Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 54 из 108)

Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей могут быть авторские права на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта. Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию.

Приравняв программы для ЭВМ к литературным произведениям, закон установил широкий круг видов данных произведений, на которые распространяется авторскоправовая охрана. Авторские права охраняются на все виды программ для ЭВМ, в том числе на операционные системы и программные комплексы. Охраняемые программы могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Статья 1261 ГК содержит ставшее традиционным легальное определение программы для ЭВМ как представленной в объективной форме совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.

Охрана программ для ЭВМ и баз данных средствами авторского права была введена во многих зарубежных странах после продолжительных дискуссий о возможности их охраны патентным правом или иным путем, в частности путем государственной регистрации алгоритмов и программ для ЭВМ. Однако эти дискуссии закончились включением программ для ЭВМ в качестве объектов авторских прав в законы об авторском праве.

То же самое было сделано и в России.

Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных не является обязательной (ст. 1259). Правообладатель может зарегистрировать их по своему желанию в течение срока действия исключительного права на них. Регистрацию осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Важными элементами заявки являются депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат. Кроме того, заявка должна содержать документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере. Если заявитель освобожден от уплаты данной пошлины, или имеет право на уменьшение ее размера, или на отсрочку ее уплаты, он должен представить документ о наличии у него соответствующих оснований.

Если государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных является факультативной, то договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных, а также переход исключительного права на них к другим лицам без договора должны регистрироваться в обязательном порядке. Регистрацию и в этих случаях осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности.

Аудиовизуальное произведение обладает целым рядом особенностей, что и вызвало необходимость в отдельной регламентации его режима как объекта авторских прав. В первую очередь закон дает легальное определение данного произведения и перечень его видов.

Аудиовизуальное произведение – это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений. Эти изображения могут идти с сопровождением или без сопровождения их звуком. Они должны быть предназначены для зрительного, а в случае сопровождения звуком также и для слухового восприятия. При этом восприятие происходит только с помощью технических устройств, соответствующих конкретному виду аудиовизуального произведения.

К числу аудиовизуальных произведений относятся, прежде всего, кинематографические произведения. Аудиовизуальными являются также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим. Это, в частности, теле- и видеофильмы, а также другие подобные им произведения, например, клипы, диафильмы и слайдфильмы. При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Закон устанавливает ставший традиционным круг авторов аудиовизуального произведения. Ими являются: режиссер-постановщик; автор сценария и композитор. Последний входит в число авторов аудиовизуального произведения только при условии, если он является автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого произведения.

Другой правовой статус имеет композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), созданного безотносительно к аудиовизуальному произведению, но использованному в нем. Этот композитор не входит в число авторов аудиовизуального произведения. Он имеет лишь право на вознаграждение за использование его музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Свои права на аудиовизуальное произведение имеет продюсер, т.е. физическое или юридическое лицо, организовавшее его создание. Эти права определяются в соответствии со ст. 1240 ГК.

Продюсер, организовавший создание такого сложного объекта, как кинофильм или иное аудиовизуальное произведение, включающее несколько результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования этих результатов. Данное право возникает на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключенных продюсером с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуального творчества, такие как литературный сценарий или музыкальное произведение, специально созданное для использования в аудиовизуальном произведении.

Кроме того, изготовитель аудиовизуального произведения имеет право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование. Пункт 4 ст. 1263 ГК презюмирует признание изготовителем аудиовизуального произведения лица, имя или наименование которого указано на этом произведении. Обязанность опровержения данной презумпции лежит на заинтересованном лице.

Помимо авторов аудиовизуального произведения (сценариста, композитора, режиссера-постановщика), результаты творческого труда, которых служат базой данного произведения, в это произведение в качестве его составных частей входят и другие произведения. Эти произведения могут существовать и до создания аудиовизуального произведения, например, литературное произведение (роман, повесть, рассказ), положенное в основу сценария, или музыкальное произведение (с текстом или без текста). Они могут быть созданы и в процессе работы над указанным аудиовизуальным произведением. Таковы, в частности, результаты труда оператора-постановщика или художника-постановщика.

Закон охраняет авторские права всех этих лиц. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение. Иное возможно только в случае, когда исключительное право передается изготовителю (продюсеру) или другим лицам по иным предусмотренным законом основаниям, в частности в порядке наследования.

Статья 1264 ГК устанавливает нормы, отсутствовавшие в прежнем законодательстве об авторском праве. Как и ранее, закон не признает объектами авторских прав официальные документы, символы и знаки (ст. 1259). Вместе с тем п. 1 ст. 1264 ГК узаконивает право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официаль-


ного перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака (флага, герба, ордена, денежного знака и т.п.), символа или знака муниципального образования. Право авторства на любой из таких проектов принадлежит его разработчику, т.е. лицу, создавшему проект.

Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем. Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК, где сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя.

Право на неприкосновенность произведения выражается в недопущении без согласия автора внесений в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжения произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Вследствие этого редакторская и иная правка произведения также допускается только с согласия его автора. Закон не перечисляет возможные отклонения по чьей-либо воле от существа и формы произведения, поскольку он ограждает автора от всякого изменения его произведения.


Единственное исключение составляют случаи внесения в произведение изменений, сокращений или дополнений при использовании произведения после смерти автора. Разрешение на это вправе дать только лицо, обладающее исключительным правом на произведение, в частности наследник автора, при соблюдении двух обязательных условий. Во-первых, изменения, сокращения или дополнения не должны искажать замысел автора и нарушать целостность восприятия произведения. Во-вторых, они не должны противоречить воле автора, достаточно определенно, четко и ясно выраженной им самим. Это может быть сделано не только в завещании, но и в любой другой письменной форме, включая письма и дневники автора.

Во избежание размолвок ст. 1266 ГК разделила «право на неприкосновенность произведения» и «защиту произведения от искажений», под которыми понимаются «извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия». Именно эти действия дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации по правилам ст. 152 ГК. В таких случаях по требованию заинтересованных лиц защита чести и достоинства автора допускается и после его смерти.