Смекни!
smekni.com

Религиозный историзм 19-20 вв (стр. 23 из 25)

В заключении к данной главе отметим, что в ней было рассмотрено в основных своих чертах одно из интереснейших направлений нового религиозного историзма. При этом были выявлены как уникальные черты модернизирующегося еврейского религиозно-исторического сознания, так и некоторые его типичные характеристики, объединяющие его с аналогичными явлениями, присущими иным культурным традициям. Однако для того чтобы более рельефно представить те и другие черты и характеристики, нам необходимо провести сравнение рассмотренного явления с каким-либо типологически близкими ему культурными феноменами. И только потом уже на основании осуществленной процедуры их сравнения мы сможем говорить о феномене религиозного историзма в целом.

Итак, мы переходим теперь к анализу еще одной культурной системы, переживавшей в XIX–XX вв. активный процесс модернизации всех своих цивилизационных оснований, в том числе и религиозно-исторической парадигмы. Речь у нас пойдет о феномене индийского религиозного историзма.

Дальше>>

[1]Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., 1998. С. 26.

[2]Белла Р.Н. Социология религии // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. С. 268.

[3]Иерушалми И.Х. Перед выбором новой эры // Новая еврейская школа. 2001. № 9. С. 16.

[4]Элиаде М. Космос и история М., 1987. Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993. Герхард фон Рад. Начало историописания в древнем Израиле // Библейские исследования. Вып. 1. М., 1997.

[5]Бубер М. Избранные произведения. Иерусалим, 1989. С. 336.

[6]Ивонина О.И. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX – середины XX вв. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Томск, 2001. В 2000 г. в Новосибирске вышла монография О.И. Ивониной «Время свободы», отражающая основное содержание диссертации.

[7]Ивонина О.И. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX – середины XX вв. Новосибирск, 2000. С. 25-26.

[8]Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческое сознание (к постановке вопроса) // Историческая наука и историческое сознание.Томск, 2000. С. 38.

[9] В работе сознательно используются оба понятия – и «еврейский народ» и «еврейская цивилизация» без проведения различий между их содержанием и вне контекста идущей сегодня по этому поводу оживленной научной дискуссии.

[10] Подробнее см.: Методологический синтез: прошлое, настоящее, возможные перспективы / Под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой. Томск, 2002.

[11] Мою полемику с определением А. Швейцером миро- и жизнеотрицания в качестве основной черты индийской культуры см.: Хазанов О.В. Индийская культурная традиция и концепция игры Й. Хейзинги // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 22. Томск, 1996.

[12] Одним из распространенных хвалебных эпитетов в ведийских гимнах является прилагательное "медовый", а молоко и корова, как дающее его животное, вообще приобретают очень большое значение в отправлении культа.

[13] См. например: Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчества. М., 1987. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. Косидовский З. Библейские сказания / Пер. с польск. М., 1987.

[14] Отсюда термин "шрути" – дословно "услышанное".

[15] Gonda J. Change and Continuity in Indian Religion. New Delhi, 1985. Дандекар Р.Н. От Вед к индуизму: Эволюционирующая мифология. Пер. с англ. М., 2002.

[16] О нем подробнее см.: Аверинцев С.С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 1. М., 1983. Вейнберг Й.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб., 1998. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета). Минск, 1998. Фрэзер Дж.Д. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.

[17] Вспомним, что согласно библейскому преданию, Авраам вышел именно из Месопотамии.

[18]Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997.

[19] О значимости данного подхода в определении моего собственного отношения к феномену религиозного сознания в целом, и религиозно-исторического сознания в частности, речь пойдет ниже.

[20] Ср.: учение об Адаме Кадмоне в Каббале и комментарии к Пурушасукте (РВ Х, 90) в Веданте.

[21] Все цитаты из текста «Бхагавадгиты» даются мной по изданию: Бхагавадгита / Пер. с санскр., исслед. и примеч. В.С. Семенцова. М., 1999.

[22] "Этот мир" – иврит.

[23] Цит. по: р. Шимон. Фрагменты из трактата «Зогар». М., 1994. С. 15.

[24]Вивекананда С. Бхакти-йога // Философия йоги. Сб. лекций. Магнитогорск, 1992. С. 138 – 139.

[25]Вивекананда С. Бхакти-йога. С. 139.

[26]р. Шимон. Фрагменты из трактата «Зогар». С. 97 – 98.

[27]р. Шимон. С. 121.

[28]Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Рашковский Е.Б., Хорос В.Г. Проблема «Запад – Россия – Восток» в философском наследии П.Я. Чаадаева // Восток – Запад. Исследования, переводы, публикации. 1988. Ивонина О.И. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX – середины XX вв. Новосибирск, 2000.

[29]Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческое сознание… С. 42.

[30] Там же. С. 43.

[31]http://www.machanaim.org

[32]Рав А.И. Кук. Отрывки из книги «Орот» // http://www.machanaim.org/philosof/kook/ph1.htm

Он же. Вера // http://www.machanaim.org/philosof/kook/belief.htm

Он же. Видение геулы. Город отцов // http://www.machanaim.org/philosof/kook/hazon_g.htm

Он же. Возвращение в мир // http://www.machanaim.org/philosof/kook/return2wo.htm

Он же. Гора как чаша // http://www.machanaim.org/philosof/kook/mount.htm

Он же. Двойное освобождение // http://www.machanaim.org/philosof/kook/doub_lib.htm

Он же. Душа национализма и его тело // http://www.machanaim.org/philosof/kook/nat_spir.htm

Он же. Идея Божественная и идея национальная в человеке // http://www.machanaim.org/philosof/kook/ nat&god.htm

Он же. Иудаизм и университет. Речь, произнесенная при открытии университета в 1925 году // http://www.machanaim.org/philosof/kook/univers.htm

Он же. К возвращению // http://www.machanaim.org/philosof/kook/return.htm

Он же. Молитва // http://www.machanaim.org/philosof/kook/prayer.htm

Он же. Наложение пут на Ицхака // http://www.machanaim.org/philosof/kook/akeda.htm#P6

Он же. О литературе Израиля // http://www.machanaim.org/philosof/kook/liter.htm

Он же. Послание обществу Бецалел // http://www.machanaim.org/philosof/kook/bezalel.htm

Он же. Соотношение индивида и общества в еврейском народе // http://www.machanaim.org/philosof/ kook/ind&so.htm

Он же. Шепоты Бытия // http://www.machanaim.org/philosof/kook/whisper.htm

[33] Кук Авраам. Избранное Иерусалим, 1980. Он же. Философия иудаизма. Избранные статьи. Иерусалим, 1991.

[34] См.: Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Гл. XX. Из истории отечественной индологии и буддологии. М., 2000.

[35] В своей диссертации я использовал для анализа следующие из них:

Вивекананда С. Веданта как религия будущего? СПб., Рериховский исследовательский центр. 1992. Он же. Идеал карма-йоги // Азия и Африка сегодня. 1992. № 1. Он же. Мой учитель // Философия йога. Сб. лекций. Магнитогорск, 1992. Он же. Пара-Бхакти, или Высшее поклонение // Философия йога. Сб. лекций. Магнитогорск, 1992. Он же. Практическая Веданта // Философия йога. Сб. лекций. Магнитогорск, 1992. Он же. Джнана-йога // Философия йога. Сб. лекций. Магнитогорск, 1992.

Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 7. Духовное возрождение. Сочинения на бенгали. СПб.: Издательство «Адити», 2001. Он же Собрание сочинений. Т. 8. Основы индийской культуры. СПб.: Издательство «Адити», 1998. Он же. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита. СПб.: Издательство «Адити», 2001. Он же. Человеческий цикл. СПб.: «Роза мира», 1999. Он же. Идеал человеческого единства. СПб.: Издательство «Мирра», 1998. Он же. Синтез йоги. СПб.: Издательство «Алетейя», 1992.

[36]Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997. С. 11.

[37]Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческое сознание… С. 34.

[38] Там же. С. 37.

[39] Там же. С. 42-43.

[40]Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. С. 14-15.

[41]Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

[42] Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 68.

[43] Там же. С. 71.

[44] Там же. С. 74.

[45] Там же. С. 26-27.

[46] Там же. С. 3.

[47]Бердяев Н.А. Смысл истории. С. 69.

[48]Блюм А. Еврейский вопрос под советской цензурой. СПб., 1995.

[49] Наиболее интересным в этом плане представляется многотомное издание «История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни». Близость о. Александра многим современным подходам в историописании была проанализирована мной в статье: Образ индийской культурной традиции в "Истории религии" А. Меня // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 24. Томск, 1999. С. 81-90.