Смекни!
smekni.com

Рекомендации по созданию экспозиций школьного музея (стр. 6 из 7)

Писатель А. Приставкин с учащимися и учителями школы № 109 - участниками спектакля «Ночевала тучка золотая...» после премьеры. Москва, 1988 г.

Письменные источники. При составлении этикетки к письменным источникам во внимание принимается форма экспонирования предмета; раскрыт ли документ (книга, листовка, журнал) или экспонируется только титульный лист. Если в печатном издании или рукописном документе с хорошо видны и читаемы атрибуционные данные и экспонат не предназначен для прочтения, то этикетку к нему можно не давать. В том случае, когда экспонируемый письменный источник рукописный, то при аннотировании учитываются каллиграфические особенности руки его автора: читабелен документ или его прочесть затрудни­тельно. В последнем случае в этикетке указыва­ется его краткое содержание или приводится наиболее яркая выдержка из него. При аннотировании писем даются следующие сведения: инициалы и фамилия автора письма, кому адресовано, дата написания.

Письмо участника битвы за Берлин Б. Н. Петрова с фронта.

Б. Н. Петров сообщает родственникам о настроении офицеров перед решающим

штурмом.

Апрель 1945 г. Ксерокопия.

Письмо лейтенанта Г. А. Мамонова, командира 1-й роты батальона морской пехоты.

1942 г. Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея Краснознаменного Черноморского флота.

«За советский флот и за Советское государ­ство, если и придется умереть, то я всегда на это готов, и сердце нашего флота - Севастополь - мы, моряки, никогда не отдадим, какая бы там обстановка не складывалась».

Аннотация на произведения печати состав­ляется на основе титульной страницы аннотируемой книги, автографов и пометок в следующей последовательности: инициалы и фамилия авто­ра, название произведения, выходные данные. Но этикетаж к этим произведениям не должен быть копией титульной страницы. Иногда важно по­казать автограф, подчеркнуть уникальность из­дания (место издания, тираж). Интересным яв­ляется и то, кто пользовался книгой.

И. Дитятин

Городское самоуправление в России. Том 2.

Ярославль, 1877 г.

При аннотировании газет, если текст нахо­дится не на первой странице, в аннотации при­водятся инициалы и фамилия автора статьи, ее название, в случае необходимости, краткое ее со­держание, затем дается название газеты, число, месяц, год издания. Если статья помещена на первой странице, аннотация излишня.

Сообщение Министерства Внутренних Дел СССР о незаконном аресте группы врачей, обвиненных во вредительстве, шпионаже и терроризме и их полной реабилитации. «Известия», 4 апреля 1953 г.

При экспонировании рукописных материалов необходимо выделять и сопровождать подробны­ми пояснениями наиболее интересные докумен­ты. При экспонировании грамот, благодарностей, приглашений, поздравлений, если они вполне доступны для прочтения и входят в комплекс эк­спонатов по определенной теме, аннотации из­лишни.

Если грамоты, благодарности и т. д. состоят из сдвоенных листов и текст находится на развернутом листе, а экспонируется только лицевая сторона, то аннотация необходима. Она дается в следующей последовательности: наименование (почетная грамота, поздравительный адрес и т. п.), от кого, кому, за что и дата. При необходимости указывается место вручения грамоты, место на­хождения организации, выдавшей документ и т. д. Например:

Почетная грамота Наркома ВМФ СССР на­чальнику планового отдела мастерской № 1

Д. М. Комзикову за отличную работу по ремонту кораблей и боевой техники в годы Великой Отечественной войны. 1942 г.

Произведения изобразительного искусства. К музейным предметам изобразительного характера в этикетке указывается: название произведе­ния, материал, время создания и автор. В этикет­ках к изобразительному материалу в качестве заголовка выступает не фамилия автора, а дан­ное им название произведения. В художествен­ных экспозициях, как правило, сначала указывается фамилия автора. При этом инициалы автора ставятся после фамилии, а в скобках отмечаются даты его жизни или год рождения. Допускаются общепринятые сокращения: род. (родился), тон. (тонированный) и т. д. Как правило, в аннота­ции сохраняется название картины, рисунка, скульптуры и т. д., данное автором. В отдельных случаях, экспозиционер расшифровывает, дает более полное название.

Например, на картине К. Г. Дорохова дана ав­торская аннотация: «Портрет П. Ф. Горпищенко». Но при экспонировании этого произведения це­лесообразно расшифровать эту надпись.

К. Г. Дорохов (1906 - 1960).

Портрет командира 8-й бригады морской пехоты П. Ф. Горпищенко.

1941 г. Бум. кар.

В отдельных случаях помимо основных дан­ных к произведению искусства даются дополнительные пояснения по содержанию изображения: имена лиц, топографические указания, краткая характеристика событий или явлений, получив­ших отражение на данной картине или рисунке и т. д.

Если произведение искусства экспонируется на выставке, указывается, кому принадлежит данное произведение (собственность автора, музея, частное собрание и т. д.). На персональной выс­тавке дается пояснительный текст, в котором при­водятся дополнительные сведения о художнике, говорится о его специальности (график, живопи­сец, сценограф, скульптор).

В аннотациях приняты следующие сокраще­ния: х. - холст, м. - масло, Б. или бум. - бума­га, кар. - карандаш. Слова картон, гуашь, сан­гина, пастель, уголь, темпера принято писать полностью. При этом материал пишется в эти­кетке с прописной буквы, а техника исполнения - после точки с запятой - со строчной. Примеры:

А. С. Ивашов (род.1976) Осень в селе Леонове. 1998 г. X., м,

Б. М. Кустодиев (1878 - 1927). Портрет Мити Шостаковича. 1919 г. Бум., цветные карандаши. Собственность И. Шостакович.

Воин-освободитель. Вутечич Е. В. (1908-1974) Гипс тон. 1949 г.

При аннотировании плакатов оговаривается: для оригинала - год его создания; для массово­го издания - год выхода в свет.

Родина-мать зовет.

Худ. Тоидзе И.

Изд-во «Искусство», М.-Л., 1941 г.

К коллекциям открыток, которые могут быть представлены в экспозиции, рекомендуется да­вать этикетки следующего содержания: «Сати­рические открытки периода революции 1905-1907 гг.», «Почтовые открытки со стихотворениями народно-монархической на­правленности. 1906-1907 гг.» и пр.

В этикетках к изделиям лаковой миниатюры кроме фамилии автора рекомендуется указывать художественную школу. Например:

Шкатулка «Освобождение Волоколамска». Худ. Чижов М. С. Федоскино, 1966 г.

Вещественные источники. Содержание ан­нотации к вещественным музейным предметам, выставленным в экспозиции, определяется целе­вой установкой экспозиции и местом экспоната в комплексе. Формулировка аннотаций должна соответствовать экспозиционному замыслу. Один и тот же экспонат может свидетельствовать о раз­ных сторонах исторического события и явления. Содержание этикетажа к нему зависит от того, какое значение имеет и какую роль играет этот экспонат в экспозиционном комплексе, к какому выводу он должен подводить посетителя музея, какие новые знания должен получить этот посе­титель.

Вещественные источники подразделяются на два вида. Первый вид - по характеру материа­ла: дерево, металл, стекло, кость и т. д., второй - по функциональному назначению: оружие, нумизматика, бонистика и т. д. При аннотировании личных вещей, предметов быта, орудий труда, по­дарков, сувениров и т. п. указывается название экспоната. В этикетку включаются также следую­щие сведения: назначение, место и дата изготов­ления, предприятие, изготовившее данный предмет, автор или мастер, иногда - принадлежность владельцу, характерные особенности, типичность предмета для эпохи, техника изготовления, ма­териал и т. д. В названии предмета мемориаль­ного значения отмечается его «участие» в исто­рическом событии или принадлежность определенному лицу:

Полушубок участника Великой Отечественной войны Е. И. Хозяинова. Получен им на фронте в 1942 г. Такие полушубки шили для фронта в Коми республике.

Много ценных документов и предметов пе­риода Великой Отечественной войны хранится например, в музее школы № 760. К одному из ценнейших экспонатов музея рекомендуем составить такую этикетку:

Знамя 24 Краснознаменной гвардейской Сталинградско-Евпаторийской стрелковой дивизии.

Передано в музей участником Великой Отечественной войны, участником Парада

Победы А. П. Лобиковым.

А вот и другие примеры аннотирования ве­щественных источников:

Детали сценического костюма к школьно­му спектаклю «Двенадцатая ночь» В. Шекспира».

Изготовлены выпускницей школы № 273 Ивановой Таней. Москва, 1990 г.

При экспонировании комплексов музейных предметов (предметы быта, личные вещи какого-либо исторического лица, материалы раско­пок, орудия труда, награды, инструменты и т. д.) дается общая аннотация, а отдельные предметы из этого комплекса снабжаются этикетками том случае, если необходимы дополнительные пояснения. Например:

Фрагменты оружия и боеприпасов

Найдены во время экспедиции учащихся школы № 274.

Московская область, Дмитровский район, 1982г.

Аптечная посуда XIX в.

Найдена во время археологических раскопок на территории бывшей Мещанской

больницы для бедных.

Подарена музею учеником школы № 242 А. Дружининым.

Если в экспозиции представлены муляжи, то это указывается в аннотациях. При аннотировании моделей, макетов сообщаются инициалы и фамилия автора, их изготовивших. Например:

Прялка. Дерево.

Макет. Уменьшен в 10 раз.

Изготовлен учеником 8-го класса Александром Глозманом. Ныне учитель технологии школы № 293, «Учитель года России - 97».

Модель атомного ледокола «Арктика» Изготовлена учеником школы В. Василье­вым. Москва, 1993 г.

В качестве иллюстраций к сказанному в этом разделе приведем сравнительную таблицу непра­вильно и правильно составленных этикеток.