Смекни!
smekni.com

История создания краеведческого музея (стр. 6 из 14)

Похожую ситуацию отражали почти все отчёты. Так, например, в 1889 году было куплено несколько витрин, ящики для коллекций яиц птиц Самарского края, банки для сельскохозяйственных образцов, и только незначительная часть средств пошла на приобретение экспонентов: коллекция раковин, морских животных, минералов, 144 вида яиц птиц Самарского края, образцы кустарного промысла. Приобретение этих экспонентов для музея были важны. Но всё же большую часть составили предметы, подаренные музею частными лицами (за 1889 год – 25 наименований).9

В 1894 году соотношение купленных и подаренных частными лицами различных предметов было приблизительно таким же (соответственно 8 и 21 наименований).10

Следует отметить, что пожертвования были разными – зависели, естественно, от лиц которые их делали. В одних случаях музей в качестве пожертвований получал очень ценные экспонаты, предметы и коллекции. Уже упоминались преподаватель Самарского реального училища П.А. Ососков, который неоднократно преподносил в дар музею различные ценные предметы (например, коллекция слепков вымерших третичных животных – в августе 1892 года, а также уникальная находка – небольшая медная фигурка бурхана или идола), и П.В. Алабин, который будучи в течении 16 лет заведующим Музея передал в качестве дара множество ценных предметов, экспонатов и коллекций. Среди подобных пожертвований можно отметить передачу в Музей альбом фотоснимков солнечного затмения в 1887 году в Самаре фотохудожника Васильева. Таких поступлений в Музей было достаточно много.

Но большая часть поступлений носила «кунсткамерный характер: монеты, рога, морские звезды, экзотические птицы и звери». «Сохранившиеся отчеты музея содержат целые страницы с фамилиями жертвователей».11 Предметы, которые они приносили в полной степени характеризовали их взгляды на музей. В большинстве случаев люди приносили в музей художественные открытки, репродукции, предметы собственного творчества – рисунки, вышивки и т.п.

Очень часто люди приносили в дар музею самые различные фотоснимки. Это было связано с тем, что сама администрация Самарского Городского Публичного Музея обращалась с призывом «придти со своими трудами на помощь Музею в выполнении его задачи. Для Музея было бы весьма важно иметь фотографии отдельных местностей губернии: виды возвышенностей, курганов, долины рек, лесов и другие виды».12

Все абсолютно пожертвования музеем принимались, и к 1898 году их накопилось достаточно много. Но в течение 16 лет существования в Самаре Музея, для него не нашлось подходящего помещения. В одном из отчетов говорилось, что «открыть музей для посещений публики невозможно…. за неимением соответствующего помещения». Уже отмечалось, что с 1880 года Самарский Городской Публичный Музей занимал несколько комнат в доме купца Христензена. Все приобретённые и подаренные музею коллекции, экспонаты собирались в этих комнатах, теснота которых не позволяла развернуть выставку, хотя все собранные предметы были «строго систематизированы и каждый снабжен подробным объяснительным ярлыком».13

Естественно, что переезд Музея в новое помещение, более ему соответствующее, внес в жизнь музея большие изменения. «С переводом библиотеки и Музея из частной квартиры в городской дом…. на долю администрации Музея выпал кропотливый труд разборки и распределения его коллекции, обстановки Музея приличной мебелью и рассылки к разным людям и учреждениям приглашений о присылке в Музей пожертвований».14 Все эти работы растянулись более, чем на год и, естественно, задержали открытие Музея для посещений.

В 1898 году новый заведующий Музеем Н.М. Федоров издал подробный каталог Музея, который содержал списки всех предметов и коллекций, хранящихся в Музее, распределенных не просто по отделам, а по комнатам и даже витринам, в которых они располагались.

Этот каталог подвел итоги формирования коллекции за 1880 – 1896 годы и фактически существования Музея в этот период.

Для этого периода было характерно то, что по сути единственным видом деятельности Музея, был сбор экспонатов и укомплектование их в отделы. Но, надо подчеркнуть, что формирование коллекции уже с самых первых экспонатов происходило на систематической основе, отраженной в проектах Музея 1880 года и 1886 года. Другой характерной чертой является то, что практически весь период формирование коллекции проводилось за счет пожертвований (особенно с 1880 по 1887 год – только на благотворительных началах).

Переехав в новое помещение в 1896 году, разобрав свои фонды и оставив обширный, подробнейший каталог Самарский Городской Публичный Музей к 1898 году был готов к открытию для посещений.

Однако на этом формирование коллекции вовсе не закончилось.

Продолжалось ассигнование Музея Самарской Городской Думой, и продолжались благотворительные поступления. Администрация Музея продолжала выпуск в виде небольших брошюр отчетов о жизни и деятельности Музея. Но наряду с привычными рубриками по хозяйственной части, списком приобретенных и подаренных предметов, коллекций и книг появились подробные списки посетителей Музея. Привычные старые рубрики (списки приобретенных и подаренных предметов) претерпели некоторые изменения: появились отдельные списки пожертвований, сделанных учреждениями и пожертвований, сделанных частными лицами; а также – отдельные списки покупок для различных отделов Музея; а также – отдельный список книг, приобретенных Музеем.

Все отчёты с 1902 по 1909 год дают наглядное представление о том, как происходило формирование коллекции Музея и комплектование его фондов. Конечно, более наглядное представление дают списки приобретений, сделанных за такой-то год, по такому то отделу. Такая форма позволяет сделать вывод, что прежде всего интересовало Музей и что было необходимо для пополнения коллекции. В частности, в отчетах 1902-1906 годов и 1908 и 1909 годов отражены приобретения всевозможных чучел птиц и зверей, обитающих в Самарском крае. То есть в Музее целенаправленно создавалась орнитологическая коллекция отдела зоологии. То же самое можно сказать и по отделу археологии, и по художественному отделу. (Музеем постоянно приобретались картины).

Что касается отделов Музея, то следует заметить, что к 1898 году и в последующий период Музей насчитывал не 16, а 12 отделов:

1.Архиологическо – исторический

2.Нумизматический

3.Минералогический

4.Геологический

5.Палеонтологический

6.Зоологический

7.Ботанический

8.Технический

9.Сельскохозяйственный

10.Кустарный

11.Этнографический

12.Художественный

По сравнению с проектом 1886 года были объединены в один отдел исторический и археологический отделы, были упразднены географический, энтомологический, ихтиологический и антропологический отделы.

Судя по отчетам 1902 – 1909 годов активнее всего пополнялись, кроме уже упоминавшихся зоологического, археологического и художественного, также минералогический, палеонтологический и особенно нумизматический отделы. Пополнение нумизматического отдела связано с тем, что среди пожертвований частных лиц большое место занимали различные монеты, современные и старинные, и медали.

Что касается художественного отдела, то огромную роль в его пополнении сыграл К.П. Головкин. «В начале 1897 года Головкин, являясь, организатором VI периодической выставки самарских художников, обратился в городскую управу с предложением создать при Музее художественный отдел, в который художники, жертвуя часть своих лучших произведений в дар Музею, а затем берут на себя труд по мере сил пополнять его».

25 апреля 1897 года в обращении в Комитет по устройству Самарского Городского Музея К.П. Головкин добавил: «Дальнейшую работу по формированию симпатичного для меня художественного отделения…. я желал бы принять на себя как инициатор, где я и постарался бы сделать всё возможное в этом направлении». В этот же день Головкин К.П. передал Комитету несколько картин, в том числе свои работы «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори.», «Серый день в лучах», а также произведения Н.П. Осипова, И.Ф. Никонова, Н.А. Храмцова и др. Одновременно по инициативе К.П. Головкина во все концы страны было разослано около 300 писем – обращений к художникам России. В 1899 году текст обращения был опубликован в седьмом номере журнала «Искусство и художественная промышленность» и, таким образом, получило широкое распространение.

В дар Самарскому Городскому Публичному Музею поступили произведения М.В. Нестерова, В.Н. Биктеева, К.Ф. Юона и многих других известных русских мастеров, а также новые произведения от местных живописцев.

В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г. Петрова, Б.М. Кустодиева, А.Е. Егорова и других художников. «К 1911 году художественная коллекция Музея насчитывала приблизительно 117 произведений искусства: рисунки, картины, скульптура».15

Таким образом, при активном содействии К.П. Головкина Самарскому Городскому Публичному Музею удалось создать богатую художественную коллекцию.

Следует особо отметить и то, что в эти годы принцип систематического комплектования фондов музея был дополнен тематическим принципом. В первые годы ХХ века это выразилось в том, что ежегодно, начиная с 1904 года музейная администрация целенаправленно приобретала различные предметы, относящиеся к Русско–Японской войне. В этом же году был создан так называемый Русско–Японский отдел, куда собирались все предметы с тематикой Русско–Японской войны: различные картины, календари, плакаты, открытки, газеты, карты (географические, военные и другие); лубочные картины. Особенно было много книг (к примеру, в отчёте за 1904 год – наименований различных изданий на четыре листа), которые собирались в библиотеку Самарского Публичного Музея.