Смекни!
smekni.com

История искусств Западноевропейское искусство (стр. 48 из 76)

С конца XVI в. в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для бу­дущих ученых от Ньютона до Дарвина.

Союз буржуазии с дворянством не мог не отразиться на англий­ской культуре и эстетических вкусах, характер которых несет черты умеренной демократизации. С XVI в. Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра благо­даря Шекспиру и плеяде драматургов до и после него.Но изобра­зительное искусство Англии в «просвещенный век Елизаветы» еще жило традициями Гольбейна Младшего, а затем подражанием фран­цузскому искусству.

Английская изобразительная школа сложилась позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художествен­ной традиции. Пуританское движение XVII в. с его иконоборчески­ми идеями, естественно, никак не способствовало развитию наци­ональной живописной школы. В протестантской Англии почти не было религиозной живописи. В XVII в. медленно начинает разви­ваться портретный жанр, в основном миниатюра. Но зато в следу­ющем столетии, как бы стараясь нагнать упущенное, английские художники работают так интенсивно и своеобразно, что уже в конце века оказывают влияние на континент.

Архитектура быстрее других видов искусства впитывает новые веяния. В XVII в. английское зодчество осваивает принципы ренессансной архитектуры, беря за образец в основном Палладио и Виньолу (например, творчество Иниго Джонса; 1573—1652). Поко­лением позже Кристофер Рен (1632—1723), строитель знаменитого собора св. Павла, величайшего протестантского храма (1675—1710), и множества приходских церквей Лондона (более 50), один из строителей дворца Хемптон-Корт (новые части, 1689—1694), созда­тель проекта перепланировки лондонского центра после «Великого пожара» 1666 г., остается верен в основном классицистическим принципам разумности и рационализма. Но это не исключает и некоторых других элементов в английской архитектуре, например барочных и готических. Весь XVIII век в Англии связан с правле­нием королей Георгов, поэтому в науке существует относительно архитектуры этого времени термин «георгианский стиль». В духе Палладио в XVIII в. строятся городские особняки, обычно трех­этажные, с рустованным первым этажом, символы английской респектабельности и независимости. На смену регулярным фран­цузским паркам приходят парки английские, ландшафтные. Откликаясь на рокайльный стиль континента в первой половине XVIII в., англичане создают свой собственный вариант, особенно сказавший­ся в прикладном искусстве, где замысловато переплетаются черты рококо и «китайщины» с готикой (мебель Томаса Чиппендейла, серебряная посуда и так называемый костяной фарфор Челси и Дерби). Укрепление классицистического направления в архитек­туре второй половины века, обращение непосредственно к ан­тичности, минуя Возрождение, вполне естественно объясняются общеевропейским интересом к искусству древних. Свои собствен­ные национальные пути английская неоклассика находит в градостроительной деятельности братьев Адаме, в мебели Томаса Шератона и Джорджа Хепплуайта, в изделиях из керамической массы (посуда, вставки для мебели) прославившегося на весь мир Джозайи Веджвуда.

Следует помнить, однако, что в отличие от континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика в контексте английского искусства не выделяется, ибо античностью здесь увлекались давно. Английское Просвещение было зрелым уже к 40-м годам XVIII столетия, и на всей культуре Англии ска­зывались его гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того ре­волюционного духа, который ха­рактерен для Франции.

У. Хогарт. Оргия. Картина из серии «Карьера мота». Лондон, собр. Джона Соуна

У. Хогарт. Автопортрет с собакой. Лондон, Национальная галерея

Расцвет национальной шко­лы живописи в Англии начина­ется с Уильяма Хогарта (1697— 1764), в лице которого англий­ское искусство сблизилось с передовой английской литерату­рой и театром первой половины XVIII в. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он обращается к самым широ­ким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрица­тельные ее стороны: распущен­ность нравов, продажность суда, разложение армии и т. д. Хогарт создает целые серии живописных полотен: «История шлюхи» (или «Карьера проститутки», серия из 6 картин, 1732), «История распутника» («Карьера мота», 1735), «Модный брак» (1743—1745). Простая как мир история деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон, ставшей богатой содержан­кой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в ужасающей нищете (история эта перекликается с судьбой героини романа Дефо «Моллъ Флендерс»), дошла до нас только в собственных гравюрах мастера, так как все картины серии «Карьера проститутки» погибли во время пожара 1755 г. Но и остальные серии Хогартом были переведены в графику для того, чтобы его искусство было доступно широкой публике. Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как драматург, он разыгрывал действие, как искусный режиссер. Каждая из картин в сериях Хогарта самостоя­тельна и изображает узловой момент всей истории, но несколько деталей связывают его с предыдущими событиями и последующими. Так, гусь в корзинке Мэри говорит о том, что она приехала из деревни, а сводня и госпо­дин у трактира — о ее бу­дущей судьбе. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воск­ресная проповедь.

Дж. Рейнолдс. Портрет Дианы Гросби. Лондон, Национальная галерея

Хогарт занимался и ис­торической живописью, религиозными сюжетами, но несомненно «высокая живопись» не отражала полностью представлений художника о задачах искус­ства и не давала реальной почвы для его практиче­ской деятельности. Истин­ный Хогарт — это жанро­вые картины и гравюры, в которых он показал соци­альную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказа­ния, в доступной и ясной форме. В этом огромное значение Хогарта, опреде­лившее его место и роль в английском искусстве.

На протяжении всей творческой жизни Хогарт обращался к портрету. Это и групповые, так называемые разговорные портреты («Семья Вудз Роджерс», 1729; «Семья Строуд», около 1738; «Семья Фаунтин», 1730), и портреты близких людей («Мистрис Энн Хогарт», 1735), портреты парадные («Епископ Хоудли», около 1743), изображения людей мира искусств («Дэвид Гаррик с женой», 1757), собственные портреты («Автопортрет с собакой», 1745) и пр. Но не случайно наибольшей славой среди портретов Хогарта пользуется изображе­ние «Девушки с креветками» (60-е годы), восхитительная живопись которого, по удачному определению одного исследователя, свобод­но существует в нашем столетии не как сокровище прошлого, а как великая удача сегодняшнего мастера. Хогарту удалось создать в этом портрете английский тип девушки из простонародья, обаятельной, жизнерадостной, излуча­ющей свежесть и здоровье, такими приемами пленэр­ной живописи, которые предвосхитили колори­стические искания следу­ющего столетия.

Т. Гейнсборо. Сквайр Хэллет с женой (Утренняя прогулка). Лондон, Национальная галерея

Хогарт был первым ху­дожником английского Просвещения и первым же живописцем-просветите­лем в Европе. Его искус­ство прочно связано с ис­кусством театра, сатирических журналов, с литера­турой Просвещения. Справедливо считается, что до Хогарта в Англии не было великой живописи и что Хогарт стал ее первым представителем, создав­шим новым пластическим языком как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, пред­вещающие рождение кри­тического реализма XIX столетия. Большое влияние Хогарт имел на графику второй поло­вины XVIII в.

Свои эстетические взгляды Хогарт изложил в трактате «Анализ красоты» (1753). Он много сделал для введения в практику художе­ственных выставок (первая публичная выставка — 1760 г.).

Лучшие достижения английской живописи XVIII в. вне круга Хогарта лежат в области портретного жанра. Знаменательно, что этот жанр занимает одно из главных мест и в стенах Королевской Академии искусства —национальной художественной школы, от­крытой в 1768 г. и более независимой (как детище буржуазной культуры) от официальных кругов, чем европейские академии на континенте.

Первым президентом Академии был Джошуа Рейнолдс (1723— 1792), живописец и теоретик, в своих знаменитых «Речах» высту­павший сторонником классицистической эстетики, но в работах совсем не ограничивавший себя рамками классицизма и чутко улавливавший веяния новой эпо­хи. В молодости он совершил пу­тешествие по Италии и Франции, позже посетил Голландию и Фландрию. Он восхищался коло­ритом Тициана и Рубенса и мно­гому у них научился, так же, как и у великого Рембрандта. С 1735 г. Рейнолдс обосновался в Лондоне и с этих пор становится самым известным портретистом Брита­нии.