Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений Белгород (стр. 2 из 18)

Аспекты изучения I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. Диагностические средства 2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости. 3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка. 4. Школьный тест умственного развития (ШТУР) 5. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 6. Педагогическое наблюдение.
II. Сформированность нравственного по­тенциала личности учащегося. 1.Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направлен­ности личности. 2.Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. 3.Методики Б. П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. 4.Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 5.Педагогическое наблюдение.
III. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. 1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3 .Педагогическое наблюдение.
IV. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. 1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 2. Педагогическое наблюдение.
V. Сформированность физического потенциала личности учащегося. 1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. 2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки). 3. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.
VI. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе 1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
VII. Сформированность общешкольного коллектива. 1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)». 2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». 3. Методика Л. В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят, как правило, школьный психолог, соци­альный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

I. Методики для изучения процессов и результатов развития личности учащегося:

1.1. Методика «Пословицы».

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале

1балл — согласен в очень незначительной степени;

2балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1 а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2.а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить — не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги — дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу — половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу, как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать — жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело — сторона.

11 а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12 а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет — приятели откажутся.

13. а) ученье — свет, не ученье — тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики, содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а, в — духовное отношение к жизни,

б, г — бездуховное отношение к жизни;

2) а, в — не значимость материального благополучия в жизни,

б, г — материально благополучная жизнь;

3) а, в — счастливая, хорошая жизнь,

б, г — трудная, сложная жизнь;

4) а, в — оптимистическое отношение к жизни,

б, г — пессимистическое отношение к жизни;

5) а, в — решительное отношение к жизни,

б, г — осторожное отношение к жизни;

6) а, в — самоопределение в жизни,

б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в — стремление к достижениям в жизни,

б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в — хорошее отношение к людям,

б, г — плохое отношение к людям;

9) а, в — коллективистическое отношение к людям,

б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям,

б, г — эгоистическое отношение к людям;

11) а, в — альтруистическое отношение к людям,

б, г — паритетное отношение к людям;

12) а, в — значимость дружбы,

б, г — не значимость дружбы;

13) а, в — значимость ученья,

б, г — не значимость ученья;

14) а, в — значимость труда,

б, г — не значимость труда;

15) а, в — значимость соблюдения законов,

б, г — не значимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов

· (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2)

· отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.