Смекни!
smekni.com

Экзаменационные билеты (стр. 14 из 66)

В октябре 1653 года Земский Собор принял решение - присоединить Украину к России и объявить войну Польше. К Хмельницкому было направленно посольство во главе с Бутурлиным. 8 января 1654 года в Переяславле всенародное собрание - "Переяславская рада" - высказалась за воссоединение с Россией. Царское правительство признало выборность украинского гетмана, сохранило весь административно-военный аппарат и действие суда на основании местных законов и обычаев. Москва осуществляла контроль за сбором налогов. Были утверждены права и привилегии шляхты. Так завершилась борьба украинского народа за воссоединение Украины и Россией.

Вхождение Украины в состав России повлекло за собой войну между Речью Посполитой и Россией (1654-1667 годы), которая приобрела общеевропейское значение, поскольку в неё оказались втянутыми Швеция (она воевала и с Польшей, и с Россией), Турция и зависимые от неё государства - Молдавское княжество и Крымское ханство. Это была затяжная война, в конечном счёте измотавшая силы обеих сторон. В 1667 году между Россией и Польшей было заключено Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет, по которому к России перешли Смоленск и Левобережная Украина, а также - Киев на два года. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши. В 1686 году Россия и Польша заключили "вечный мир", подтвердивший условия Андрусовского перемирия и оставивший Киев за Россией.

Воссоединение Украины с Россией экономически и политически усилило Российское государство, предотвратив опасность поглощения Украины Польшей или Турцией.

Культура России в XVII веке.

На протяжении XVII века в России шёл процесс обмирщения культуры - освобождения её от церковного влияния. Литература начала века отмечена повышенной публицистичностью, связанной с бурными событиями крестьянских волнений и польской интервенции. Наиболее известные произведения: "Сказание" Авраамия Палицина, "Временник" дьяка Ивана Тимофеева, "Словеса" князя Ивана Андреевича Хворостинина, "Повесть" князя Ивана Михайловича Катярева-Ростовского. Официальная версия событий Смуты содержится в "Новом летописце" 1630 года, написанном по заказу патриарха Филарета. Основная цель этого произведения - укрепить положение новой династии Романовых.

Основными жанрами литературы по прежнему остаются сказания, летописи, "жития", поучения. Однако, и в старых формах начинает проступать новое содержание. Показательно в этом отношении "Житие" протопопа Аввакума. Фанатически проповедуя старую веру, он тем не менее выступает как писатель и как личность. Аввакум описывает собственную жизнь и прославляет собственную личность, а это было бы сочтено грехом в предшествующее время.

Развивается и чисто народная литература - "Повесть о Горе-Злочастии", "Повести о Савве Грудцыне", "Повесть о Шемякином суде", "Повесть о Ерше Ершёвиче", "Кялязинская челобитная". Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.

Во второй половине XVII века активно развивается силлабическое стихотворство. Крупнейший представитель русской поэзии этого времени - Симеон Полоцкий. Он много сделал для развития поэтического жанра, был пропагандистом просвещения и преподавателем у царских детей.

Во второй половине XVII века (в 1672 году) при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России. Постановщиком и актёрами в первой его пьесе были иностранцы. Но вскоре роли стали играть и русские. Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы. Некоторые из них оказались настолько популярны, что были изданы отдельной книжкой.

В XVII веке существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Вершиной деревянного зодчества XVII века является роскошный царский дворец в Коломенском. Постепенно увеличивается объём строительства из кирпича - в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII веке был построен грандиозный Ростовский кремль, в то же время завершается оформление монастырских ансамблей - Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского.

В конце XVII века возникает новый стиль храмовой архитектуры - московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях.

В живописи XVII века заметен отход от условности средневекового искусства. Появляется ренессанская линейная перспектива, стремящаяся к реализму. Это особенно проявилось в творчестве Симона Ушакова, который на протяжении 30 лет возглавлял художественную деятельность в Русском государстве. Иконописный шаблонный "лик" уступает место в его творчестве живому лицу. Во второй половине XVII века развёртывается деятельность Оружейной палаты (в московском Кремле), ставшей своеобразной академией художеств. Здесь сосредотачивается много русских и иностранных художников.

В XVII веке происходит активное накопление практических знаний. Особенно велик вклад России в географическую науку. Благодаря переводу многих иностранных трудов в России популяризируется научное знание - достояние европейской науки. Появляются и отечественные книги, содержащие сведения по различным отраслям знаний, например "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки" А.Михайлова. При измерении земельных площадей пользовались "Книгой сошного письма". В медицинской практике пользовались "Травниками", "Лечебниками", а в Аптекарском приказе составили "Фармакопею".

В этот период всё больше ощущается потребность в развитии наук и образования. Увеличивается количество библиотек. Открываются правительственные и частные школы, а также школы в некоторых монастырях. Целью обучения было, по преимуществу, овладение греческим и латинским языками. Издавались учебные пособия: "Букварь" Бурцева, "Грамматика" Смотрицкого и другие. В 1685 году открылась Московская Славяно-греколатинская академия - первое высшее учебное заведение в России.

Новые явления в культуре XVII века утверждались в острой борьбе с господствующим средневековым мировоззрением, которое защищала церковь. Церковные иерархи препятствовали расширению культурных связей с "латинствующей" Западной Европой. Патриарх Иоаким, например, добился закрытия первого придворного театра. Победа светского начала стала очевидной лишь в XVIII веке.

Россия на рубеже XVIII века.

Первые годы правления Петра I.

После августовского переворота 1689 года власть в стране перешла к сторонникам семнадцатилетнего царя Петра Алексеевича (правившего формально до 1696 совместно с братом Иваном) - П.К.Нарышкину, Т.Н.Стрешневу, Б.А.Голицину и другим. Ряд важных государственных постов заняли также родственники первой жены Петра Е.Ф.Лопухиной. Представив им управление страной, юный царь все силы отдавал "нептуновым да марсовым потехам", для проведения которых активно привлекал "служилых иноземцев", живших в немецкой слободе (Кукуе).

Пётр окружил себя способными, энергичными помощниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделялись: ближайший друг царя Ф.Лефорт, опытный генерал П.Гордон, талантливый инженер Я.Брюс и другие. А среди русских постепенно формировалась сплочённая группировка сподвижников, сделавших в последствии блестящую политическую карьеру: А.М.Головин, Г.И.Головин, братья П.М. и Ф.М.Апраксины, А.Д.Меншиков. С их помощью Пётр устраивал манёвры "потешных" войск (будущих двух гвардейских полков - Преображенского и Семёновского), которые проводились в селе Преображенском. Особое внимание Петром уделялось становлению мореплавания. Уже в мае 1692 года на Переславском озере был спущен на воду его первый "потешный" корабль, построенный при участии самого царя. В 1693-1694 годах в Архангельске был построен первый русский морской корабль и ещё один заказан в Амстердаме. Именно на борту корабля голландской постройки в июле 1694 года во время настоящего морского похода, устроенного царём, впервые был поднят российский бело-сине-красный флаг.

За петровскими "военными забавами" скрывалась далеко идущая цель - борьба за выход России к морю. Архангельский порт из-за короткой зимней навигации не мог обеспечить круглогодичную торговлю. Ставка была сделана на выход к Чёрному морю. Таким образом, Петр вернулся к идее Крымских походов, в которых потерпел неудачу князь В.В.Голицин. После трёхмесячной осады Азова (весна-лето 1695 года) Пётр был вынужден отступить. Без флота осадить крепость с суши и с моря было невозможно. Первый азовский поход закончился неудачей. Зимой 1695-1696 года развернулась подготовка ко второму походу. В Воронеже началось строительство первого русского флота. К весне были готовы 2 корабля, 23 галеры, 4 брандера и 1300 стругов, на которых 40-тысячное русское войско в мае 1696 года вновь осадило Азов. После блокады с моря 19 июля турецкая крепость сдалась. Флоту нашли удобную гавань - Таганрог, где стали строить порт. Но всё же сил для борьбы с Крымом и Турцией было явно недостаточно. Пётр приказал строить новые корабли (52 судна за два года) на средства помещиков и купцов.

Одновременно надо было заняться поисками союзников в Европе. Так родилась идея "Великого посольства" (март 1697 - август 1698 года).Формально оно имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены - генерал-адмирал Ф.Я.Лефорт, генерал Ф.А.Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б.Возницын. В посольство входило280 человек, в том числе 35 волонтёров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайловича был и сам царь Пётр. Главной задачей посольства было ознакомление с политической жизнью Европы, изучение зарубежных ремёсел, быта, культуры, воинских и других порядков. За полтора года пребывания за границей Пётр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с влиятельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремёсла. Пришедшее летом 1698 года из Москвы сообщение о новом восстании стрельцов вынудило царя вернуться в Россию.