Смекни!
smekni.com

Рекомендации по созданию экспозиций школьного музея (стр. 5 из 7)

В музейной практике сложилась определен­ная форма размещения сведений в этикетке. Каждая этикетка включает, как правило, три основ­ных компонента:

- название предмета;

- атрибуционные данные: сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской
принадлежности, социальной и этнической сре­де бытования, историческом и мемориальном
значении;

- дата.

Прокомментируем сказанное примером:

В. А. Молодцов (1911 - 1942 гг.). Герой Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны под именем Павла Бадаева возглавлял диверсионно-разведывательный отряд, который действовал в оккупирован­ной Одессе. С фотографии 1941 г.

В этикетке, как было сказано, выделяется на­звание предмета, но это отнюдь не повторение на­звания, зафиксированного в учетной документа­ции. Оно дается обычным литературным языком без инверсии («Хрустальная ваза», а не «Ваза хру­стальная»). При назывании предмета учитывает­ся прежде всего тема, которая должна быть рас­крыта с его помощью. Так, название «стол» ничего не прибавляет к тому, что посетителю ясно и без этикетки. Если нужно подчеркнуть материал, из которого он сделан, в названии будет указано:

«Стол из красного дерева»; если важнее выявить мемориальный характер этого предмета - описывается принадлежность его историческому де­ятелю, а в том случае, если следует отметить его изготовителя, дается указание на авторство.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача - дать минимум необходимых сведений. В то же время в них должны быть выявлены раз­личные стороны музейного предмета: мемориальность, редкость или, напротив, типичность эк­споната, его связь с местной историей. Те экспонаты, которые имеют особую ценность, од­нако не обладают внешней привлекательностью, должны иметь аннотацию более обстоятельную.

Каждую часть этикетки рекомендуется начи­нать с новой строки. Название можно выделить укрупненным шрифтом. Атрибуционные данные помещаются непосредственно под названием или в конце этикетки. Для них можно использовать курсив. При составлении этикетажа целесообраз­но включить в текст этикеток те характеристики предмета, которые придают ему особую музей­ную ценность - «Из коллекции...», «Передан в дар музею...», «Экспонируется впервые», «Ред­кий», «Уникальный» и т. п. Дополнительные све­дения, включаемые в этикетку, очень разнообраз­ны. Они во многом зависят от темы и состава экспозиционного комплекса. Основное назначе­ние этих сведений - расшифровать «скрытую» информацию, заключенную в предмете. Наметим основные аспекты содержания дополнительных сведений.

Первый аспект. Содействие раскрытию со­держания экспозиции, выявление связи данного экспоната с отраженными в ней историческими фактами и явлениями. Например, в теме «Развитие промышленности в районе» к фотографии завода:

Завод основан в 1868 году. Оборудован английскими станками.

В 1890 году числа рабочих превышало 5000 человек.

Второй аспект. Пояснения к экспонатам. К вещественным памятникам даются сведения об их назначении и бытовании, истории создания, о составных частях. При этом к орудиям труда и производства, к бытовым вещам, в настоящее время редко встречающимся или вышедшим из употребления (соха, прялка, светец, инструмен­ты ручной добычи угля и пр.), можно дать названия отдельных их частей и деталей с объяснени­ем их действия.

Плуг.

Использовался для пахотных работ в крес­тьянских хозяйствах России в XIX -первой четверти XX вв.

Пришва — передний навой.

Деталь горизонтального ткацкого станка для навивания сотканного холста.

Редко встречающиеся или вышедшие из упот­ребления предметы нуждаются в более подроб­ном аннотировании. Например, просто необхо­димо пояснить, что такое «юнгштурмовка» (типичная одежда комсомольца 1930-х гг.) или описать историю создания реактивного миноме­та «Катюша» при экспонировании модели (создан коллективом Реактивного научно-исследовательского института, принят в серийное производство в июне 1941 г.)

Этикетка к изображениям разнообразных исторических событий, жизненных явлений, напри­мер, к панораме строительства нового района, мо­жет содержать указания на важнейшие объекты, а к картине военных действий - на расстановку войск, характер укреплений и т. п.

Третий аспект. Указания на способ поступ­ления предметов в музей. Как известно, фонды музея в значительной мере обогащаются в резуль­тате экспедиций - одной из форм его научно-исследовательской работы. Можно и нужно включать в этикетку сведения типа: «Из материалов экспедиции музея ...»; «Дар ветерана Вели­кой Отечественной войны…», «Передано из му­зея ...».

Очень существенная проблема экспозиций, в том числе и прежде всего школьных музеев, - это соотнесение подлинных и копийных матери­алов. На это следует обращать особое внимание посетителя, сообщая и нижней части этикетки, подлинник или копия экспонируется. Если в экспозиции представлены преимущественно под­линники, то в этикетках указываются только ко­пии. Напротив, при экспонировании в основном копийного материала, в этикетаже следует обра­щать внимание на подлинники.

Дополнительные сведения даются обычным книжным шрифтом достаточно крупным, удобным для прочтения. Строки делятся по смыслу, без переносов (перенос допускается не более од­ного на этикетку).

В экспозиции школьных музеев часто встре­чаются научно-вспомогательные материалы: карты, схемы, таблицы, планы, графики, диаграммы, которые дополняют выставленные экспонаты, помогают раскрывать их содержание. В том слу­чае, если научно-вспомогательный материал со­держит значительную информацию и труден для восприятия, его также необходимо сопроводить этикеткой.

Теперь рассмотрим, как лучше составить эти­кетку к различным типам музейных предметов.

Фотографии. По жанровой классификации различают следующие виды фотоснимков: порт­ретные (как одиночные, так и групповые), сюжет­ные или событийные, снимки бытового жанра и

видовые снимки. По технике изготовления фо­томатериалы разделяются на две основные груп­пы: оригиналы и репродукции. Сюжетные или событийные снимки аннотируются в общепри­нятой последовательности - название, атрибуционные сведения и дата. Например:

Крестовоздвиженская церковь в Алтуфьеве. Построена в 1750-1763 гг. Москва, 1997 г.

Ученики 4-го класса д. Подушкино. В последнем ряду (крайний справа) Алексей Вавилин. Московская область, 1934 г.

При аннотировании портретных фотосним­ков соблюдается следующая последовательность: название фотографии, время съемок (дата), ав­тор съемки (если известен).

Комсомольский вожак С. Б. Широкова проводит слет пионерских дружин Бабушкинского района. Москва, 1969 г.

И. Г. Старинов, активный участник партизанского движения в период Великой Отечественной Войны. В 1942-1944 гг. возглавлял диверсионную работу Центрального и Украинского штабов партизанского движения. Москва, 1941 г.

Как можно было заметить, этикетку следует начинать с инициалов, а не с фамилии. В зависи­мости от содержания экспозиции в аннотации можно подчеркнуть характерные особенности, историческое значение той или иной личности, например: лауреат Государственной премии, ла­уреат Ленинской премии, делегат съезда, выда­ющийся деятель военной медицины, автор важ­ных исследований в области космоса, биологии, истории и т. д.

Аннотирование снимков военнослужащих обычно дается в следующей последовательности: звание, инициалы, фамилия, должность, вре­мя съемки, автор съемки (если он известен). По­рядок перечисления лиц на групповых фотографиях - слева направо. В отдельных слу­чаях указывается место или условия съемки (сни­мок сделан на передовой в 1942 г., съемка произ­ведена со спутника, самолета, вертолета и т. д.).

В экспозиции школьного музея «Лианозово и мы» представлена цветная фотография мест­ности Лианозово, выполненная с искусственно­го спутника Земли в 1990-е годы. Эта информа­ция должна найти обязательное отражение в этикетке, тем более что фотография не обладает достаточной аттрактивностью и требует соответ­ствующего комментария.

При экспонировании на одном стенде, план­шете или в турникете нескольких фотопортретов дается общая (групповая) аннотация и краткие этикетки под каждым портретом. Если в экспо­зиции представлены фотокопии, это оговарива­ется в аннотации. При аннотировании копий уни­кальных фотографий можно подчеркнуть, что подлинник хранится в фондах музея. Если нельзя или трудно установить дату, надо указать ее при­близительно: 1890-е гг. или заключить в квадрат­ные скобки [1895 г.] В аннотациях музейных предметен, монографическое изучение которых еще не закончено и датировка не установлена, до­пустим и знак вопроса. При аннотировании фотографий и других музейных предметов дорево­люционного периода можно указать две даты: вначале по старому, затем, в скобках по новому стилю. При переводе дат со старого стиля на но­вый к дате по старому стилю прибавляется (или от даты по новому стилю отнимается): для XX в. - 13 дней, XIX в. - 12 дней и для XVIII в. - 1 дней. При этом началом века следует считать 1 марта 1900, 1800, 1700 годов. При указании места события используются общепринятые сокращения: г, - город, с. - село, пер. - переулок, пл. - площадь, д. - деревня и т. д. Примеры:

Герои Советского Союза А. В. Иванов (1907 — 1943).

Январь 1942 г.

Фотография Б. Петрова.

На обороте надпись: «Дорогой, любимой маме, Гоним врага от Москвы».