Смекни!
smekni.com

Система личных неимущественных прав (стр. 5 из 18)

Безусловно, структура личных неимущественных прав, предложенная Л.О. Красавчиковой, более соответствует системному подходу в праве. Образованная ею система относительно самостоятельна, устойчива и имеет возможность автономного функционирования. Однако Л.О. Красавчикова не пытается определить правовое значение предложенной ею систематизации личных неимущественных прав, что значительно снижает ее ценность.

Таким образом, в целом мы разделяем позицию сторонников системного подхода, но, на наш взгляд, ни одна из предложенных на сегодняшний день систем личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, в полной мере не отвечает предъявляемым к ней требованиям. Не претендуя на безапелляционность, ниже мы попытаемся представить разработанную нами систему личных прав.

На наш взгляд, внешним системообразующим фактором системы нематериальных благ выступают не сами объекты личных неимущественных, не связанных с имущественными, прав (нематериальные блага), а их общая родовая сущность, заложенная в самом понятии нематериальные блага. Значение указанного термина раскрывается, прежде всего, через понятие «благо». В современной философии «благо» рассматривается в качестве положительной ценности, как предмет или явление, удовлетворяющие определенную человеческую потребность, отвечающую интересам, целям и устремлениям людей. Таким образом, использование российским законодателем понятия «нематериальные блага» в качестве собирательного по отношению к понятиям жизни, здоровья, чести, достоинства и других отражает сложившееся в обществе понимание данных категорий как ценностей, присущих каждой личности.

А.Г. Здравомыслов утверждает, что «мир ценностей — это, прежде всего мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности... В мире ценностей... на первый план выступает не то, что, безусловно, необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве, те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности»[53]. В этом смысле к истинным ценностям из всех предложенных ст. 128 ГК РФ объектов гражданских прав можно отнести лишь нематериальные блага, что и объединяет их в единую систему.

Однако навряд ли можно признать ценность каждого нематериального блага одинаковой. Так, нарушение права на имя для конкретного его носителя, очевидно, менее значимо, чем нарушение права на жизнь или здоровье (хотя выражение «меньшая значимость» в данном случае носит условный характер, поскольку для личности нарушение любых ее прав всегда имеет большое значение). В результате внутренним системообразующим фактором системы нематериальных благ, объединяющим их в элементы такой системы, также может выступать их ценностная характеристика. Совпадение внешнего и внутреннего системообразующих факторов, на наш взгляд, наиболее эффективно для построения конкретной системы.

Поскольку в нашем случае в качестве таковых выступает ценностная характеристика системообразующих элементов, указанный подход может быть обозначен как ценностный подход. Ценностный подход при систематизации нематериальных благ был известен истории гражданского права. Так, И.А. Покровский и Л.О. Красавчикова, подразделяя нематериальные блага на два уровня, отмечали большую ценность благ, входящих в первую группу[54].

Существенным недостатком любого ценностного подхода в праве является тот факт, что ценность является оценочной категорией, в результате определение ценности того или иного явления во многом зависит от чьих-либо субъективных воззрений. Думается, что ценность нематериальных благ определяется не субъективными воззрениями человека или группы людей, а их объективными свойствами, выраженными в родовых признаках данного объекта гражданских прав - в отсутствии имущественного содержания, в личном характере, невосстанавливаемости и т.д. Как уже было отмечено, не все нематериальные блага обладают указанными признаками в равной степени. Так, деловая репутация может быть вкладом по договору простого товарищества, в этом случае она оценивается в деньгах, как и любой другой вклад (ст. 1042 ГК РФ); основанием возникновения не всех личных прав является только факт рождения, такие права, как право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право авторства и иные принадлежат гражданину в силу указания закона (ст. 150 ГК РФ); обладателем деловой репутации может быть не только гражданин, но и юридическое лицо и т.д. Однако указанные факты не говорят о порочности определенного признака нематериальных благ. Действительно, вряд ли кому-либо удастся оспорить тот факт, что нематериальные блага по сути своей, например, лишены экономического содержания, чем и отличаются от благ имущественного характера, а также хотя и неимущественных, но связанных с ними. Можно лишь говорить о порочности указанного общего родового признака нематериальных благ в конкретном их виде, что, несомненно, снижает «ценность» самого нематериального блага как носителя порочного признака.

Указанное обстоятельство позволяет в рамках одного признака нематериальных благ выделить две их группы: первую группу составят нематериальные блага - полноценные носители родового признака; вторую — порочные. Очевидно, что нематериальные блага, расположенные в первых группах обладают с точки зрения заявленного ценностного подхода большей значимостью (ценностью). На основе указанной классификации предлагается нематериальные блага распределить по шести ценностным группам. В первую ценностную группу войдут блага, которые являются полноценными носителями всех родовых признаков нематериальных благ (т.е. расположенные по всем признакам в первой группе), порок каждого последующего признака переводит нематериальное благо в ценностную группу на ступень ниже, таким образом, вторая ценностная группа будет содержать блага, расположенные по пяти признакам в первой группе, по одному - во второй; третья — по четырем признакам в первой группе, по двум — во второй и т.д. в последнюю, шестую, группу войдут нематериальные блага, не имеющие порока только в одном из родовых признаков.

Здесь необходимо отметить, что порочность признака не есть его полное отсутствие в том или ином нематериальном благе, иначе стоило бы согласиться с тем, что существуют нематериальные блага, обладающие всего одним родовым признаком указанного объекта гражданских прав, что в принципе невозможно. Так называемая порочность признака свидетельствует о его возможном условном отсутствии в нематериальном благе в определенных жизненных обстоятельствах в качестве исключения из общего правила. Например, деловая репутация подлежит денежной оценке только как вклад по договору простого товарищества, по общему же правилу она, как и иные нематериальные блага характеризуется отсутствием имущественного содержания - невозможно дать денежную оценку деловой (профессиональной) репутации учителя, врача, милиционера и проч.

Итак, в основе ценностной систематизации нематериальных благ лежат их специфические черты, так называемые родовые признаки. С одной стороны, совокупность указанных признаков позволяет выделить нематериальные блага из числа других объектов гражданских прав (объединить их в систему), с другой стороны, прочность того или иного признака в конкретном нематериальном благе позволяет сгруппировать их определенным образом внутри системы.

При систематизации нематериальных благ мы опирались на те родовые признаки, которые, на наш взгляд, характерны для нематериальных благ (см. §1 гл. I). Однако необходимо отметить, что ценностный подход сохраняет свою сущность и при выделении несколько иных признаков нематериальных благ, в этом случае может незначительно увеличиваться или уменьшаться количество выделяемых ценностных групп, но сама идея остается неизменной, что обеспечивает ей выживание в условиях различных исторических периодов при различных подходах к специфическим признакам нематериальных благ.

Распределение нематериальных благ по группам в рамках родовых признаков и дальнейшее их распределение по ценностным группам может быть осуществлено только в результате детального анализа, выявления сущностной характеристики указанных объектов гражданского права, что может стать предметом самостоятельного научного исследования. Ниже мы попытались представить свой вариант распределения нематериальных благ, обозначенных в ГК РФ (ст. 150) и ГК РСФСР (ст. 514).

1. Итак, в §1 гл. I работы было отмечено, что нематериальные блага в силу своей природы не имеют экономического содержания, что позволяет охарактеризовать права, объектом которых они являются, как неимущественные, не связанные с имуществом. Однако в перечне ст.150 ГК РФ отдельные нематериальные блага имеют некоторую связь с имуществом, которая, хотя и носит косвенный характер, все же позволяет говорить о порочности признака нематериальности в таких благах, как деловая репутация, личная (семейная) тайна, право на изображение, право на имя.

Возможность денежной оценки деловой репутации предусмотрена самим Гражданским кодексом РФ в договорах коммерческой концессии (ст. 1027) и простого товарищества (ст.1042). Данное обстоятельство дает основание некоторым авторам говорить о том, что деловая репутация не является по сути своей нематериальном благом, поскольку является объектом иных отношений - личных неимущественных, связанных с имущественными[55].

Личную тайну не следует путать с неприкосновенностью личной (частной) жизни. Хотя эти понятия тесно связаны друг с другом, они определяют неидентичные объекты гражданских прав. Так, неприкосновенность личной жизни дает возможность ее обладателю защитить себя (свою жизнь) от по стороннего вмешательства. Как отмечает Малеин Н.С.: «Сферу личной жизни граждан трудно определить точно с помощью юридических критериев именно потому, что отношения, возникающие в этой сфере, регулируются, как правило, нормами морали»[56]. И все же необходимость правового регулирования некоторых из этих отношений очевидна, что позволяет определить отдельные структурные элементы содержания указанного нематериального блага: неприкосновенность переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, неприкосновенность жилища, неприкосновенность дневников, записок, заметок, неприкосновенность интимной жизни и прочее[57].