Смекни!
smekni.com

История создания краеведческого музея (стр. 13 из 14)

Судить о содержании экспозиции в эти годы довольно трудно, т.к. она постоянно испытывала различные изменения. С начала революционных событий Музей находился под контролем самарских научных обществ. В течении 1,5 лет они проводили работы по реорганизации Музея с целью его открытия. Оно состоялось в мае 1919 года, и до сентября этого года Музей был открыт постоянно. Однако функционировала экспозиция всего по пяти отделам: войны, естественно-исторический, археологический, художественный, японо-китайская комната, хотя планировалось создать, как и прежде, 16 отделов.

Помимо экспозиции следует отметить также и активное участие в общественно-культурной жизни Самары. Архив истории Музея содержит отчёт Музея о проведении «Дня Советской Пропаганды» 17 августа 1919 года.[27]

С сентября 1919 года по март 1921 года музейная коллекция подверглась хищениям. Хотя с 1921 года Музей начал восстанавливаться, для посещений он был закрыт. Судя по «Положению о Самарском Губернском Центральном Музее» 1921 года, предполагалось развернуть экспозицию по 7 отделам (+8ой отдел – библиотека Музея). Однако этот проект остался на бумаге. Известно, что в эти годы действовало только три отдела: археологический, естественно-исторический и художественный.

«С целью развёртывания некоторых отделов руководство Музея принимает решение о выделении филиалов…

Вероятно, это произошло вследствие безуспешных попыток получить помещение для развёртывания коллекций».[28]

Таким образом, музейная экспозиция в годы революционных событий и гражданской войны постоянно преобразовывалась, неизменно в Музее действовало только три отдела: естественно-исторический, художественный, археологический, хотя они в этот период значительно пополнились.

В заключение можно сказать, что длительный переходный период с 1917 по 1922 год имел большое значение. Несмотря на то, что с ноября 1919 года по январь 1921 года Музей подвергся хищениям, в целом этот период (1917 –1922 годы) Музей значительно пополнил свою коллекцию по различным отделам, в основном благодаря национализации. В итоге помещение, которое занимал Музей стало настолько тесным, что было невозможно развернуть экспозицию по всем отделам, хотя их количество по сравнению с дореволюционным периодом по меньшей мере сократилось в два раза. Вполне вероятно, что теснота помещений послужила причиной для создания филиалов в 1922-24 годах. «По договорённости с тем или другим учреждением выделялся однородный материал и передавался во временное пользование».[29] Таким образом были организованы военный музей при ПриВО, историко-революционный при истпарте.

Самарский Губернский Музей имел в этот период несколько отделов, которые характеризовали как краеведческий музей. Поэтому основным итогом длительного переходного периода можно считать преобразование Самарского Публичного Музея в краеведческий.

Заключение

Самарский краеведческий музей - одно из ярких явлений в культурной жизни Самары в конце XIX начале XX века. Возникнув в типичном провинциальном купеческом городе в результате бурного экономического и культурного развития Самарского края, Самарский Городской Публичный Музей стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. В этом смысле Самарский Городской Публичный Музей полностью отвечал тем принципам, которые лежат в основе любого культурно-просветительского учреждения, в частности, музея: донести до человека наглядную картину эпохи, реальную историю.

В соответствии с этими принципами П.В. Алабиным были разработаны цели и задачи Самарского Городского Публичного Музея, которые заключались:

1) в ознакомлении с Самарским краем (в различных отношениях).

2) В развитии эстетического вкуса в посетителях.

В то же время проект П.В. Алабина отражал и другое назначение Музея – как хранилища научных и эстетических образцов человеческой деятельности, а также технического опыта. Донести до человека истинную картину эпохи, реальную историю Музей в состоянии только сохраняя без изменений различные образцы материальной и духовной культуры. Стремление как можно правдивее воссоздать историю, сохранить дух эпохи определяет основное направление деятельности музея в период его становления – собирания и формирования коллекции. Именно формирование коллекции стало основным видом деятельности Самарского Городского Публичного Музея.

Однако, по существу, собираемая коллекция является лишь средством для культурно-просветительской деятельности любого музея, в том числе и для Самарского Городского Публичного Музея.

Особенность самарского музея заключается в том, что он должен был быть не только средством распространения науки и культуры в народные массы, но также средством изучения Самарского края в различных отношениях. Можно сказать, что и эти задачи Самарский Городской Публичный Музей выполнил с успехом. Собирая коллекцию по различным направлениям, которые определялись структурой отделов, самарский Музей способствовал изучению истории, археологии, минералогии, геологии, этнографии, животного и растительного мира Самарского края. Если учитывать уровень тогдашних знаний о Самарском крае, то можно с уверенностью утверждать, что Самарский Городской Публичный Музей способствовал не только расширению и углублению этих знаний, но и, вообще, развитию самарского краеведения.

Эти виды деятельности Самарского Городского Публичного Музея продолжались и после революционных событий 1917 года. Некоторые события нашей истории, связанные с революцией, сыграли положительную роль в жизни самарского музея. В то время, как культурно-просветительская деятельность насколько затихает в эти годы, фонды Музея пополняются всё более интенсивнее, что связано с национализацией. За считанные месяцы музейная коллекция возросла в несколько раз.

Кроме того, именно в этот период появляется как таковой историко-краеведческий музей. Из единого Самарского Городского Публичного Музея было выделено несколько филиалов, оставшиеся отделы характеризовали Музей как историко-краеведческий.

Список использованных источников

I.1. Неопубликованные источники

Текущий архив Самарского Областного Историко-Краеведческого Музея имени П.В. Алабина, Д 295, Д520.

I.2. Опубликованные источники

1. Отчёт Александровской Публичной библиотеки и Зала императора Александра Второго за 1884 год, С, 1884 г.

2. Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Самарского Публичного музея за 1885 год, с, 1886г.

3. Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Самарского Публичного музея за 1887 год, с, 1888г.

4. Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Самарского Публичного музея за 1889 год, с, 1890г.

5. Отчёт Александровской Публичной библиотеки, Зала императора Александра Второго и Самарского Публичного музея за 1894 год, с, 1895г.

6. Самарский Городской Публичный Музей: отчёты за 1902-1903 годы, С, 1904 г.

7. Самарский Городской Публичный Музей: отчёты за 1904-1909 годы, С, 1911 г.

8. Самарский Городской Публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций, С, 1901 г.

9. Фёдоров Н.М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее, С, 1898 г.

Список использованной литературы

1. Алабин П.В. Двадцатилетие Самары как губернского города, С, 1877 г.

2. Он же, Зал императора Александра Второго в Самаре, С, 1889 г.

3. Он же, Трёхвековая годовщина города Самары, С, 1887 г.

4. Бажанов Е.А., Вольный город пионеров Дикого поля, С, 1995 г.

5. Беляева Е.Ю. Самарская бытокультура II половины XIX – начала XX веков, С, 1996 г.

6. Она же, Художественный музей // Самарская область, С, 1996 г.

7. Беркутов Н.М. Музей средневолжской области, С, 1929 г.

8. Главный хранитель нашей истории // Самарские губернские ведомости, 1998 г., апрель.

9. Едидовтч Л. Максим Горький и самарская культура // Самарские губернские ведомости, 1987 г., июль, 1998 г., апрель.

10. Завальный А.Н. Библиотеки Самарской области // Самарская область, С, 1996 г.

11. Здесь живёт история // Самарские известия, 1997 г., 27 января.

12. Из хроники, подготовленной Крайновой Т.В. и Лазаревой И.Н. //Самарские губернские ведомости, 1996 г., сентябрь – ноябрь.

13. История Куйбышевской области (1917 – 1980 годы), Саратов, 1981 г.

14. Кабытов П.С. Легендарный самарец Пётр Владимирович Алабин, С,1990г.

15. Камедина А Его доброе имя // Волжская заря, 1991 г., 23 апреля.

16. Ключникова Р. Алабин весь ещё не изучен // Волжская заря, 1995 г., 7 февраля.

17. Конякина Т. Обращённый в будущее // Волжская заря, 1985 г., 18 мая.

18. Крайнова Т.В. Головник К.П.: жизнь и деятельность // Головкин К.П.: к 120-летию со дня рождения, С, 1992 г.

19. Крайнова Т.В. Любимое детище Алабина //Вложская коммуна, 1984 г., 9 сентября.

20. Крайнова Т.В. Областной краеведческий музей имени П.В. Алабина //Самарская область, С, 1996 г.

21. Крайнова Т.А. Самарское археологическое общество (1916 – 1919 годы) //Краеведчесвкие записки, выпуск 7, С, 1995 г.

22. Крайнова Т.В. Самарское общество археологии, истории, этнографии и естествознания при Самарском государственном университете (1919 – 1929 годы) // Краеведческие записки, выпуск 7, С, 1996 г.

23. Лазарева И.Н. Самарский Публичный Музей: шаги истории //Краеведческие записки, выпуск 8, С, 1996 г.

24. Печенегов А. Путешествие в историю // Волжский комсомолец, 1971 г., 17 июля.

25. Путеводитель по Куйбышевскому областному музею краеведения С, 1978г.

26. Самарская летопись Т II, С, 1993 г.

27. Средневолжский государственный краевой музей. Краткий путеводитель С, 1930 г.