Смекни!
smekni.com

Рекомендации по созданию экспозиций школьного музея (стр. 7 из 7)

Неправильно:

П. Г. Кирсанов руководил партизанским отрядом в Заречье, погиб при рейде по тылам врага в 1943 г.

Правильно:

П. Г. Кирсанов (1912-1943). Рабочий н-ского завода.

Руководил партизанским отрядом в Заречье.

Погиб при рейде по тылам врага 2 мая 1943 г.

С фотографии 1941 г.

А теперь проанализируем позиции «правиль­но» и «неправильно». В первой этикете: Назва­ние не выделено. Нет сведений о Кирсанове. Не указаны данные об экспонате (техника, дата). Неудачна композиция.

Во второй этикетке: Название выделено. Даны сведения о Кирсанове и характеристика экспоната. Композиция улучшена.

Оформление и расположение этикетажа

Шрифт, цвет, размер, расположение аннота­ций к экспонатам определяются в процессе работы над экспозицией. Весь текстовой коммен­тарий, включая этикетки, должен стать ее органической частью. Поэтому авторы экспози­ции, разрабатывая содержание любого текста, одновременно решают художественные задачи (См. А.Б. Закс, 1987).

Тексты должны быть согласованы стилисти­чески между собой и другими экспозиционны­ми материалами, оформлены и размещены так, чтобы они наилучшим образом выполняли свои функции. Здесь также существуют правила, вы­текающие из внешних особенностей экспонатов разного типа и требований эстетики. Не следует, например, класть этикетки на экспонаты Они помещаются рядом с вещественными экспоната­ми на подставке, на полке, на стенке витрины. К окантованному материалу - на паспорте - под эк­спонатом, к обрамленному - прикрепляются к раме. Если экспонаты расположены высоко над экспозиционным поясом, то внизу, на уровне глаз, можно поместить схему их расположения со все­ми необходимыми данными. Мелкие экспонаты, прикрепленные к планшету или расположенные в витрине, нумеруются, и под соответствующи­ми номерами их перечень и описание дается в обшей аннотации. Сведения об интерьере, как правило, включают план размещения входящих в него предметов, а также их суммарную или ин­дивидуальную характеристику.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экс­позиции, но также и нивелировать, делать их со­всем незаметными. Нельзя забывать и о факту­ре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витри­ны. Пишутся или печатаются на хорошей бума­ге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

В школьном музее, где приоритетной явля­ется идея создания, «делания» музея, где особен­но важно активизировать внимание посетителей, уместен так называемый интригующий этикетаж. Наряду с традиционной информацией он может содержать вопросы или задания типа: «Найди...». «Сравни...», «Выбери...», «Отгадай...», «Поду­май, почему...» и пр. Благодаря такому этикета­жу осмотр экспозиции превращается в увлека­тельную и одновременно серьезную игру, которая будет интересна и взрослым, и детям.

В заключении остается выразить надежду, что читатель убедился в том, что в работе над тек­стами мелочей нет. Они определяют уровень эк­спозиционной культуры. От них зависит воспри­ятие музея посетителями.

Рекомендуемая литература

Закс А. Б. Как составить этикетаж // Советс­кий музей. - 1987. - № 1.-С. 42-44.

Музееведение. Музеи исторического профи­ля: Учеб пособие / Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. - М., 1988.

Музейные термины: Словарь // Терминоло­гические проблемы музееведения. - М.:1986. (Сб. науч. тр. Центрального музея революции СССР).

Пищулин Ю. П., Соустин А. С. Экспозиция как важнейшее направление работы музея // Музейное дело в СССР. - Вып. 17.-М.,1987.- С. 114-117

Экспозиция школьного музея; Методические рекомендации / Сост. Н. И. Решетников. - М, 1986. (Центральный музей революции СССР).

Этикетаж и тексты в музейной экспозиции. Методические рекомендации / Сост. Л. М. Гак. - М. 1990. (Центральный музей революции СССР).

Юхневич М. Ю. Текст в экспозиции: Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР. Научные основы работы музеев ис­торического профиля. - М., 1980. - С. 164-170. (Сб. науч. тр. Центрального музея революции СССР).

Юхневич М. Ю. Текст в музейной экспози­ции // Музей и современность. Вопросы экспозиционной работы краеведческих музеев. - М., 1979. - С.147-161. (Тр. НИИ культуры, № 84).