Смекни!
smekni.com

Конституционно-правовой статус законодательных органов государственной власти (стр. 22 из 44)

Помимо прочего, хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что ответственность региональных парламентов по вышеназванному основанию может наступить только по инициативе Президента РФ. Федеральное Собрание РФ лишено права выносить предупреждение парламенту субъекта РФ за принятие им незаконного нормативного правового акта. Между тем именно Федеральное Собрание в первую очередь должно обладать таким правом, осуществлять контроль за деятельностью региональных парламентов, что должно способствовать восстановлению и укреплению единой системы представительных органов в стране. Поэтому представляется целесообразным установить в качестве федерального органа государственной власти, выносящего предупреждение парламенту субъекта РФ за принятие им незаконного нормативного правового акта, наряду с Президентом РФ также и Федеральное Собрание РФ как высший представительный орган государственной власти России.

9. Передача осуществления отдельных полномочий законодательного органа субъекта ЮФО федеральным органам государственной власти и (или) должностным лицам, назначенным федеральными органами государственной власти.

В соответствие с внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах…» дополнениями от 4 июля 2003 года отдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначенных федеральными органами государственной власти, в случае, если возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта РФ просроченная задолженность субъекта РФ по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году (п. «б» ч.1 ст.26.9).

В этом случае в субъекте РФ на срок до одного года по ходатайству Правительства РФ решением Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финансовая администрация. Она не может вводиться в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного органа субъекта РФ.

В целях восстановления платежеспособности субъекта РФ временная финансовая администрация в соответствие с Бюджетным кодексом РФ должна подготовить проект закона субъекта РФ о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта РФ на текущий год, а также проект бюджета субъекта РФ на очередной год, представить данные законопроекты в законодательный орган субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в Правительство РФ. Временная финансовая администрация также призвана обеспечивать контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (ч.3 ст. 26.9).

На наш взгляд, данные нормы федерального закона нуждаются в дополнительной регламентации со стороны федерального законодателя. В частности, необходимо законодательно закрепить те полномочия органов государственной власти субъекта РФ, которые могут быть возложены на федеральные органы государственной власти и (или) назначенных ими должностных лиц. Отметим, что названная норма Федерального закона «Об общих принципах…» вступает в силу с 1 января 2007 года.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы и предложения.

1. Усиление полномочий региональных парламентов России должно сопровождаться непременным усилением ответственности за неудовлетворительные последствия осуществления таких полномочий.

2. Предлагается усилить конституционно-правовую ответственность региональных парламентов за совершение конституционно-правовых нарушений. В Федеральном законе «Об общих принципах…» необходимо установить такое основание конституционно-правовой ответственности регионального парламента, как установленный соответствующим судом факт систематического (три и более раза) принятия парламентом в течение срока своей легислатуры незаконных нормативных правовых актов, повлекших вредные последствия. Следует предоставить право вынесения предупреждения региональному парламенту за принятие им незаконных актов наряду с Президентом РФ также и Федеральному Собранию РФ, что укрепит единую систему представительных органов власти в стране.

3. Требуют дальнейших научных исследований вопросы об отдельных элементах состава конституционно-правового нарушения регионального парламента, в частности, вины как основного элемента субъективной стороны правонарушения.

4. Необходима подробная регламентация в законодательстве процедуры привлечения к конституционно-правовой ответственности парламентов субъектов РФ, установление четких оснований такой ответственности, исключающих возможность их двоякого толкования.

Глава Ш. Организация деятельности законодательных органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа

§ 1 Структура законодательных органов субъектов РФ, находящихся в пределах Южного федерального округа

В философском смысле под структурой понимается внутренняя организация и упорядоченность объекта.[66] Структура регионального парламента представляет собой внутреннее устройство этого коллегиального органа, соотношение его частей и подразделений. Исходные положения о структуре региональных парламентов содержатся в Федеральном законе «Об общих принципах…», который закрепляет, что структура законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ (ч.2 ст.4). Дальнейшую конкретизацию положения о структуре региональных законодательных органов ЮФО получают в законодательстве субъектов ЮФО, где особое значение имеют регламенты региональных парламентов.

В структуре парламентов субъектов ЮФО можно выделить следующие подразделения:

- палаты парламента;

- руководство парламента;

- комитеты и комиссии парламента; - депутатские объединения парламента; - аппарат парламента.

Палаты. Абсолютное большинство парламентов субъектов ЮФО – однопалатные органы. Вместе с тем в одном из субъектов ЮФО – Чеченской Республике - установлена двухпалатная структура парламента. Парламент Чеченской Республики состоит из двух палат – Совета Республики и Народного собрания (ч.2 ст. 78 Конституции Чеченской Республики).

В палатах Парламента Чеченской Республики имеет место представительство различных интересов. Депутаты Народного Собрания представляют интересы всего народа Чеченской Республики, а депутаты Совета Республики - интересы административно-территориальных единиц Чеченской Республики.

Численность депутатов в палатах Парламента Чеченской Республики разная: Народное Собрание состоит из 40 депутатов, а Совет Республики – из 21 депутата.

Разграничение полномочий палат Парламента Чеченской Республики имеет менее жесткий характер, чем на федеральном уровне. Наряду с исключительной компетенцией каждой из палат существует определенный круг вопросов, отнесенных к ведению Парламента в целом. Решения по таким вопросам принимаются на совместных заседаниях палат.

Распределение полномочий между Парламентом и его палатами является предметом Конституции Чеченской Республики (ст.83). В ней закреплены исчерпывающие перечни полномочий Совета Республики и Народного Собрания, и поэтому объем компетенции палат не может быть изменен обычным республиканским законом. Однако в отношении компетенции Парламента в целом сформулирован открытый перечень полномочий.

Законодательный процесс в Парламенте Чеченской Республики построен по принципу верхней и нижней палаты. Народное Собрание принимает законы, а Совет Республики их одобряет.

Конституция Чеченской Республики распределяет кадровые полномочия между палатами Парламента. Совет Республики решает вопросы о назначении на должность председателя Национального банка, судей, председателя и заместителя председателя Конституционного Суда Чеченской Республики и мировых судей, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, четвертой части членов Избирательной комиссии Чеченской Республики; согласовывает кандидатуру на должность прокурора Чеченской Республики. К ведению Народного Собрания относятся дача согласия Президенту Чеченской Республики на назначение Председателя Правительства Чеченской Республики, его заместителей, а также глав наиболее важных министерств; назначение на должность председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, четвертой части членов Избирательной комиссии Чеченской Республики, Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике.

Здесь хотелось бы отметить, что до недавнего времени двухпалатные парламенты в пределах ЮФО существовали у Республики Адыгея и у Кабардино-Балкарской Республики, однако в итоге они отказались от двухпалатной структуры парламента. По нашему мнению, в современных условиях России нецелесообразно учреждение двухпалатных региональных парламентов, построенных по образу Федерального Собрания РФ. У федерального и региональных парламентов отличаются объем предметов ведения, функций и полномочий, их значимость для государства. Двухпалатная структура значительно замедляет законодательный процесс в парламенте. Депутаты верхних палат региональных парламентов, как правило, работают на непрофессиональной непостоянной основе, поэтому наличие этой палаты не может являться гарантией от принятия парламентом непродуманных, необоснованных законов. На современном этапе государственного строительства России наиболее адекватной представляется однопалатная структура парламентов субъектов РФ.