Смекни!
smekni.com

История искусств Западноевропейское искусство (стр. 17 из 76)

По формам декора в английской готике различают следующие стили: ранний («ланцетовидный»), «украшенный» и «перпендикулярный». Кентерберийский со­бор (XII—XV вв.) —главный го­тический собор Англии, резиден­ция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня — демонстрирует развитие англий­ской готики от ранней (восточ­ная часть храма, величественная в своей простоте) к поздней (за­падная часть, значительно более вычурная). Над всеми разновре­менными объектами возвышает­ся огромная башня средокрестья.

Ута. Статуя в западном хоре собора в Наумбурге

Собор Вестминстерского аб­батства в Лондоне, место корона­ции и погребения английских ко­ролей со времени Вильгельма За­воевателя, впоследствии усы­пальница великих людей Англии, близок к французской готике. С французскими храмами его род­нит наличие обхода и венца ка­пелл, аркбутанов и контрфорсов, большая, чем это принято в анг­лийских церквях, высота центрального нефа по отношению к боковым. Вестминстерский собор был начат еще в раннюю готику, и его восточная часть древнее западной.

Начиная со Столетней войны строительство в Англии сокраща­ется. Достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (например, в Виндзорском замке, Королевская капелла в Кембридже, капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве и пр.). Все эти поздние сооружения несут на себе следы последнего стиля в декорировке — «перпендикулярного» (последняя четверть XIV — середина XVI в.), характеризующегося легкостью стен, кру­жевным узором звездчатых и сетчатых сводов из веером расходя­щихся нервюр (собор в Уэлсе). Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец (XVI в.) с его Вестминстер-холлом площадью 1500 кв. м.

Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный ха­рактер и совершенно подчинена архитектуре. В период «украшен­ного» и «перпендикулярного» стилей в соборе так много скульптур­ного декора, что, по справедливому замечанию исследователей, создается впечатление «вибрации архитектурных форм». Статуи поставлены тесно одна к другой и заполняют фасад, как в соборе в Уэлсе (западный фасад). Развивается также мемориальная пла­стика.

Кентерберийский собор

Монументальная готическая живопись Англии развита очень слабо. Из живописи наиболее интересна не монументальная, а, по давней английской традиции, книжная миниатюра, особенно шко­лы кентерберийская и винчестерская. Как и во французской, в английской миниатюре много элементов подлинной реальной жиз­ни (например, светские хроники и богослужебные книги восточно-английской школы XIV в., из которых самая знаменитая — Псал­тырь королевы Марии, 1320).

В XIII—XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII столетие — время наиболее ожесточенной борьбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев — феода­лов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируется испанская куль­тура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразны­ми путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архи­тектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, го­тика Испании приобрела особую пышность и разно­образие орнаментики (соборы в Леоне, 1205— 1303 —XIV в.; в Бургосе, 1221—1238, достроен в XIV—XV вв.; в Толедо, 1227—1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались из мечетей, а колокольня Севильского собора, на­пример, перестроена из минарета. Особое место в испанской архитектуре за­нимает стиль «мудехар» (т. е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построенные зодчими-арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с де­ревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина. Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.

Собор в Солсбери

Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архи­тектуры, особенно в Восточной Испании, в Каталонии и Валенсии (ратуша в Барселоне, так называемая Шелковая биржа в Валенсии).

Синтез скульптуры и живописи готической поры нашел вопло­щение в испанских алтарях— ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой. Расцвет этого искусства приходится в основном на XV век.

Особое место в европейской художественной культуре XIII— XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в результате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе —так называемого Проторенессанса. В Италии по­лучили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкру­стирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229— 1372; в Орвието, 1295— 1310). Пример поздней итальянской готики — это огромный, вмещаю­щий в себя до 40 000 чело­век Миланский собор, са­мый большой храм Евро­пы (1378 г.—XV в., заканчивался в XIX в.). Его строили не только итальянские, но и немец­кие, французские зодчие. Весь собор покрыт скуль­птурной резьбой.

Собор в Милане

В Италии сохранилось много гражданских по­строек периода готики.

До сих пор украшением Венеции являются ее мра­морные дворцы с аркадами, отражающимися в воде ка­налов или лагун (Дворец дожей, 1310 г.—XVI в.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены — черта, характерная для во­сточной архитектуры.

Готическое искусство представлено также памятниками архи­тектуры Нидерландов (ратуши в Брюгге, 1376—1421, Брюсселе, 1402—1450, Лувене, 1448—1563); Чехии (собор св. Вита и Карлов мост в Праге); Австрии (собор св. Стефана в Вене, 1304 г.— середина XV в.); Венгрии (церковь Матьяша, середина XIII — вторая половина XTV в., перестроена в конце XIX в.); Польши (Вавельский собор под Краковом, XIV—XV вв., Мариацкий костел в Кракове XIV—XV вв. с витражами XIV в. и резным алтарем Вита Стоша, 1477—1489); Скандинавии (собор в Турку, XIII—XIV вв.).

Искусство средневековья, просуществовав тысячелетие, выдви­нуло новый круг идей и образов, новые эстетические идеалы, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравствен­ному облику человека, к тому, что определяется более общо словом духовность».

Средневековое искусство создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантские архитектурные задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, а главное, явило собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилось передать полную картину мира. И в этом огромный вклад искусства средневековья в мировую культуру. Но условность как основной закон изображения, аскетизм, не позволяющий во всей полноте изобразить красоту земного, наконец, несомненный догматизм в мышлении тормозили дальнейшее развитие искусства. В нем самом зарождались иные черты, свидетельствующие о новой эпохе — Возрождении.

Византийское искусство

Мы говорили о средневековье Западной Европы, но его нельзя понять и воспринять в отрыве от искусства Византии. В 330 г., император Константин основал город Константинополь в Малой Азии на месте древнего города Византии, который дал имя восточ­ной части Римской империи после ее разделения в 395 г. Христи­анство в Византии как государственная религия положила начало формированию греко-восточного типа культуры.

Византийское искусство складывалось на почве эллинистиче­ской культуры Греции, Палестины, птолемеевского Египта, сасанидского Ирана. Оно прошло в своем развитии ранний период, так называемый «золотой век» императора Юстиниана (527—565), пе­риод в действительности охватывающий IV—VII вв.; период ико­ноборческий (VIII — первая половина IX в.); период «Македонско­го Возрождения» (вторая половина IX—X), названный так за обра­щение к возрождению античных идеалов при императоре македонянине Василии I (867—886); так называемый «Палеологов-ский Ренессанс», начавшийся с 1261 г., когда Михаил VIII Палеолог впервые отнял у латинян разгромленный крестоносцами в послед­нем походе Константинополь до 1453 г.—года окончательного падения великого города под кинжалами турецких янычар.