Смекни!
smekni.com

Экзаменационные билеты (стр. 40 из 66)

10. Заключительный этап гражданской войны.

Война с Польшей. Весной 1920 г. боевые действия против Советской России начала Польша. Были образованы Западный (Тухачевский) и Юго-Западный (Егоров) фронты. Летом 1920 г. они перешли в наступление, однако Западный фронт потерпел под Варшавой сокрушительное поражение, и Красная Армия была вынуждена снова отступить. В марте 1921 г. с Польшей был подписан мирный договор.

Разгром Врангеля. Навсегда оставляя Россию в апреле 1920 г., Деникин передал власть генералу Врангелю. К началу июня Врангель закрепился в Крыму, имея в своем распоряжении значительную сухопутную армию и флот. Наступление врангелевских войск началось в мае 1920 г. Вновь был создан Южный фронт, перед которым стояла задача освободить Крым до начала зимы. В сентябре и октябре К.А. успешно сдерживала натиск Врангеля, пытавшегося соединиться с белополяками. В конце октября, в Северной Таврии, основные силы Врангеля были разбиты, части К.А. достигли Перекопа. В ночь на 7 ноября 1920 г. части К.А. форсировали Сиваш, и повели наступление в тыл неприступным перекопским позициям. Одновременно, началась атака этих позиций через Турецкий вал. Перекоп был взят. После его захвата пали и другие позиции врангелевцев. К 17 ноября Крым был полностью очищен от белых, Южный фронт ликвидирован. Остатки врангелевских войск (около 145 тыс.) на иностранных судах были эвакуированы за границу.

11. Итоги Г.В.: Людские потери - около 8млн. человек: жертвы голода, болезней, террора и военных действий. Потери с 1918 г. по 1923 г.: 13 млн. чел. Материальные потери: 50 млрд. золотых рублей. 2-2,5 млн. человек - эмигрировало. 200 тыс. семей россиян остались без крова. Промышленное производство упало: до 4-20% по отношению к 1913г. С/х сократилось вдвое. Деградация транспорта, разрушение внутренних и внешних экономических связей, резкое падение культуры и нравственности. Победа большевиков положила начало формированию тоталитарного режима в Советской России.

Новая экономическая политика (НЭП)

С конца 1920 года положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться. Многомиллионное российское крестьянство все настойчивее выражало нежелание мириться с удушавшей всякую хозяйственную инициативу экономической политикой большевиков.

Один за другим в разных концах страны (в Тамбовской губернии, в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани, в Западной Сибири) вспыхивают антиправительственные восстания крестьян. К весне 1921 г. в рядах их участников насчитывалось уже около 200 тыс. человек. Недовольство имело место и в армии. В марте с оружием в руках против коммунистов выступили матросы и красноармейцы Кронштадта - крупнейшей военно-морской базы Балтийского флота. В городах нарастала волна массовых забастовок и демонстраций рабочих.

В критической ситуации первой послевоенной весны руководство компартии не дрогнуло. Оно хладнокровно бросило на подавление народных выступлений части регулярной Красной Армии. Одновременно, Ленин формулирует два "урока Кронштадта". Первый из них гласил: "только соглашение с крестьянством может спасти социалистическую революцию в России, пока не наступила революция в других странах". Второй "урок" требовал ужесточить "борьбу против меньшевиков, социалистов-революционеров, анархистов" и прочих оппозиционных сил, с целью их полной и окончательной изоляции от масс.

В результате Советская Россия вступила в полосу мирного строительства с двумя расходящимися линиями внутренней политики. С одной стороны, началось переосмысление основ экономической политики, сопровождавшееся раскрепощением хозяйственной жизни страны от тотального государственного регулирования. С другой, в области собственно политической, "гайки" оставались туго закрученными, сохранялась окостенелость советской системы, решительно пресекались любые попытки демократизировать общество, расширить гражданские права населения. В этом заключалось первое, общее по своему характеру, противоречие нэповского периода.

Первой и главной мерой нэпа стала замена продразверстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20% от чистого продукта крестьянского труда (т.е. требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10% урожая и меньше, и принявшем денежную форму. Оставшиеся после сдачи продналога продукты крестьянин мог продавать по своему усмотрению - либо государству, либо на свободном рынке.

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90% промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40% из них было централизованного, а 60% местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест, снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке.

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Вводится хозяйственный расчет, означающий что предприятия (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) сами распоряжаются доходами от продажи продукции, сами отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно используют прибыль и покрывают убытки.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению "военного коммунизма". Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях н/х увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.). Таким образом, фактически уровень безработицы снизился.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие - сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот "потолок" был поднят). Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200-300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось от 1/5 до 1/4 промышленной продукции, 40-80% розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926-27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1% промышленной продукции. Помимо капитала, в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в с/х была незначительна (в 1927 г. они давали только 2% всей продукции с/х и 7% товарной продукции), зато простейшими первичными формами - сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации было охвачено к концу 20-х годов больше половины всех крестьянских хозяйств.

Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы - червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г. чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами совзнаки вообще прекратили печатать, и изъяли из обращения.

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе.

Экономический механизм в период нэпа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все сферы хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 гг., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18% уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927 и 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19% соответственно. В целом же, за период 1921-1928 гг., среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18%.

Самым важным итогом нэпа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере - государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве - мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации.

Ленин не раз называл нэп отступлением по отношению к периоду "военного коммунизма", но он не считал, что это отступление по всем направлениям и во всех сферах. Уже после перехода к нэпу Ленин неоднократно подчеркивал вынужденный чрезвычайный характер политики "военного коммунизма", которая не была и не могла быть политикой, отвечающей хозяйственным задачам пролетариата.

Проявляя определенную гибкость в хозяйственной политике, большевики не знали сомнений и колебаний в реализации второго "урока Кронштадта", призванного укрепить контроль правящей партии над политической и духовной жизнью общества.