Смекни!
smekni.com

Религиозный историзм 19-20 вв (стр. 24 из 25)

[50] О развитии отечественной иудаики подробнее см.: Гринбаум А. Еврейская наука и научные учреждения в Советском союзе 1918-1953 // Евреи в России. Историографические очерки: 2-я половина XIX века – XX век. М.-Иерусалим, 1994. С. 3-168. Он же. Иудаика в СССР. 1950-1990 // Евреи в России. С. 169-180.

[51]Вейнберг Й.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993.

[52]Пименов А.В. Возвращение к Дхарме. М., 1998.

[53]Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. М., 2000.

[54]Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.

[55]Yerushalmi Y.H. Zakhor: Jewish History and Jewish Memory. Washington, 1982.

[56]Аверинцев С.С. Античная "литература" и ближневосточная "словесность" // Вопросы литературы. 1971. № 8. Он же. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. В 9 т. М., 1983. Т. 1. Он же. Западно-восточные истоки европейской традиции: несколько общих замечаний // Проблема человека в истории философии. Вильнюс, 1984. Он же. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.

[57]Рашковский Е.Б. Науковедение и Восток. М., 1980. Он же. Культурное наследие народов Востока и современный научно-технический прогресс // Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. Он же. Кастовый вопрос и судьбы индийской социологии (Заметки на полях книги М.Н. Шриниваса «Индия: социальная структура») // Нарды Азии и Африки. 1983. № 1. Он же. Современная Индия: наука, общество, народ // Наука, образование и социальное развитие Индии. М., 1983. Он же. Зарождение науковедческой мысли в странах Азии и Африки. 1960-1970-е годы. М., 1985. Он же. Элита и общество в Индии: взаимодействие традиционного и современного // Развивающиеся страны: традиционные ценности исовременные институты. М., 1986. Он же. Индия восьмидесятых: социальное знание, личность и общество // Азия и Африка сегодня. 1985. № 6. Он же. «Восток – Запад» как проблема истории культуры // Нарды Азии и Африки. 1986. № 3.

[58]Рашковский Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенция в странах Востока: XIX-XX вв. М., 1990. С. 94.

[59] Там же.

[60] Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984.

[61]Бродов В.В. Индийская философия нового времени. М., 1967. Костюченко В.С. Интегральная веданта. М., 1970. Он же. Вивекананда. М., 1977. Он же. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. Он же. Шри Ауробиндо. Многообразие наследия и единство мысли. М., 1999. Литман А.Д. Философия в независимой Индии: проблемы, противоречия, дискуссии. М., 1983. Пименов А.В. Возвращение к Дхарме. М., 1998. Рыбаков Р.Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981. Ткачева А.А. Ашрам как организационное звено современного индуизма // Индуизм: традиции и современность. М., 1985. Она же. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989. Она же. «Новые религии» Востока. М., 1991. Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994. Челышева И.П. Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша. М., 1986. Шохин В.К. Индуистские традиции в литературах Запада и некоторые культурологические традиции литератур Востока и современность: традиционализм на современном этапе. М., 1986.

[62]Гасратян С.М. История и идеология еврейского религиозного движения XIX-XX вв. (из предыстории государства Израиль). М., 1999.

[63]Гасратян С.М. История и идеология еврейского религиозного движения… С. 62.

[64]Рашковский Е.Б. Дискурс о заблудившемся коне, или еврейское местечко (штетл) как исторический феномен // Восток. 2000. №4.

[65]Авинери Ш. Основные направления в еврейской политической мысли. Иерусалим, 1983. Сейдель-Май Е. Иудаизм как цивилизация. Кн. 1,2. Иерусалим, 1996. Евреи в современном мире. Иудаизм как развивающаяся цивилизация в учении Мордехая Каплана. М., Иерусалим, 2001. Фишман Г. Быть или не быть: евреи перед выбором. М, 1996. Неер А. Ключи к иудаизму. Иерусалим, 1989. История еврейского народа. Под ред. Ш. Этингера. М., Иерусалим, 2001. Поляков Л. История антисемитизма. Т. 1,2. М.-Иерусалим, 1997-1998. Дубнов С.М., Динур Б.-Ц. Две концепции еврейского национального возрождения. Иерусалим, 1990. Nachum T. Gidal. Die Juden in Deutschland von der Römerzeit bis zur Weimarer Republic. Könemann, 1997. Yerushalmi Y.H. Zakhor: Jewish History and Jewish Memory. Washington, 1982.

[66]http://www.machanaim.org.il

[67] Биография рава Кука // http://www.machanaim.org/philosof/kook/b2.htm

Полонский П. Введение в философию иудаизма // http://machanaim.org/philosof/in_ph.htm

Он же. Элементы философии рава Кука // http://www.machanaim.org/philosof/kook/ph10.htm

Он же. Рав А.И. Кук – создатель философии религиозного сионизма // http://www.machanaim.org/ philosof/kook/1.htm

Он же. Религия эпохи пост-атеизма // http://www.machanaim.org/tor&life/pol_art/23.htm

Он же. Проблема религиозной терпимости в учении рава Кука // http://www.machanaim.org/philosof/ kook/ph5.htm

Он же. Ортодоксальный модернизм и проблема эволюции иудаизма в учении рава А.И. Кука // http:// www.machanaim.org/philosof/kook/ph4.htm

Он же. Эволюция идеологии сионизма (XIX-XX вв.) / http://www.machanaim.org/tor&life/hist&geo/ zionism.htm

Он же. Государство Израиль и реализация еврейской избранности // http://www.machanaim.org/philosof/ kook/ph9.htm

Файерман Р. Амбивалентное отношение к атеизму в концепции рава А.И. Кука // http:// www.machanaim.org/philosof/kook/ph6.htm

Зусман Э. Галаха, природа и поэзия у рабби Авраама Кука // http://www.machanaim.org/philosof/kook/ zusman.htm

[68]См.: Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. Вейнберг И.П. Рождение истории: Историческая мысль на Ближнем Востоке середины I тысячелетия до н.э. М., 1993. Герхард фон Рад. Начало историописания в древнем Израиле // Библейские исследования. Вып. 1. М., 1997. С. 485-530. Аверинцев С.С. Западно-восточные истоки европейской традиции: несколько общих замечаний // Проблема человека в истории философии. Вильнюс, 1984. Шичалин Ю.А. Античность – Европа – история. М., 1999. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

[69] Термин ТаНаХ используется мной в качестве названия еврейского Священного Канона как принятый в самой еврейской среде и, кроме того, как удачно отражающий саму тройственную структуру данного текста: Тора, Пророки (Невиим) и Писания (Кетувим). Цитаты из него обычно даются по наиболее распространенным русским переводам – по Синоидальной Библии или по изданию Йосифона (см. список источников). Библейские цитаты оформляются в соответствии со стандартными правилами, принятыми в Брюссельской Библии.

[70]Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990. С. 61-272.

[71] Напоминаю, что как это оговаривалось во «Введении», в работе используются понятия и «еврейский народ» и «еврейская цивилизация» без проведения различий между их содержанием и вне контекста идущей сегодня по этому поводу оживленной научной дискуссии.

[72]Элиаде М. Космос и история М., 1987. С. 111.

[73] Там же. С. 66.

[74]К. Леви-Стросс. Структура мифов // Вопросы философии. 1970. № 7. С. 155.

[75]Милитарев А.Ю. Воплощенный миф? (Размышления об исторической судьбе еврейства) / (в рукописи).

[76]Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Пер. с англ. СПб., 2001. С. 288-289.

[77] Там же. С. 288.

[78] Песах, Шавуот, Суккот, Пурим, Ханука, 9-ое Ава. Подробнее об этом см.: Носенко Е.Н. «…Вот праздники Бога» (историко-генетическое исследование еврейских праздников). М., 2001.

[79] В качестве механизма воспроизведения мифа служило литургическое чтение текста Торы, предполагавшее пошаговое воспроизведение всех ее сюжетов в течение года. О том, какую роль сыграла литургика в эволюции еврейского религиозно-исторического сознания в период средневековья см. ниже с. 48.

[80]Иерушалми И.Х. Историческая память в Писании и талмудической литературе // Новая еврейская школа. 2000. № 8. С. 47.

[81]Иерушалми И.Х. Историческая память в Писании… С. 46.

[82]Лосев А.Ф. Критические замечания к диалогу [«Тимей»] // Платон. Сочинения в 3-х т. Т.3. Ч.1. М., 1971. С. 660.

[83]Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. С. 92-93.

[84] Там же. С. 93.

[85] Земля Израиля (иврит).

[86] Впервые такое сравнение я услышал в лекции преподавателя Бар-Иланского университета и одного из видных деятелей движения современной религиозной ортодоксии в Израиле П. Полонского, прочитанной им в Томске для студентов, обучающихся по программе Открытого университета Израиля (Томск, сентябрь 2000 г.).

[87] Цит. по: Евреи и христиане: полемика и взаимовлияние культур. Ч.1. Иаков и Исав. Издательство Открытого университета Израиля. Тель-Авив, 2000. С. 70.

[88]Фишман Г. Быть или не быть: евреи перед выбором. М, 1996. С. 120.

[89] В этом своем качестве библейский текст как никакой другой повлиял на становление европейского историзма, как христианского, так нововременного. Подробнее об этом см.: Рашковский Е.Б. Европейская культура Нового времени: библейский контекст // На оси времен. Очерки по философии истории. М., 1999. Он же. Библейское наследие в современном социокультурном опыте Европы и России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.

[90]Аверинцев С.С. Античная "литература" и ближневосточная "словесность" // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 67.

[91] Там же.

[92]Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего / Пер. с последн. нем. изд. под ред. и с предисл. О. Инбера. В 12 тт. Одесса, 1904 – 1908.

[93]Рашковский Е.Б. Дискурс о заблудившемся коне, или еврейское местечко (штетл) как исторический феномен // Восток. 2000. №4. С. 133.