Смекни!
smekni.com

Рекомендации по созданию экспозиций школьного музея (стр. 2 из 7)

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспо­зиции под соответствующим индексом. Заголовки разделов, тем и подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в тематико-экспозиционном плане следующим образом:

3. Великая Отечественная война

3.1. Армия защищает город

3.1.1. 36-й артиллерийский полк

3.1.2. Отдельный стрелковый батальон

3.1.3. Танкисты - родимцевцы

3.2. Народное ополчение

3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения

3.2.2. Рабочая бригада металлического завода

3.2.3. Интеллигенция защищает город

3.3. Городское подполье

3.3.1. Руководители подполья

3.3.2. Наши «молодогвардейцы»

3.3.3. Юные разведчики

3.3.4. В застенках гестапо

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть до­статочно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысло­вую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В следующей графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номера­ми шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффек­тивно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учиты­вать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспо­нированию только те, на сохранность которых экспозиционное использо­вание не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштаб­ную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рас­смотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В пятую графу включаются наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения (НВФ № 30; газета «Ком­сомольская правда», 1987, № 103); или способа их изготовления (снять увеличенную ксерокопию листовки (ОФ № 98); изготовить масштабную модель истребителя ЯК-3 и т.п.). Необходимо указывать и размеры науч­но-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.

В последней графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тек­сты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Конечно, создание тематико-экпозиционного плана - работа кропот­ливая и трудоемкая, однако она позволяет детально разработать и пред­ставить научную и идеологическую суть предлагаемого экспозиционного решения.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. Совре­менные музееведческие методики предполагают две основные формы ху­дожественного проектирования экспозиции - генеральное решение и эс­кизный проект, конечной задачей которых является формирование худо­жественного образа экспозиции, адекватно выражающее ее научное и идеологическое содержание.

В процессе художественного проектирования разрабатываются эски­зы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен от­разить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экс­понируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориен­тирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осущест­вляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка ра­бочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозицион­ного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Многие музеи прежде чем монтировать экспози­цию, осуществляют так называемую раскладку. Для этого изготавливают монтажные листы в масштабе 1:1 по отношению к будущим экспозицион­ным площадям (стендам, витринам, вертушкам, подиумам и т.п.) и графи­чески показывают на них размещение экспонируемого материала: музей­ных предметов, научно-вспомогательных материалов, ведущих текстов и этикетажа, технических средств и т.д. Монтажные листы помогают осу­ществить и зафиксировать компоновку экспозиции в соответствии с тематико-экспозиционным планом и архитектурно-художественным про­ектом, при необходимости внести в них коррективы и служат своеобраз­ной «калькой» при монтаже экспозиции. Естественно, в процессе монта­жа экспозиции также могут вноситься некоторые изменения в проектные решения, поскольку во время экспозиционного проектирования невоз­можно предусмотреть все детали.

Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специ­альных знаний и практического опыта разработки и создания экспози­ций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государст­венные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и вы­ставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественно­го оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного обо­рудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами. Специалисты музея могут порекомендовать или предоставить возможность изучить специ­альную литературу. Все это поможет активу школьного музея выйти на собственные оригинальные решения, избежать разного рода ошибок при создании экспозиции своего музея. Ведь даже профессиональные музей­ные работники не упускают возможности посетить другие музеи, вновь открываемые выставки не только для знакомства с ними, но и чтобы изу­чить новые тенденции и технологии в научном и художественном оформ­лении экспозиций.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьно­го музея, но и весь коллектив учреждения образования - дело найдется каждому. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать мо­дели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то реше­ние отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предме­ты учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках чер­чения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и друго­го экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформле­ния, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать ва­рианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпи­графов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оцени­ли и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материаль­ные возможности, и тогда все у них получится.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В МУЗЕЕ

Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

Разработку системы ориентирования в музее начинают уже на стадии формирования концепции экспозиции и детализируют на всех последую­щих этапах: тематико-экспозиционный план, архитектурно-художествен­ное проектирование, монтаж экспозиции.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным на­именованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сооб­щающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яр­кого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспо­зиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разде­лов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Залы, если их больше одного, также номеруют. При входе в зал веша­ют табличку с его номером, а если залы имеют какие-то индивидуальные названия, то указывают и их. Например: «Зал боевой славы выпускников школы», «Зал спортивной славы школы», «Мемориальный класс Ю.А.Га­гарина» и т.п.

Непосредственно в экспозиционных залах применяют указатели, оглавительные тексты и этикетаж. Если экспозиция имеет сложную конфи­гурацию, применяют указатели (изображение стрелок с надписями: «На­чало осмотра», «Продолжение осмотра», «Выход»).

Каждый раздел экспозиции предваряют заголовком. Название раздела принято размещать над экспозиционным комплексом, относящимся к данному разделу экспозиции. Заголовок должен быть лаконичным и от­ражать сущность экспозиционного комплекса. Например: «Наши учите­ля», «Оборона города», «Природные ресурсы края» и т.п. Если раздел экс­позиции состоит из нескольких подразделов, которые отражают самосто­ятельные темы или события, то их также обозначают заголовками. На­пример, раздел экспозиции «Природные ресурсы края» может иметь не­сколько самоценных подразделов; «Полезные ископаемые», «Пушные звери», «Лекарственные растения» и т.п.