и высокая культура – античная философия и искусство. Производительные силы рабовладельческого строя составляли ручные орудия труда и большие массы рабов. Производственные отношения были отношениями жесточайшей эксплуатации и угнетения последних. Сводя потребности раба к минимуму, они позволяли получать значительный по сравнению с предшествующим способом производства прибавочный продукт, что вело к укреплению частной собственности, развитию товарно-денежных отношений. Постоянно велись войны с целью захвата территорий, богатств и новых рабов. В рабовладельческом обществе наряду с основными классами (рабовладельцев и рабов) существовали купцы, ростовщики, свободные ремесленники и крестьяне, неполноправные мелкие собственники и значительная масса деклассированных элементов. Рабовладельческие государства были как монархиями, так и республиками, в которых свободные граждане участвовали в деятельности демократических институтов (народное собрание и др.). На рабов демократия не распространялась. Маркс подчеркивал, что рабы постоянно вели борьбу со своими угнетателями, наивысшими проявлениями которой были восстания (например, Спартака). Обострение классовой борьбы и вторжение извне привели к гибели рабовладельческого строя, его смене феодализмом. Рабство в тех или иных формах существовало у большинства народов, но некоторые народы рабовладельческий строй как формацию сумели миновать, перейдя от первобытнообщинного строя прямо к феодализму. [19, с. 397.]

Феодализм – общественно-экономическая формация, следующая за рабовладением. В истории разных народов феодализм возникал посредством синтеза элементов разложения первобытнообщинного строя и рабовладельческих отношений. Наблюдается три типа синтеза: с преобладанием первых, вторых или с более или менее равномерным их соотношением. Эта формация характеризуется господством натурального хозяйства, низким и рутинным состоянием техники, собственностью феодала (помещика) на землю, личной зависимостью крестьянина от феодала (внеэкономическое принуждение). Большая часть крестьян при феодализме имела орудия производства, вела небольшое хозяйство, но вынуждена была из-за отсутствия собственной земли пользоваться землей, которой «наделял» их феодал. Это служило основой для безвозмездного присвоения феодалами труда своих крестьян (или продуктов этого труда) в виде отработочной ренты (барщина), ренты продуктами (натуральный оброк), денежной ренты (денежный оброк). Последовательная смена этих форм феодальной ренты характеризовала развитие производственных отношений.

Основу производственных отношений феодальной общественной формации составляют собственность помещиков на главные средства производства и неполная собственность на работника, находящегося в личной зависимости от них. Крепостной крестьянин не был рабом, и феодал по закону не мог убить его, но мог продать. Наряду с феодальной собственностью существовала личная собственность крестьянина и ремесленников на орудия производства и частное хозяйство, основанное на личном труде.

По сравнению с рабовладельческим строем при феодализме было больше возможностей для развития производительных сил. Крепостной крестьянин имел некоторую заинтересованность в труде, проявлял инициативу в повышении производительности. В этот период еще более значительных успехов достигло ремесло. Развитие ремесла и торговли способствовало подъему городов, которые со временем стали крупными хозяйственными, политическими и культурными центрами.

Характерная черта феодального общества – сословное, иерархическое деление общества. Крестьянство принадлежало к низшему, юридически бесправному сословию. Большую роль в феодальном обществе играла церковь, которая также являлась крупным феодалом. Господствующее положение в идеологии занимала религия, подчинившая другие формы общественного сознания (философию, искусство, мораль и т. д.). Феодальный строй был уничтожен в результате буржуазных революций, однако многие пережитки феодализма долгое время сохраняются и в капиталистическом обществе (крупная помещичья собственность, система отработок и т. д.). [10, с. 337-338; 15, с. 67-68.]

Капитализм - общественно-экономическая формация, сменившая феодализм. В основе капитализма лежит частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Основной закон капиталистического производства - получение прибавочной стоимости. Для капитализма характерны анархия производства, периодические экономические кризисы, хроническая безработица. Главное противоречие капитализма - между общественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения - находит выражение в антагонизме между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией. Кульминационной точкой классовой борьбы пролетариата на протяжении всей истории капитализма является социалистическая революция. Провозглашаемое идеологами капитализма политическое равенство является в значительной мере формальным и дополняется экономическим неравенством. Вся надстройка над капиталистическим базисом, государственная машина и идеология, приспособлена к тому, чтобы отстранить трудящиеся массы от политической жизни. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивную роль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнению с феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительных сил.