Смекни!
smekni.com

Экзаменационные билеты (стр. 17 из 66)

В 1704 году русские взяли Нарву и Дерпт (Юрьев), оттеснили шведов к Ревелю (Таллину) и Риге. В результате этих побед Россия крепко закрепилась в Восточной Прибалтике, добилась выхода к Балтийскому морю и предложила Швеции мир, но получила отказ.

Осенью 1706 года армия польского короля Августа II капитулировала перед шведами. Россия осталась одна перед лицом самого могущественного в Европе противника. Летом 1708 года Карл ХII с 35-тысячной армией вторгся в Россию. Его войска тотчас столкнулись с беспощадной партизанской войной. Карл повернул на Украину, где, как он рассчитывал, к нему присоединится предатель - гетман Мазепа с 20-тысячным казацким войском. Король даже не дождался спешившего на соединение к нему из Риги 16-тысячного отряда Левенгаупта с огромным обозом и артиллерией. 28 сентября 1708 года Пётр наголову разбил войско Левенгаупта у деревни Лесной. На Украине Карла ждало разочарование: во-первых, за Мазепой пошла незначительная часть запорожцев, а во-вторых, на Украине он тоже столкнулся с партизанской войной. Репрессии против местного населения только усиливали её.

Весной, пережив тяжёлую зиму 1708-1709 года, Карл XII двинулся на восток. В апреле он подошёл к Полтаве и осадил её. Небольшой гарнизон крепости при поддержке населения выдержал более чем двухмесячную осаду. К концу июня подошла русская армия. Пётр решил дать шведам генеральное сражение. 27 июня 1709 года состоялась знаменитая "Полтавская баталия". Шведские войска были наголову разбиты русскими воинами. Главную роль при Полтаве сыграло подавляющее превосходство петровской артиллерии (102 русских орудия против 39 шведских) и использование Петром резерва для решающего удара по фронту и флангам противника, что привело шведов в паническое бегство. Карл скрылся во владениях Турции.

Оставался ещё морской театр военных действий, где господствовал шведский флот. 27 июля 1714 года русский флот под командованием Ф.М.Апраксина разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут. В 1720 году вторая блестящая победа - при Гренгаме - ознаменовала появление ряду сильнейших новой морской державы.

30 августа 1721 года в городе Ништадте после длительных переговоров был подписан русско-шведский мирный договор. России перешла часть Латвии, Эстонии и Карелии с Выборгом. Россия обязалась уплатить Швеции 2 миллиона ефимков в вознаграждение за территориальные уступки. Таким образом Балтийский вопрос был решён в пользу России. Пётр I прорубил "окно в Европу", что имело необратимые последствия для истории России.

22 октября 1721 года на торжественном заседании Сената канцлер Г.И.Головкин поднёс Петру титул императора. Тем самым Россия официально провозглашалась империей, а её правитель - главой огромного могущественного государства, вступившего в сообщество мировых держав.

Эпоха дворцовых переворотов.

После смерти Петра I борьба за трон стала характерной чертой нескольких десятилетий, которые крупнейший русский историк В.О.Ключевский назвал "эпохой дворцовых переворотов".

Пётр I не успел распорядиться о том, кто наследует ему. Верхушка дворянства во главе с А.Д.Меншиковым возвела на престол вдову Петра I, Екатерину I, не имевшую на престол никаких наследственных прав. Вся реальная власть в стране сосредоточилась в руках Верховного тайного совета, куда вошли сторонники Екатерины I (А.Д.Меншиков, П.А.Толстой, Ф.М.Апраксин, Г.И.Головкин) и представители старой знати (Д.М.Голицын).

Продворянская направленность политики правительства Меншикова проявилась в облегчении службы дворян, а также в подчинении городского самоуправления губернаторам и воеводам.

"Верховники" после смерти Екатерины I возвели на престол пятнадцатилетнего внука Петра I - Петра II (сына царевича Алексея). Меншиков, пытаясь породниться с царским домом, попытался организовать брак молодого императора и своей дочери, но попал в опалу и со всей семьёй был сослан в Сибирь.

Родовая знать пыталась вернуть дореформенные порядки. Императорский двор переехал в Москву, туда же были переведены некоторые коллегии. Было остановлено строительство военно-морского флота, нарушена система комплектования регулярной армии.

В 1730 году Пётр II умер и престол вновь оказался вакантным: с Петром II прекратилась династия Романовых по мужской линии. "Верховники" приглашают в Москву дочь старшего брата Петра I Анну Иоанновну. Анна Иоанновна должна была согласиться на определённые условия (кондиции), которые ограничивали бы самодержавную власть императрицы. Она должна была править вместе с Верховным тайным советом и без его согласия не объявлять войны, не заключать мира, не расходовать государственных сумм, не выходить замуж и не назначать своего преемника. Кроме того, она не должна была привозить с собой в Россию своего фаворита графа Э.И.Бирона.

Однако Анна Иоанновна, получив корону, отказалась от соблюдения кондиций. 4 марта 1730 года Верховный тайный совет был упразднён, Долгорукие были сосланы и впоследствии казнены, а Д.М.Голицын умер в заточении в казематах Шлиссельбурга.

Царствование Анны Иоанновны (1730-1740 годы) началось под лозунгом возврата к петровским порядкам. Десятилетие её правления ознаменовалось засильем немецкого дворянства в государственном аппарате России и в армии. Огромную власть получил фаворит Анны Бирон. Получили распространение такие явления, как тотальная слежка за инакомыслящими, доносительство.

В 1740 году Анна Иоанновна умерла, оставив трон внуку своей старшей сестры Ивану VI (1740-1741 годы). Регентом при нем по завещанию Анны Иоанновны становился Бирон, что вызвало недовольство не только в дворянских кругах, но и у родителей императора. Через несколько месяцев Бирон был свергнут группой заговорщиков из числа высшего военного командования во главе с Минихом. Регентство перешло к матери Ивана VI Анне Леопольдовне, а правительство возглавил сначала Миних, а затем Остерман. Засилье иноземцев при дворе сохранилось.

Год спустя, в ноябре 1741 года, происходит очередной переворот. Гренадёрская рота Преображенского полка в ночь на 25 ноября арестовала императора и его родителей. Иван IV, как самый опасный претендент на престол, был заключён в Шлиссельбургскую крепость, где в 1764 году погиб при попытке его освобождения поручиком Мировичем. На трон была возведена Елизавета Петровна - дочь Петра I.

На рассвете 25 ноября собранным во дворце сановникам был зачитан манифест о восшествии на престол Елизаветы Петровны. Затем она приняла присягу гвардейских полков и двора. Спустя три дня, 28 ноября 1741 г., был опубликован новый манифест – о порядке престолонаследия. На высших постах вновь оказались русские сановники, такие, как канцлер А.П.Бестужев-Рюмин, выдвинулись новые фамилии – Разумовский, Шувалов, Воронцов.

Удовлетворяя давнее пожелание российского дворянства, Елизавета Петровна восстановила Сенат в его прежнем значении, вернув ему титул Правительствующего. Елизавета восстановила Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистат, Провиантскую канцелярию и другие учреждения, ликвидированные Анной Иоановной.

Государственная служба при Елизавете Петровне все в большей степени становилась дворянской привилегией, но вместе с тем и обязанностью. Представителям других сословий стало труднее продвинуться по служебной лестнице, – в этом состояло одно из отличий политики Елизаветы от политики ее отца, возвышавшего людей не за "породу", а за личные качества.

Для внутренней политики Елизаветы Петровны было характерно сочетание двух параллельных линий – расширения дворянских прав и вольностей и усиления крепостной зависимости крестьянства. Уже при Анне Иоановне в 1736 г. дворянство добилось замены бессрочной службы 25 годами, отслужив которые дворянин получал право выйти в отставку.

Расширяя дворянские вольности, правительство Елизаветы Петровны одновременно активно содействовало закрепощению крестьян. Дворяне получили право продавать своих крестьян, чтобы потом отдавать их в рекруты; это узаконило широкомасштабную торговлю людьми. В 1760 г. Елизавета предоставила помещикам право ссылать провинившихся крепостных в Сибирь.

Своим преемником Елизавета сделала Карла-Петра-Ульриха, герцога Голштинского, являвшегося по материнской линии внуком Петра I, а по отцовской - Карла XII. В 1761 году он под именем Петра III взошёл на престол.

Новый император был совершенно не готов к управлению государством. Единственным крупным политическим мероприятием, осуществлённым Петром III, стало издание, по инициативе его дворянского окружения, "Манифеста о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству". Появившийся 18 февраля 1762 года "Манифест" уничтожил обязательность службы, как гражданской, так и военной для дворян.

Поклонник прусского короля Фридриха II, Пётр III вёл политику, противоречащую государственным интересам России: заключил невыгодный для России мир с Пруссией (после победоносной войны) и попытался ввязаться в прусско-датскую войну на стороне Пруссии.

Растущее недовольство вылилось в новый заговор, созревший в гвардейской среде. В июне 1762 года гвардия осуществила последний в XVIII веке переворот. В ночь на 28 июня жена Петра III Екатерина II была провозглашена императрицей в Измайловском, Преображенском и Семёновском полках. Утром ей принесли присягу Сенат, Синод и армия. Пётр III попытался найти убежище в Кронштадте, но потерпел неудачу. 29 июня он подписал отречение, а 6 июля бывший император был убит участниками заговора. Эпоха "дворцовых переворотов" завершилась.

Социально-экономическое развитие России в 60-90 гг. XVIII

века

С середины XYIII в. в России при господстве феодально-крепостнических отношений начал формироваться капиталистический уклад. Прежде всего, капиталистические отношения развивались в промышленности. В середине XYIII в. в России насчитывалось свыше 600 крупных мануфактур, а к концу столетия их стало 1200. Особенно быстро увеличивалось число металлургических мануфактур. Наиболее значительным металлургическим центром страны стал Урал, где за 30 лет (1760-1790 гг.) было сооружено 90 заводов. Быстро развивались мануфактуры, работавшие на рынок – полотняные, хлопчатобумажные, кожевенные, бумажные. Среди возникших предприятий возрос удельный вес купеческих и крестьянских мануфактур. Небольшие ремесленные мастерские, принадлежавшие выходцам из крепостных крестьян, в отдельных случаях превращались в большие капиталистические мануфактуры, а их владельцы – в настоящих предпринимателей.