Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 77 из 108)

Содержание исключительного права на коммерческое обозначение во многом совпадает с содержанием аналогичного права на другие средства индивидуализации. Оно заключается в основанной на ст. 1539 ГК возможности правообладателя использовать коммерческое обозначение в качестве популярного средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым, не противоречащим закону способом.

В ст. 1539 приводится не исчерпывающий перечень данных способов. Но эти способы являются наиболее типичными. Они выражаются в указании коммерческого обозначения на вывесках, бланках, счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Непременными условиями использования коммерческого обозначения (прежде всего для самого правообладателя) служат: 1) обладание коммерческим обозначением достаточными различительными признаками и 2) известность употребления правообладателем данного обозначения для индивидуализации своего предприятия в пределах определенной территории – города, поселка, административного округа и т.п. Например, если потребители плохо знают, где находится Рябиновая улица, то употребление в качестве коммерческого обозначения слов «На Рябиновой» вряд ли целесообразно, и оно не позволит владельцу соответствующего предприятия приобрести исключительное право на такое обозначение. Не случайно некоторые предприниматели, использовав подобные обозначения, связанные с местом расположения своего предприятия (улицей, переулком, природными объектами – типа «Три тополя», «На Веерной» и т.п.), нередко возвращаются к привычным, традиционным обозначениям, связанным с назначением предприятия, – «Продукты», «Молоко», «Рыболов-спортсмен» и т.п.

По аналогии с другими средствами индивидуализации не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности, обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением другого лица, у которого данное право возникло ранее. Например, нельзя именовать торговое предприятие обозначением «Старик Потапыч», поскольку у другого лица ранее возникло исключительное право на обозначение «Старик Хоттабыч», и эти обозначения можно трактовать как сходные до степени смешения.

Защита интеллектуальных прав

В соответствии с общей нормой ст. 11 ГК ст. 1248 ГК предусматривает, что споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. Одновременно ст. 1248 ГК однозначно со ссылкой на п. 2 ст. 11 ГК трактует в качестве административного порядок, применяемый в случаях, предусмотренных ГК, для защиты интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, а также свидетельств на товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением.

Указанный административный порядок применяется несколькими федеральными органами исполнительной власти. В зависимости от объекта интеллектуальных прав в их качестве могут выступать соответственно орган по интеллектуальной собственности или орган по селекционным достижениям. В других случаях, предусмотренных ст. 1401–1405 ГК, споры, связанные с защитой прав, рассматривает и разрешает в административном порядке федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в соответствии с п. 2 ст. 1401 ГК (Минобороны России, ФСБ России и т.п.).

Вступление в силу решений данных органов совпадает с днем их принятия. И как любые решения, принятые в административном порядке, эти решения также могут быть оспорены в суде. Данное правило целиком базируется на норме п. 2 ст. 11 ГК. Что касается порядка судебного оспаривания, то он регламентирован процессуальным законодательством, в первую очередь ГПК.

Помимо самого федерального органа по интеллектуальной собственности перечисленные ранее споры рассматривает и разрешает также образуемая при нем Палата по патентным спорам. Установление правил рассмотрения и разрешения споров в административном порядке органом по интеллектуальной собственности, Палатой по патентным спорам и органом по селекционным достижениям делегировано федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (в настоящее время – Минобрнауки России), и федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему нормативно-правовое регулирование в сельскохозяйственной сфере (в настоящее время – Минсельхоз России). Установление аналогичных правил по спорам, связанным с секретными изобретениями, возложено на соответствующий уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в соответствии с п. 2 ст. 1401 ГК.

Статья 1250 ГК позволяет применять для защиты интеллектуальных прав способы, предусмотренные ГК. Однако при этом должны учитываться как существо нарушенного права, так и последствия такого нарушения. Способы защиты всех гражданских прав установлены ст. 12 ГК. Что касается существа нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, последствий их нарушения или специфических оснований оспаривания, то они регламентированы соответствующими статьями части четвертой ГК.

По общим правилам ст. 12 ГК защита гражданских прав осуществляется путем: признания права (например, права авторства гражданина на произведение науки, литературы или искусства); восстановления положения, существовавшего до нарушения права (например, путем изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (см. комментарий к ст. 1515), и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (см. комментарий к ст. 1302).

Другими способами защиты гражданских прав являются: признание по суду оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности (ст. 167–169 ГК), применение последствий недействительности ничтожной сделки, т.е. сделки, недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК). Примером подобной сделки может служить лицензионный договор, при заключении которого не соблюдены письменная форма или требование о государственной регистрации в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 1232 ГК (см. комментарии к ст. 1232, 1235).

Важными способами защиты гражданских прав служат: признание недействительным акта государственного органа или и органа местного самоуправления; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Из перечисленных способов для защиты интеллектуальных прав наиболее актуальным является возмещение убытков и компенсация морального вреда.

Различают два вида убытков, взыскиваемых с нарушителя прав: реальный ущерб (понесенные потерпевшим расходы, утрата или повреждение его имущества) и упущенная выгода, т.е. неполученные доходы, которые потерпевший получил бы, если бы его право не было нарушено. Определение размера этих доходов должно вестись исходя из обычных (а не особо благоприятных или неблагоприятных) условий гражданского оборота (ст. 15 ГК).

Компенсация морального вреда, ее основания и размер определяются нормами ст. 151, 1099–1101 ГК. Моральный вред, т.е. физические или нравственные страдания гражданина, могут компенсироваться в денежной форме в случаях их причинения действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага (честь, достоинство, деловую репутацию, личную и семейную тайну и т.п.). Однако моральный вред может быть причинен и действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина. В таких случаях он возмещается лишь в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК).

Как правило, моральный вред компенсируется причинителем на общих основаниях, т.е. при наличии его вины. Вместе с тем закон содержит перечень основных случаев компенсации независимо от вины причинителя. Это случаи, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате незаконных действий публичных субъектов – органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (п. 1 ст. 1070 ГК); вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию (ст. 1100 ГК). Говоря о способах и размере компенсации морального вреда, ст. 1101 ГК частично повторяет и детализирует правила ст. 151 ГК.

Практика по делам данной категории разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»[76].

Одним из способов защиты гражданских прав является их самозащита. Граждане и юридические лица вправе сами, в том числе с привлечением в установленном порядке частных охранников, защищать свои права. Применяемые при этом приемы и меры самозащиты должны быть соразмерны нарушению прав и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Применение различных способов защиты интеллектуальных прав может быть инициировано правообладателями (авторами, их работодателями, исполнителями, изготовителями фонограмм и т.п.), организациями по управлению правами на коллективной основе и другими лицами в установленных законом случаях.