Смекни!
smekni.com

История создания краеведческого музея (стр. 12 из 14)

«Имея в своём составе 11 профессоров и до 30 специалистов по археологии, истории и этнографии, Обществомогло бы поставить работу Музея на должную высоту в интересах всего Поволжья».11

21 ноября 1921 года Губернский Отдел Народного Образования поручил заведование Самарским Губернским Музеем Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. Новое руководство разработало для Музея новые научные принципы и концепции, которые нашли отражение в «Положении о Самарском Губернском Центральном Музее».

Это «Положение …» фиксировало некоторые изменения в целях и задачах Музея по сравнению с предыдущими проектами. Однако новый проект остался на бумаге. Причина этого – дальнейшие преобразования Музея, связанные с выделением филиалов, которые в последующие годы превратились в отдельные музеи. Другая причина – начавшийся в 1921 году голод и вследствие этого затишье в Музее: штат работников был сокращён до пяти человек, в Музее действовало только три отдела.

Формирование коллекции в этот период было более активным, чем в предыдущий период. Большую роль в этом сыграла национализация домов и имений, проводившаяся большевиками, так как старинные предметы, имеющие музейную ценность, поступали в Самарский Музей. Архив истории музея содержит достаточное количество свидетельств о приобретаемых таким образом экспонатах. Это многочисленные справки о взятых для Музея предметах из квартир, магазинов, имений и т.д. В основном в этот период фонды Музея постоянно пополнялись старинной мебелью, старинными часами, фарфором, гобеленами. Кроме того, в Музей в эти годы поступили также нумизматические, этнографические, археологические коллекции. Из поступлений этого времени можно выделить «чувашские головные полотенца, … трёхзубовое копьё, боевые топорики, пистолеты, кинжалы восточной работы, а также русское почётное оружие XVIII в».12 Кроме того после Октябрьской революции 1917 года в Музей поступали громадные архивы губернского правления и канцелярии губернатора.

В этой связи следует упомянуть разрешение, выданное Губернским Отделом Народного Образования 11 декабря 1918 года за №2390: «В виду составленного в Губернском Отделе Народного Образования постановления заведующему Городским Музеем Ф.Т. Яковлеву предоставляется право конфискации витрин из магазинов бежавших владельцев».13

Помимо этого архив истории Музея содержит свидетельства о предметах, поступающих с фронта. Например из отдела снабжения штаба 4-й армии Восточного фронта в Самарский Городской Музей поступило: «три кремниевых ружья, представляющих историческую ценность».14 Таким же образом (то есть из действующей армии) в Самарский Городской Музей поступили «серебряные часы с цепью и брелками, взятые как трофей на Уфимском фронте в бою с казаками».15

Можно также отметить «благотворительные пожертвования» Хозяйственного Комитета Самарского Трубочного завода – некоторые виды продукции завода. Представители власти (и большевики, и Члены Учредительного собрания) лояльно относились к Самарскому Музею и не предпринимали никаких шагов к его закрытию, а, наоборот, откликались на просьбы Музея помочь в комплектовании его коллекций.

В частности, Управа Самарского Губернского Продовольственного Комитета передала в Музей «два дуэльных пистолета старинного образца за №№4549 и 12197 и два маленьких, в серебренной оправе, найденные после свержения большевистской власти в столах комиссаров Губпродкома»;16 Информационный Отдел Комитета Членов Всероссийского Учредительного Собрания передал в Самарский Городской Музей «канцелярские книги и дела … ликвидированных отделов советских учреждений».17

Таким образом, по сравнению с дореволюционным периодом, когда в год поступало около 100-130 предметов, музейная коллекция в первые месяцы после революции увеличилась значительно. Большинство исследователей этого вопроса называют следующие цифры: «После Октября за два с половиной месяца в Музей поступило около 6 тысяч ценных экспонатов – преимущественно из национализированных домов и имений».18 Это не только старинная мебель, фарфор, гобелен, картины из национализированных домов, но и предметы, имеющие непосредственную музейную ценность: различные этнографические, археологические, нумизматические коллекции, коллекции оружия и т. п.

В период «управления» Музеем т.н. «музейной тройкой» коллекция и фонды подвергались большим хищениям, всё оставшееся было приведено в беспорядок, имевшиеся описи и инвентарные книги были уничтожены. В «Протоколе опроса бывших сотрудников Губмузея …» и в «Акте осмотра Самарского Губернского Музея 15 марта 1921 года» были зафиксированы все возможные пропажи экспонатов Музея. В частности, Башкиров А.С., председатель Общества Истории, Археологии, Этнографии и Естествознания, который работал в Музее до сентября 1919 года в качестве эксперта, при беглом осмотре указал на пропажу из витрин золотых монет, некоторых видов оружия и «альбома Симакова (рисунки туркестанских мечетей с деталями орнамента)».[19]

Хованский С.А. и Яковлев Ф.Т. (заведующий Музеем до сентября 1919 года) представили целый список замеченных ими пропаж при беглом осмотре. К примеру, Хованский C.А. обратил внимание на отсутствие различных серебренных экспонатов: столовые приборы с фамильными пометками Бугурусланского дворянства, серебряные и платиновые монеты и порчу экспонатов из естественно-исторического отдела. Яковлев Ф.Т. подтвердил пропажи, на которые указал Хованский и Башкиров, а так же указал на пропажу китайского фарфора, большого количества сукна, покрывавшего лестницы в помещении Музея, а также многих икон, представляющих историческую ценность.[20]

15 марта 1921 года Музейной Коллегией и Ревизионной Комиссией был произведён более подробный анализ состояния Музея. В ходе подробнейшего осмотра были замечены новые пропажи: были обнаружены пустые витрины для монет и медалей; отсутствие многих картин; отсутствие ценных спиртовых и фармалиновых препаратов, необходимых для естественно-исторического отдела; отсутствие палеонтологических коллекций и коллекций по ботанике; в историко-археологическом отделе – отсутствие ценной серебренной иконы и т. п.[21]

Однако установить все без исключения пропажи музейных предметов без описей и инвентарных книг, которые также были утрачены, не удалось.

После того, как управление Музеем было передано Самарскому Обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания формирование коллекции приобретает научную основу. Как уже говорилось, это общество в 1921 году разработало «Положение о Самарском Губернском Центральном Музее».

По этому проекту Музей в Самаре определился как научное учреждение, «имеющее целью сосредотачивать в себе всё, что относится до археологии, искусства, художественной промышленности, истории, этнографии, естествознания вообще и Самарского края в частности. Сделать собранные коллекции доступными народным массам и сообщить им организованные знания в области перечисленных наук путём демонстрации с объяснениями, публичных лекций, бесед и выставок».[22]

По сравнению с проектом П.В. Алабина «изменилось первоначальное назначение музея как музея публичного».[23]

В проекте 1921 года определялось несколько направлений деятельности, но как и прежде основных было два: 1. Формирование коллекции

2. Экспонирование этой коллекции.

Так же, как и в проекте П.В. Алабина, в проекте 1921 года эти два вида деятельности Музея представляли из себя единое целое – экспозиция коллекции Музея.

Главным источником комплектования фондов стали археологические и историко-бытовые экспедиции, проводившиеся сотрудниками Музея – членами Общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. По сравнению с прежним, дореволюционным, периодом произошло сокращение отделов в два раза. В проекте предполагалось создание 8 отделов:

«1. Художественный (памятники искусств и художественной промышленности);

2. Археологический (памятники доисторической и исторической археологии);

3. Исторический (история Самарского края, революционного движения и прочее);

4. Этнографический;

5. Памятники древней письменности, старопечати и документы;

6. Древностей культов (церковно-археологических предметов);

7. Естественно-исторический;

8. Библиотечный».[24]

В «Положении …» также фиксировалась и система управления Музеем: «Самарский Губернский Музей находится в ведении Губполитпросвета Самарского Губернского Отдела Народного Образования и управляется Коллегией научных работников специалистов, заведующих отделами Музея и руководищих и формированием и деятельностью».[25]

Говорилось также о правах Коллегии и видах её деятельности; комплектование фондов, научное описание предметов, культурно просветительская деятельность.

Контроль возлагался на Общество Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания. Текущую работу должен был выполнить президиум, избиравшийся Коллегией: подготовка смет, годовых отчётов, редактирование бюллетеней, выполнение постановлений и поручений Коллегии.

Таким образом, благодаря проекту 1921 года, Музей приобретал научную основу комплектования фондов, культурно-просветительской деятельности. Принятие этого «Положения …» могло стать заключительным этапом в деятельном переходном периоде, но этот проект не был реализован.

Что касается культурно-просветительской деятельности, то следует отметить, что Музей был открыт не всегда, но «чтение лекций проводилось постоянно».[26]

Чаще всего Музей открывался по специальным заявкам, иногда был открыт целый день. Это продолжалось до конца сентября 1919 года. С сентября 1919 до марта 1921 года Музей не работал, и, естественно, был закрыт для посещений. В марте 1921 года Самарский Городской Музей начинает возрождаться, но и в этот период Музей был по существу закрыт для посещений.