Смекни!
smekni.com

Мир и Россия: Основные тенденции истории (стр. 17 из 45)

Положительные результаты приносила ориентация Москвы на расширение внешней торговли. Из века в век с переменным успехом развивалась торговля с Англией, Голландией, Швецией, Польшей, Персией, Бухарой. Из России вывозились изделия русских промы­слов, меха, деготь, смола, лес, пенька, кожи, щетина, холст, сало, мя­со, икра, хлеб, а ввозились вина, пряности, тонкие сукна, бумага, ап­текарские товары, оружие, фарфор, драгоценности.

Становлению и развитию единого Русского государства была подчинена и культура. Ей приходилось преодолевать тяжелые по­следствия ордынского ига, затормозившего естественный ход русской культуры и оторвавшего ее от европейских стран. Одновремен­но с созданием Московского государства складывался общерусский архитектурный стиль. Его эталонами стали Московский кремль и По­кровский собор на Красной площади. Период расцвета переживала иконопись., ' общепризнанными корифеями которой являются А. Рублев., Ф. Грек, Дионисий. К XVI в. относится начало книгопеча­тания в России, заложившее основы нового этапа в развитии нацио­нальной культуры.

Перевод книгопечатания с дорогого пергамента на более дос­тупную бумагу способствовал росту грамотности населения в сле­дующем, XVII веке, когда печатались буквари, азбуки, грамматики и другие учебники. Невиданным для тогдашней Европы тиражом было издано "Соборное Уложение". Шло накопление естественно-научных знаний, выпускались по­собия по математике, химии, медицине, астрономии, географии, сель­скому хозяйству. Усилился интерес к истории: появились многочис­ленные повести, материал которых служил извлечению уроков из ис­торического прошлого. В 1667 г. был издан первый печатный исто­рический труд - "Синопсис" ("Обозрение"), в котором излагалась ис­тория Руси с древнейших времен. Новым явлением в литературе ста­ло стихосложение. Усилились процессы оформления общего велико­русского языка и стирания в нём диалектных различий.

Отличительной чертой русской культуры второй половины XVII в. явилось противоборство светского и религиозного начал. Ес­ли раньше искусство развивалось преимущественно в церковных рамках, то теперь оно постепенно подвергалось "обмирщению". К концу XVII в. завершился период истории древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, зарождались элементы культуры нового времени. Царский двор уже при Алексее Михайло­виче все более становился центром, вокруг которого собирались про­светители страны. Среди них - Афанасий Ордын-Нащокин, Артамон Матвеев, Василий Голицын, Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич. О противоречивости этого времени Ключевский писал так: "Царь ... од­ной ногой еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нереши­тельном переходном положении".

Наследник Алексея Михайловича - Федор - придерживался польско-киевского направления культуры, собрал богатую библиоте­ку, поддерживал распространение просвещения в придворном обще­стве. Об уровне просвещения свидетельствуют прежде всего общеобразовательного процесса.

Образовательные учебные заведения, которые встраивались в монасты­рях. Событием стало открытие в 1687 г. первого высшего учебного заведения для людей "всякого чина, сана и возраста" - Славяно-греко-латинской академии. К коту XVII в. в России сложились политические, экономичес­кие, социальные и культурные предпосылки и четко обозначи­лась необходимость коренных преобразований, связанных с именем Петра I.

5.ВЕК ПРОСВЯЩЕНИЯ В ЕВРОПЕ И РОССИИ.

Общей закономерностью мирового развития в восемнадцатом столетии является тесное переплетение характерных черт "старого" и "нового" мира, средневековья и последствий английской революции XVII в., показавшей другим странам путь к обновлению. В Европе по-прежнему господствовало общество средневекового типа. Харак­терным было преобладание крестьянского населения, социальное не­равенство, наличие высоких, подчас разорительных для экономики, налогов. Сельское хозяйство оставалось основой экономики. Средст­ва сообщения были развиты плохо. Источников объективной инфор­мации не хватало, отсюда господство в общественном мнений слухов и домыслов. Наконец, неотъемлемым свойством "старого порядка" было господство на континенте абсолютных монархий (за исключе­нием Англии, Голландии и нескольких малых государств), претер­певших некоторую эволюцию, но не утративших тех качеств, кото­рые определяли их сущность.

С другой стороны, в недрах "старого порядка" шли процессы, свидетельствовавшие о переменах и настоятельно требовавшие их. Быстрый рост населения предъявлял высокие требования к аграрному производству, удовлетворявшиеся, в том числе, за счет агротехни­ческих новшеств. Довольно быстрыми темпами развивалась город­ская промышленность. Росли объемы внутренней торговли, но не­сравненно большее значение имело развитие европейского и мирово­го рынков: Важнейшим фактором европейского промышленного и торгового развития была в этот период политика меркантилизма, проводившаяся практически всеми правительствами Европы и харак­теризовавшаяся высокими таможенными тарифами, жесткими прави­лами импорта и экспорта изделий, защитой интересов собственных купцов и поддержкой мануфактуристов.

Начался новый этап в истории европейской колонизации: Испа­ния, Португалия, Голландия отходят в тень, далеко вперед а освоении внеевропейского мира вырвались Англия и Франция. Начиная-с 1757 г., Ост-Индская английская кампания в течение приблизительно 100 лет захватила почти весь Индостан. Кроме того, Англия имела боль­шие колонии в Северной Америке, осваивала Австралию, посылая туда в основном осужденных на каторжные работы преступников.

В то же время колониальная экспансия европейских держав вы­нудила ряд стран Восточной Азии (Китай, Корею, Японию) взять по­литический курс на недопущение иностранцев и строгую изоляцию от внешнего мира. Стремление правителей этих стран отгородиться .от внешнего мира усиливало их экономическое отставание, консер­вировало отживавшие политические институты и формы идеологии.

Экономический рост, колониальная экспансия и политика мер­кантилизма вели к социальному возвышению торговой, промышлен­ной и финансовой буржуазии, ядра так называемого среднего класса. Лишенная привилегий дворянства и духовенства, буржуазия все бо­лезненнее воспринимала явное несоответствие между своим прини­женным социальным статусом и реальным общественным значением. Однако практически в каждой европейской стране восемнадцатого века дворянская аристократия продолжала доминировать во всех сферах жизни. Местные и провинциальные органы управления почти целиком состояли из дворян, им же принадлежали все заметные "госу­дарственные и церковные должности. Дворяне были освобождены от налогов, имели многочисленные феодальные права и привилегии.

Положение крестьянства также мало изменилось. По-прежнему большинство крестьян в Западной Европе (за исключением может быть Голландии и Норвегии, где они были свободными держателями земли) получали землю на правах феодальной ренты, платили много­численные подати и выполняли не менее многочисленные повинно­сти. В Восточной Европе сохранялось крепостное право с известны­ми последствиями. В то же время в Англии, в результате продолжав­шегося обезземеливания, крестьянство уже почти исчезло. Социаль­ные явления характеризовались также ускорением формирования пролетариата, но его роль в обществе была незначительной.

Рассмотренные выше основные политические и социально-экономические процессы, происходившие в мире в восемнадцатом столетии, находили свое отражение и в отдельных странах. В сопер­ничестве европейских государств прочное лидерство захватила Анг­лия. Своими победами Англия была обязана не только революции политической, не только активным развитием собственной промыш­ленности, но и революцией в технической мысли. Как никакая дру­гая европейская страна, Англия была богата техническими изобрете­ниями и -людьми, которые умели их использовать. В 1760-е годы она первой вступила в эпоху промышленного переворота и сразу же со­вершила мощный рывок вперед, оставив далеко позади другие госу­дарства. В 1771 г. предприниматель Аркрайт построил первую фаб­рику, на которой использовалась прядильная машина, приводившаяся в действие водяным колесом, а через 20 лет в Англии было уже 150 фабрик. В 1784 г. Дж. Уатт изобрел паровую машину. Началась но­вая, промышленная фаза развития капитализма.

Победоносное шествие капитализма, естественно, имело свои издержки. Крестьянство лишалось земли и разорялось. Рабочий день на фабриках длился 14-16 часов. Безжалостно использовались деше­вые детский и женский труд. Неудивительно, что рабочие ломали ма­шины, видя в них источник своих бед.

Однако остановить развернувшиеся процессы было невозмож­но, и страны, в которых они шли медленнее, неизбежно оттеснялись более сильными противниками. Так произошло с Голландией, первой европейской страной, в которой капитализм одержал победу над ста­рым строем, родиной самой ранней буржуазной революции. Но её процветание, основанное преимущественно на торгово-денежном ка­питале, оказалось непрочным. Промышленность развивалась слабо; не преуспела Голландия и в области технических изобретений. В ре­зультате, во второй половине XVIII в. Голландия, в недавнем про­шлом образцовая капиталистическая страна, уступила место Англии, и не только по уровню развития промышленности. Англия, ставшая сильной морской державой, превратилась в серьезного соперника Нидерландов на море.