Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 49 из 108)

2. Авторское право, смежные права, патентное право, право на топологии интегральных микросхем, право на секрет производства (ноу-хау); прав использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

3. Право на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. 4. Защита интеллектуальных прав.

Изучив данную тему, студент должен:

1) знать, что интеллектуальной собственностью являются охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий

(ст. 1225 ГК);

2) уметь изложить систему исключительных прав (прав интеллектуальной собственности) и других интеллектуальных прав;

3) приобрести навыки разграничения объектов исключительных прав (прав интеллектуальной собственности) и других интеллектуальных прав (произведений науки, литературы, искусства, исполнений, изобретений и т.п.).

При изучении темы 17 необходимо:

1) читать Пособие (тема 17);

2) ответить на вопросы 35–40 практикума;

3) акцентировать внимание на содержании исключительного права (права интеллектуальной собственности).

Для самооценки темы 17 необходимо:

1) составить перечень объектов исключительных прав (прав интеллектуальной собственности);

2) охарактеризовать условия патентоспособности изобретения.

3) дать определение понятия наименования места происхождения товара.

План семинарского занятия по теме 17:

1. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Общая характеристика права интеллектуальной собственности (исключительного права) и других интеллектуальных прав.

2. Авторское право.

3. Смежные права.

4. Патентное право.

5. Право на топологии интегральных микросхем и на секрет производства (ноу-хау).

6. Права на средства индивидуализации.

7. Защита интеллектуальных прав.

Общие положения о праве интеллектуальной собственности (исключительном праве) и других интеллектуальных правах

По действующему российскому законодательству интеллектуальной собственностью являются результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства, изобретения и т.п.) и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, фирменные наименования и др.), которым предоставляется правовая охрана (п. 1 ст. 1225 ГК). Иными словами, указанные результаты и средства становятся интеллектуальной собственностью при наличии двух взаимосвязанных условий. Вопервых, их охрана должна предусматриваться (потенциально предоставляться им) законом и, во-вторых, она должна быть реально предоставлена конкретному результату интеллектуальной деятельности или средству индивидуализации.

Момент предоставления правовой охраны указанному результату или средству и, следовательно, превращения его в реальную интеллектуальную собственность зависит от вида результата или средства индивидуализации. Если авторско-правовая охрана произведения науки, литературы и искусства возникает в силу самого факта его создания и выражения в объективной форме, то охрана результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, подлежащего обязательной государственной регистрации, наступает только после прохождения достаточно сложной и подчас длительной заявочно-экспертной процедуры, регистрации результата или средства и выдачи заявителю охранного документа в форме патента или свидетельства.

Поэтому признание любого подлежащего обязательной государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации интеллектуальной собственностью до выдачи охранного документа некорректно (необоснованно). Иначе говоря, согласно п. 1 ст. 1225 части четвертой ГК, как и в силу ранее действовавшей ст. 138 части первой ГК, категория интеллектуальной собственности применима только к реально охраняемому результату интеллектуальной деятельности или средству индивидуализации, на которое у конкретного субъекта имеются определенные права.

Такая квалификация интеллектуальной собственности соответствует Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 14 июля 1967 г. (ВОИС), в которой участвует Россия. Согласно п. VIII ст. 2 данной конвенции «интеллектуальная собственность включает права», относящиеся, в частности, к «литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности».

Права на охраняемые (в ст. 1226 ГК слово «охраняемые» опущено, но оно согласно п.1 ст. 1225 само собой предполагается) результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации именуются в указанной статье интеллектуальными правами. Данная собирательная категория, уже десятки лет употреблявшаяся в зарубежной, в частности, французской правовой доктрине впервые введена в ГК РФ.

Первоначально, по замыслу ее российских сторонников, этой категорией предполагалось заменить как неадекватный ее природе термин «интеллектуальной собственности». Однако, поскольку этот термин приобрел мировое признание и употребление, в том числе закреплен в Стокгольмской конвенции учреждающей ВОИС, он используется и в ГК РФ. Вследствие этого категория интеллектуальных прав приобрела в ГК самостоятельное значение.

Вместе с тем содержание данной категории претерпело в части четвертой ГК существенную метаморфозу по сравнению с зарубежной доктриной. Если в последней речь


шла об интеллектуальных правах только как о личных неимущественных правах, не являющихся интеллектуальной собственностью, то в ст. 1226 ГК в состав интеллектуальных прав включено в первую очередь исключительное право, являющееся имущественным правом, а уже затем (и то лишь в случаях, предусмотренных ГК) -личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

Поскольку личные неимущественные интеллектуальные права (право авторства, право на имя и т.п.) являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным способом (п.1 ст. 150, п.1 ст. 1265 ГК), гражданско-правовые способы приобретения и использования интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации целиком связаны с исключительным, т.е. имущественным интеллектуальным правом, которое по совокупному (общему) смыслу статей 1225 и 1226 ГК можно назвать «интеллектуальным имущественным правом на интеллектуальную собственность» или, для краткости, «правом интеллектуальной собственности».

Именно данное интеллектуальное право является предметом гражданского оборота. В соответствии с этим в п.4 ст. 129 ГК, введенном Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 231-ФЗ, предусмотрено, что хотя результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК) не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, права на такие результаты и средства могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены ГК. В данном случае под отчуждаемыми правами могут пониматься только исключительные права.

Разумеется, оборот исключительного права на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации существенно отличается от товарно-денежного оборота вещей, охраняемых вещным правом собственности. Применительно к обороту исключительного права на указанные результаты и средства, т.е. права интеллектуальной собственности используется не классический механизм производства и обмена товаров как вещей, а лишь сугубо товарно-денежная форма. В силу идеального характера и оригинальности (либо неочевидности) данных результатов и средств плата («цена») за приобретение исключительного права на них либо за предоставление права их использования определяется не сопоставлением индивидуальных трудовых и иных затрат их создателя или иного правообладателя с общественно необходимыми затратами на их создание, поскольку таковых не существует и по определению не может существовать, а только соотношением спроса и предложения на указанные результаты и средства[57].

Статья 1227 ГК традиционно констатирует независимость интеллектуальных прав от вещного права собственности на материальный носитель (вещь), в котором воплощен, т.е. выражен соответствующий результат умственного труда или средство индивидуализации товара либо его производитель. Объясняется это прежде всего и главным образом нематериальным (идеальным) характером результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Любой результат интеллектуального творчества для его восприятия должен быть выражен на одном из материальных носителей (бумаге, холсте, бронзе, мраморе, пленке, диске и т.п.), что позволяет ассоциировать его с вещью, т.е. предметом природы или продуктом труда, обладающими физическими, химическими, биологическими и т.п. свойствами, т.е. натуральной формой. Вследствие наличия данной формы вещи подвержены износу, т.е. амортизации и даже (потребляемые вещи) исчезновению из гражданского (имущественного) оборота.

В отличие от физического труда, итогом которого обычно служат вещи, интеллектуальной деятельностью является умственный (мыслительный, духовный, творческий) труд человека в области науки, техники, в том числе генной инженерии и микробиологии, литературы, искусства и художественного конструирования (дизайна). Результатом интеллектуальной деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера произведением науки, литературы, искусства, изобретением или промышленным образцом. Каждому из этих результатов присущи свои особые условия их охраноспособности и использования, а также осуществления и защиты прав их авторов. Однако все они обладают рядом общих признаков.