Смекни!
smekni.com

Исполнительное резюме и рекомендации (стр. 9 из 14)

55. Большая часть традиционных знаний в общинах относится к достижению баланса между нуждами общины и нуждами природы. Однако на смену многим животным и растениям, являвшимся предметом традиционного промысла, пришло крупномасштабное монокультурное сельское хозяйство и фермерство. С исчезновением этих видов хозяйства и биологических видов происходит утрата связанных с ними традиционных знаний. Этот факт приводится в качестве проблемы во всех докладах.

56. Милитаризация и вооруженные конфликты всегда являлись причиной утраты земли для местных и коренных общин и продолжают выполнять эту роль в ряде регионов мира. Например, в Колумбии с 1985 года были вытеснены со своих земель свыше трех миллионов человек (в большинстве своем коренное и местное население); в Перу в период с 1980 по 2000 год были насильственно переселены около 600 тысяч человек, и менее 10% из них вернулись в свои исконные поселения. В Колумбии с начала 1990-х годов наркоплантаторы и наркоторговцы захватили, по разным оценкам, от трех до четырех миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий.

57. Отсутствие учета существующего землепользования коренных и местных общин также подрывает способность общин к продолжению ведения традиционного хозяйства и сохранению традиционных знаний. Так, например, в начале 1990-х годов официальный уровень безработицы среди алгонкинов Барьерного озера в Канаде составлял 90 процентов, несмотря на то что каждый год через общину численностью 450 человек проходили товары, получаемые от использования земли, на сумму 575 245 долларов США.

58. Отсутствие системы самоуправления и возможности влиять на процесс принятия решений по вопросам землепользования и землеустройства губительно для устойчивого развития и сохранения традиционных знаний общины. Например, несмотря на наличие законодательства о самоуправлении в США, федеральное правительство продолжает сосредотачивать в своих руках широкие, неограниченные полномочия. То же самое справедливо и в отношении Канады, где лишь немногие коренные общины обладают признанным правом на самоуправление. С общинами редко консультируются по вопросам выбора сельскохозяйственных культур для посадки, возможности направить реки в другие русла, или выбора мест для строительства нового поселения или фабрики. Они также отстранены от принятия решений в частном секторе по вопросам добычи природных ресурсов на их территориях. Кроме того, в Северной Америке атмосфера бюрократизма вокруг земель, контролируемых федеральными органами власти и предназначенных для коренных общин, продолжает оставаться серьезным барьером на пути к накоплению и использованию традиционных знаний, поскольку у общин практически не остается иного выбора помимо зависимости от правительственной помощи или внешних инвесторов (которые зачастую предлагают культурно неприемлемые формы экономики), что необходимо им для выживания. Эта зависимость подрывает способность общины защищать и практиковать свои традиционные знания.

3. Культурные факторы

59. Со времен колонизации местным и коренным общинам приходилось постоянно иметь дело с попытками их ассимиляции и политикой интеграции, которые пагубно сказываются на их культурной целостности и снижают их способность использовать и сохранять свои традиционные знания.

60. Глобализация привела к беспрецедентному увеличению числа контактов между народами и их ценностями, идеями и образами жизни. Усилившееся проникновение западных средств массовой информации, многонациональных компаний и Интернета в местные и коренные общины угрожает культурной жизнеспособности этих общин по нескольким аспектам, в том числе ввиду растущей тенденции к принятию западных идеалов, возрастающих ценностей индивидуализма, гомогенизации образа жизни, культуры и мировоззрений, сдвига моделей потребления от обычных и традиционных товаров и услуг в сторону проповедуемых Западом, а также растущего потребительского отношения. Глобализация привела к ускорению инвестиционных потоков, которые оказывают значительное воздействие на источники существования многих коренных и местных общин. Например, за период с 1990 по 1997 год инвестиции в геологоразведочные работы и разработку месторождений полезных ископаемых в Африке увеличились вдвое. Ввиду того что на землях коренных и местных общин расположено такое большое количество мировых природных ресурсов, глобальное распространение инвестиций и выживание местных и коренных общин неразрывно связаны между собой.

61. Во всех докладах содержится обеспокоенность в связи с неуважительным отношением к традиционным знаниями и местным и коренным культурам. Данный факт проявил себя в игнорировании школьными программами истории, законов и знаний местных общин, в переходе от изустной культуре к письменной, а также в неспособности или нежелании многих представителей старшего поколения делиться своими знаниями, равно как и в повсеместной дискриминации, расизме и культурном безразличии общества в целом. Такое неуважение также привело к политике ассимиляции по отношению к этим общинам, которые зачастую рассматриваются как нецивилизованные и отсталые. В совокупности эти факторы оказывают колоссальное социальное давление на общины, вынуждая их соответствовать норме, насаждаемой извне. Ассимиляция вынуждает коренные и местные общины отказаться от своей культуры и культурных традиций в пользу тех, которые практикуются этническим большинством или правящими элитами.

62. Существует распространенное мнение, отказывающее местным знаниям в их праве на место в главенствующей идеологии и рассматривающее «объективную» западную науку как нечто первостепенное. Получившие западное образование ученые в большинстве своем отвергают местные знания, которые они не могут или не желают понимать, поскольку эти знания зачастую не вписываются в их формальные модели и ставят под сомнение истинность общепринятых теорий. Проекты, в которых делается попытка взять на вооружение традиционные знания, часто рассматриваются как антинаучные и неприемлемые. Такое отношение прочно укоренилось как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

63. В Тихоокеанском регионе, как и в других регионах, все большее признание получает тот факт, что традиционные ценности и практика укрепляют сплоченность и самобытность, и что в число выгод входит совместное использование ресурсов и помощи. Тем не менее культура часто имеет низкий приоритет для международных финансовых доноров, которые недооценивают ее центральную роль в развитии, а также экономическом и социальном благосостоянии. Кроме того, правительства не включают культуру в политику национального развития.

64. Наряду с утратой биоразнообразия и подрывом основ традиционных культур, в настоящее время мир переживает третий кризис, связанный с вымиранием: кризис разнообразия национальных языков. Сокращение лингвистического разнообразия способствует утрате традиционных знаний. Коренные и местные общины развивают системы знаний благодаря традиции изобретательства и развивают языки, посредством которых они передают свои знания. Народ, утративший свою языковую и культурную самобытность, может потерять существенный элемент социального процесса, который традиционно учит уважению к природе и пониманию природной среды и ее явлений. О масштабе этого кризиса свидетельствуют данные, полученные в Северной Америке. По существующим оценкам, во время первого контакта европейцев с североамериканскими аборигенами в Северной Америке насчитывалось свыше 300 языков. Почти треть из них к сегодняшнему дню прекратила свое существование, а многие другие находятся под угрозой исчезновения. Для почти двух третей из 216 коренных языков, выявленных в Северной Америке, количество носителей составляет не более 500 человек, что вероятнее всего окажется недостаточным для сохранения этих языков.

65. Непродуманная система туризма часто приводит к тому, что общины страдают от наплыва иностранных гостей. Туристы приносят с собой свою культуру, традиции и мировоззрение, которые подрывают местную культуру. Взаимодействия между членами общины и туристами нередко ведут к культурному разложению, поскольку многие члены общины, в особенности молодежь, имитируют и перенимают манеры своих гостей. Уязвимость также вынуждает коренные и местные общины продавать свои ценные и важные в культурном отношении предметы искусства за небольшую сумму, результатом чего является изъятие коренного искусства из общин. Более того, туризм часто помещает местные и коренные культуры в особое пространство, способствующее такому их изображению, которое диктует система взглядов и знаний, принятая в доминирующей культуре. Вследствие этого происходит отрыв традиционных культур от их эволюционно обусловленного временного измерения и процессов самовосстановления. Культуры помещают в прошлое, вместо того чтобы дать им возможность самостоятельно определять свое существование в соответствии с настоящим.

66. Местные и коренные общины часто оказываются на полпути между традиционным и современным обществом. В некоторых случаях людям бывает нелегко справиться с требованиями и обязанностями, предъявляемыми им традиционным обществом, и с запросами и ожиданиями развивающегося современного общества. Это создает проблему двойной лояльности. Многие люди испытывают затруднения, пытаясь по-прежнему осознавать свою принадлежность к сельской жизни и одновременно становиться членами современных общественных институтов. Одним из примеров такой ситуации является появление новых технологий и инструментов. Члены общин часто оказываются перед дилеммой: использовать ли новые технологии и потерять свои традиционные знания, либо использовать традиционные методы и не иметь возможности конкурировать в экономическом плане.