Смекни!
smekni.com

История создания краеведческого музея (стр. 8 из 14)

При этом в каждом годовом отчете указывалась конкретная цифра – сколько учеников из каждой школы, училища и гимназии посетили Музей в данный год.

Поэтому можно сказать, что Самарский Городской Публичный Музей отличался достаточно приличной посещаемостью. Довольно значительную долю составили посещения учащихся – около трети всех посетителей. В данном случае Музей выполнил свою прямую функцию – культурно-просветительскую.

Из всех перечисленных ранее видов культурно-просветительской деятельности первое место принадлежит экспозиции, иными словами, - постоянно действующей выставке всех имеющихся в музейной коллекции предметов. О ней можно судить по самим отчетам о посещении Музея.

Что касается содержания этой экспозиции, то она представила из себя всё то, что собрано в музее за данный период. Наиболее наглядное представление о содержании экспозиции ко времени открытия Музея для посещений дает «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее», составленный Н.М. Федоровым и изданный в 1898 г. Это ни что иное, как каталог экспонатов и коллекций Музея. Все перечисляемые в этом «Указателе...» предметы распределялись не просто по отделам, а ещё и по комнатам и витринам. Так как Музей имел только две комнаты, то в каждой размещалось по несколько отделов. То есть пролистав «Указатель...» можно было получить представление и об экспозиции Музея.

Экспозиция, которая предполагала осмотр и ознакомление со всеми экспонатами и коллекциями Музея, имела свою положительную сторону. Сам по себе осмотр всего, что есть в Музее давал достаточно полное представление о Самарском крае, его животном и растительном мире, геологии, минералогии, этнографии, археологии, истории.

В частности самым богатым в Самарском Публичном Музее был минералогический отдел, перечисление экспонатов которого в «Указателе...» Н.М.Федорова заняло 18 страниц. Разнообразным был также археологическо-исторический отдел, обладающий многими ценными предметами, экспонаты этого отдела (мечи, копья, наконечники стрел, металлическое зеркало, кресты, образа, фигурки идолов и т.п.) располагались в трех витринах. Богатым был также сельскохозяйственный отдел, который содержал в основном образцы семян различных растений и располагался в двух витринах. Большой интерес представили также и художественный отдел Музея, где были собраны произведения искусства не только самарских художников, но и известных русских мастеров.

С 1904 года в Самарском Публичном Музее начал формироваться новый отдел: было начато комплектование коллекции по теме «Русско-Японская война». Это означало, что все предметы так или иначе связанные с тематикой Русско-Японской войны, распределялись не по соответствующим отделам, а собирались в т.н. Русско-Японский отдел.

Точно также в Музее в 1914 г. начал формироваться отдел «Россия в Первой Мировой войне». Таким образом, можно сказать, что Музей не имея возможности для проведения тематических выставок шёл по пути создания дополнительных тематических отделов, которые по замыслу не должны были расформировываться, а должны были существовать наравне с уже действующими отделами.

То есть, в дореволюционный период комплектование фондов и экспонирование музейной коллекции было единым целым. Иными словами – демонстрация всей собранной Музеем коллекции. При этом посетители на экспозиции могли наглядно знакомиться со всеми предметами, которыми на данный момент обладал Музей.

Доподлинно известно также и о еще одном виде культурно-просветительской деятельности – «печатанье и распространение дешевых брошюр о предметах Музея и вообще по естественной истории края».

Пожалуй, такой литературой можно назвать ежегодные отчеты, публикуемые администрацией Самарского Городского Публичного Музея. Они действительно содержали информацию о предметах Музея, но лишь о тех, которые поступили в отчетном году. В этой связи следует особо выделить отчеты за 1902 – 1903 годов, которые были изданы одной брошюрой. Помимо подробных списков подаренных и приобретенных предметов здесь содержится небольшое введение, где отмечены самой администрацией особо ценные для Музея приобретения, сделанные в 1902 – 1903 годах.

В частности, по отделу археологии и истории «Музею удалось приобрести довольно редкую рукописную книгу под заглавием «История скифская», сочинения Андрея Лызлова», в конце отчёта «прилагались.... в виде особой библиографической заметки» сведения об авторе и о судьбе книги.

В том же отделе «особо выделялась записка И.С. Тургенева на имя неизвестного лица», в отчете была дана тачная копия этой записки.

Кроме того, отмечались приобретения для зоологического отдела – это чучела птиц «местно живущих, или бывающих здесь временно».

Были отмечены также ценные пополнения в виде гербария, список которого был дан в приложении. Особо отмечалось, что «при той скудости ботанических сведений о Самаре и Самарской губернии, какая наблюдается в специальной литературе. Список этот имел известное значение».

Таким образом, отчеты 1902 – 1903 годов помимо перечисления приобретенных предметов содержали познавательную информацию, особенно та часть введения, где кратко описывалось географическое положение Самарского края как перекрестка дорог для перелетных птиц».22

Среди подобной литературы можно выделить также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее Н.М. Федорова – помимо перечня музейных предметов, он содержал также небольшой рассказ по истории создания музея в Самаре.

Наибольшее познавательное значение имела небольшая брошюра, которая была выпущена музейной администрацией в 1901 году и носила название «Самарский Городской публичный Музей. Краткие указания для собирания различных коллекций». Это было обращение администрации Музея с просьбой помочь в пополнении собираемой коллекции. Само оно заняло не более полутора страниц. Наибольший интерес представляют указания по собиранию тех или иных коллекций для каждого отдела Музея, при этом по каждому отделу в брошюре содержалась задача данного отдела и подробнейшие указания на что прежде всего следует обратить внимание, каким образом собирать предметы и коллекции, что требуется для Музея прежде всего. В частности в разделе «Указания по ботанике» содержались подробнейшие инструкции по сбору и сохранению образцов различных растений, а также по формированию гербариев, в книге они заняли около пяти страниц.

В разделе «Указания по зоологии» имелись инструкции и способы «собирания и переноски в Музей найденных остатков древних животных» (шкурки, отдельные части скелета и т.п.).

Кроме того, в конце каждого раздела рекомендовалась литература, которая освещала вопросы, связанные с собиранием тех или иных коллекций. К примеру, список литературы, посвященной собиранию коллекций по ботанике, насчитывал 14 изданий.23

Что касается другого вида культурно-просветительской деятельности – «публичных чтений по предметам, соответствующим задачам музея», - то таковыми можно назвать устные объяснения «которые могли бы быть даваемы специалистами по различным предметам при обозрении Музея группами посетителей, преимущественно учащимися в учебных заведениях».24

Это ни что иное, как экскурсии. Давать такие объяснения посетителям Музея, т.е. проводить экскурсии, выразили готовность П.Н. Быстрицкий, М.М. Михайлов, С.С. Неструев, Л.И. Прасолов, М.Т. Сириусов. Все они неоднократно «являлись руководителями при посещении Музея учащимися в учебных заведениях города Самары (например, ученицам Первой Женской Гимназии и Самарской учительской школы, ученикам Самарского сельскохозяйственного училища) так и случайно составившимся группам посетителей».25

Очевидно, что для полноты представлений об истории, о природе Самарского края эти экскурсии были необходимы. Но что касается последующего периода, то о проведении подобных экскурсий в отчетах за 1904 – 1909 годы сведений нет. Можно предположить, что подобные пояснения по экспозиции Музея стали постоянным явлением, так как сама экспозиция была невелика (она занимала только две комнаты), а сами экскурсии мог проводить и заведующий Музеем.

В «Проекте нормального устава губернских, земских естественноисторических музеев» говорилось также и о практической деятельности музея: помощь в решении вопросов, связанных с сельским хозяйством, промышленностью и народным образованием. С уверенностью можно судить только о планах подобной деятельности, и только в области народного образования.

Эти планы были намечены в 1902 –1903 годах, о чем говорилось в соответствующих отчетах. Они заключались в создании «подвижных коллекций по предметам школьного обучения, которые находились бы в Музее и отсюда могли бы выдаваться по школам в качестве наглядных пособий во временное пользование». В Музее даже появлялись такие коллекции, приспособленные для показывания в классе. Например, в качестве пожертвования в Музее появилась коллекция минералов, которая уже в 1902 – 1903 годах «служила свою службу в некоторых учебных заведениях города Самары»26 Вероятно такая практическая помощь Музея стала постоянной, хотя сведений об этом в отчетах с 1904 года нет.

Из практической деятельности Музея можно отметить также его помощь всем, обучающимся рисованию: «администрация Музея нашла возможным всем желающим работать в художественном отделе Музея в часы, отведенные для обозрения Музея публикой, и при условии, чтобы картины и слепки не переставлялись с места на место».27